Образования нет? Берем!
По образованию я переводчик, после вуза работала в центре детского развития. Потом решила попробовать устроиться в детский сад. Чаще всего без профильного образования в сад берут только нянечкой с зарплатой около 10–15 тысяч. Но когда я нашла вакансию в частный детский сад с зарплатой 25 тысяч, то решила «Почему бы и нет?». Позвонила, предупредила о том, что педагогического образования у меня нет, но есть опыт работы с детьми и высшее образование. Мы договорились о собеседовании.
С начальницей говорили прямо в группе — вокруг бегали дети, а мы пытались обсудить детали работы. Она рассказывала о том, что к ним ходят спокойные хорошие дети, но что именно входит в мои обязанности, почему-то так и не смогла объяснить. Просто сказала: «Ну ладно, будешь воспитателем работать». Мне было интересно попробовать себя в этой профессии и я решила, что ничего не потеряю, если соглашусь.
Правила, которых нет
В первые два дня стажировки начальница (она же — одна из воспитателей) была рядом, на третий же оставила меня одну с детьми, а сама сидела в кабинете.
В обычных детских садах, несмотря на то, что ты воспитатель, у тебя есть нянечка, которая помогает. Я тоже рассчитывала на ее помощь, так как группа состоит из 25 детей в возрасте от 1 до 7 лет, и уследить за ними очень сложно.
Как-то раз я отлучилась буквально на пару минут по делам и оставила нянечку с детьми. Пока шла по коридору, услышала дикий ор, и тут же побежала обратно. Оказывается, кто-то толкнул маленькую девочку, она упала и сломала стул. Сказать, что я испугалась — не сказать ничего. Хорошо, что все обошлось. И все это время нянечка просто сидела, смотрела и ничего не предпринимала. Когда ее ругала начальница, она спокойно ответила: «Это не моя работа».
После этого случая мне сказали, что я не имею права оставлять детей с нянечкой.
Сама же начальница нередко оставляла младших детей на нянечку, а сама уходила со старшими ребятами играть в спортзал, потому что им было скучно в игровой с малышами. Складывалось впечатление, что они только при мне делали вид, что у них правильный садик, но сами спокойно могли нарушать свои же правила. Например, включать детям мультики в спортзале и уходить заниматься своими делами.
Что касается учебной программы, то мне дали какие-то методички, но материал был сырой — я приходила домой и сама планировала, что мы будем изучать и делать с детьми в следующий раз. С одной стороны — очень круто иметь полную свободу действий. Но с другой — у меня не было подобного опыта, и я не очень-то была ко всему этому готова, особенно, когда урок нужно планировать для разновозрастных детей.
Молчат только, когда едят
Не обходилось и без сложных детей. Например, у нас в группе был 5-летний мальчик. С ним невозможно было проводить уроки, а сборы на улицу и переодевания после прогулки — это вообще отдельная тема. Как-то раз он устроил дикую истерику, потому что я попросила его попробовать одеться самостоятельно, как другие его ровесники. Он бросил штаны на пол и начал громко орать. Просто стоял и орал. И так было постоянно.
Сложнее всего было работать с малышами. Они просились к маме и часто плакали, а мне нужно было успеть их успокоить и со старшими поиграть, потому что тем быстро становилось скучно.
Самый лучший момент во время рабочего дня — обед. Когда все дети садятся кушать, в группе наступала невероятная тишина. Слышно было только милое детское чавканье. Я сидела и отдыхала от шума и гама.
После обеда наступало время дневного сна. Я не сразу это заметила, но дети там спали без одеял. Каждому полагалась простынка, но одеяла выдавали только самым маленьким. Из-за этого иногда старшие устраивали истерики, но я ничего не могла поделать — одеял тупо не было.
Разбавленное молоко и хлебная запеканка
То, что готовили там детям, иногда даже я не ела. И это не вина повара — ей самой не нравилось экономить на продуктах, которые по минимуму закупала и заказывала начальница. Например, стакан молока для ребенка там наполовину разбавляли водой.
Как-то раз начальница решила, что повар своровала хлеб, потому что его не хватило на добавку. Никогда не забуду, как она с выпученными глазами обшаривала все полки на глазах изумленной поварихи. Еще начальница следила за тем, сколько дети едят. Например, там была полненькая девочка и начальница запретила давать ей добавку, потому что об этом попросила ее мама. Мне в это, честно говоря, не очень верится — ко мне ничья мама с такими просьбами не обращалась.
С мясом тоже были проблемы. Если повар делала запеканку, то разбавляла ее большим количеством хлеба, чтобы хватило на всех детей.
Увольнение
Окончательно я поняла, что влипла, когда начальница на полном серьезе отчитывала меня за то, что кукла в домике лежала не совсем правильно. Ребенок просто положил игрушки на место и пошел одеваться на прогулку. Кто же знал, что там такой строгий порядок укладывания куклы в кровать:
«Вот кукла в кроватке лежит и у нее волосы не расплетены. Почему вы детям не объяснили, что волосы нужно расплетать? А в одежде она почему? У нее в шкафу пижамка есть. А обутки? