Минэнерго РФ рассмотрело Схему теплоснабжения Красноярска до 2033 года и вернуло ее городу на доработку. Серьезным последствием этого стала неопределенность в планах развития города. По сути, Красноярск продолжает топтаться на месте, ведь многие растущие районы по-прежнему завязаны на малые угольные котельные.
Зачем Красноярску схема теплоснабжения
Современный мегаполис должен развиваться не хаотично, а грамотно и продуманно. Схема нужна, чтобы определить тарифы и инвестиции в теплоснабжение города.
По сути это план развития красноярской теплоэнергетики, часть которого — избавление краевого центра от малых неэкономичных и неэкологичных котельных и переход к крупным современным источникам тепла. За несколько лет в городе планируют закрыть около двух десятков объектов.
Это позволит потребителю покупать тепло по адекватной цене, улучшит экологию города, а после утверждения схемы станут понятны перспективы теплоснабжения новых районов города.
Без схемы работать нельзя
Проблемы не только у Красноярска. Сейчас в России есть еще 8 городов с населением больше полумиллиона, которые по разным причинам задерживают принятие этого жизненно важного документа. Как правило, причина одна — в этих городах не готовы расстаться с неэффективными котельными, за которыми стоят порой очень влиятельные собственники. Ситуация всерьез беспокоит Минэнерго РФ — федеральные власти уже готовы штрафовать и дисквалифицировать регионалов.
Ведомство придумывает санкции для властей регионов, которые срывают сроки подготовки долгосрочных схем теплоснабжения. В каждом городе такой документ должен был быть готов еще в 2011 году. Однако и до сих пор по нескольким мегаполисам вопрос со сроками утверждения остается открытым. Санкции планируют включить в поправки к ФЗ «О теплоснабжении», они должны усилить ответственность регионов за отсутствие долгосрочных схем теплоснабжения (на 15 лет).
По данным газеты «Коммерсант», это могут быть штрафы 30-50 тыс рублей и дисквалификация от года до двух лет для глав муниципалитетов и представителей городских властей, нарушивших сроки либо порядок разработки схем.
В числе аутсайдеров оказались Красноярск, Челябинск, Тюмень, Кемерово, Хабаровск, Астрахань, Тула и Севастополь. Причем в Красноярске основной спор касался выбора теплоисточника для новых районов — ТЭЦ или котельная — и сроков перевода тепловой нагрузки с котельных на ТЭЦ. Красноярск, вопреки требованиям Минэнерго, в последнем варианте схемы лишь увеличил нагрузку на малые котельные вместо их закрытия. Похожая история в Челябинске, где регион отдал приоритет дорогим котельным перед когенерацией, что привело бы к существенному росту тарифов через год-два.
Так что опасения рядовых красноярцев — не подорожает ли тепло? — вполне обоснованы. Из-за отсутствия схемы тариф может вырасти. Разберемся, почему так.
Кто на свете всех милее?
Сначала по поводу цен. Во-первых, ТЭЦ и малые котельные никогда не были конкурентами. В Красноярске сейчас и так большая часть домов отапливается за счет крупных станций.
Во-вторых, малым котельным уже сегодня выработка одной гигакалории обходится дороже, чем ТЭЦ. И со временем она будет лишь дорожать — естественным образом из-за инфляции и во многом из-за износа оборудования. Это подтверждают и специалисты. К примеру, доцент кафедры тепловых и электрических станций СФУ Михаил Колосов говорит, что удельный расход топлива ТЭЦ в полтора раза ниже, чем котельных.
По словам депутата Горсовета Сергея Толмачева, Красноярску давно пора избавляться от малых котельных:
— К самой схеме очень много еще вопросов. Но вот сам принцип ухода от малых котельных и переход на крупные источники теплоснабжения я поддерживаю. Это просто дешевле и надежнее.
Но дело не в дороговизне тарифа как такового. Сейчас разница между реальной ценой гигакалории и установленным для населения тарифом, который, естественно, ниже, компенсируется из бюджета.
По расчетам вице-спикера Горсовета Красноярска Александра Глискова, на это ежегодно уходит около полутора миллиардов рублей. Неужели Красноярску больше некуда потратить такие деньги? На полтора миллиарда можно построить несколько хороших детских садов или школ. Можно сделать отличные дороги. Можно не скупиться и заняться нормальным озеленением задыхающегося города. Можно построить на эти деньги два двухсотквартирных дома и переселить в них людей из аварийного жилья, решив тем самым проблему, которую сейчас власти признают нерешаемой. Почему же красноярцы должны продолжать в прямом смысле сжигать эти деньги?
Модернизировать старые котельные дорого и неэффективно
В 60-70-е годы прошлого века небо в Красноярске коптили около 300 котельных. О зашкаливающих выбросах от такого количества дымящих труб тогда никто даже не заикался. Некоторые из них так и стоят с советских времен практически в нетронутом виде. Чтобы привести старые котельные в норму — поставить новое оборудование, избавиться от теплопотерь, повысить КПД — нужна уйма денег. А где их брать? Вариантов немного — собственные средства или кредит. Впрочем, в любом случае эти траты будут за наш счет — производитель тепла ведь как-то должен будет «отбивать» траты. Заложить их в тариф — очевидный способ.
Наглядный пример приводит вице-спикер Горсовета Александр Глисков: расположенная в мкрн Солнечный котельная ООО «РТК» предоставляет тепло по одному из самых высоких тарифов в Красноярске. При этом состояние самого оборудования оставляет желать лучшего. Очевидно, что модернизация нужна и рано или поздно потребует денег. А где их взять?
Еще две котельные, расположенные в Советском районе, на проспекте Металлургов и улице Джамбульская, лучше вообще не трогать. Их модернизация обойдется дороже строительства новых. А ведь именно от такого «бизнеса» и зашкаливающих тарифов, по идее, и должна избавить схема.
Без нормальной схемы теплоснабжения «доступное» жилье станет недоступным
И такая проблема есть не только в старых спальных районах Красноярска. Без современных и дешевых источников тепла не могут строиться новые районы с доступным жильем. А владельцы котельных, оказавшихся не у дел, вполне объяснимо пытаются спасти свой бизнес.
К примеру, проект «Нанжуль-Солнечный» сегодня просто встал. И квартиры, которых ждут тысячи семей, могут оказаться им не по карману или вовсе остаться недостроем.
Дело в том, что без нормальной схемы теплоснабжения строители не могут тянуть трубы. Валерий Шевелев, главный инженер строительной компании «Сибиряк», говорит: сегодня четкой программы обеспечения нового микрорайона теплом попросту нет. Малые энергокомпании «РТК» и «Краском» обещают обеспечить микрорайон теплом, но называют совершенно разные цены, требуя за подключение от 200 до 800 млн рублей.
Понятно, что если рассчитывать на старые котельные, тепло здесь будет дорогим. Следовательно, дорогим будет и «доступное» жилье. Впрочем, доступным для кого — для олигархов? Поэтому строительство или заморозят, так и не начав, или попытаются компенсировать затраты энергетиков за счет и без того дефицитного бюджета Красноярска. Единственный логичный вариант — протащить всего километр трубы от дешевой ТЭЦ-3 — владельцы «РТК», естественно, принимают в штыки. Пока нет четкой схемы теплоснабжения, будет продолжаться борьба за собственные интересы, а не жителей.
Еще один пример, уже про строящийся микрорайон «Солонцы-2». «РТК» в свое время предоставила вариант его теплоснабжения. Но в расчетах, которые представили властям и общественности, руководители компании «потеряли» миллиард рублей, показав совершенно другую итоговую цифру. Где они планировали этот миллиард потом искать и за чей счет? Согласитесь, ситуация могла быть нехорошей — когда посреди строительства целого района вдруг выясняется, что денег на тепло для него не хватает.
Председатель координационного совета общественного движения «Народный контроль в ЖКХ» Роман Казаков отмечает, что идея отдать теплоснабжение микрорайона «Солонцы-2» компании «РТК» вызывает, мягко говоря, большие сомнения — и с технической, и с экономической точек зрения.
«Рациональный выбор был бы в пользу ТЭЦ-3. Но рациональность, по всей видимости, сегодня не в моде», — говорит Казаков.
Максим Прохоров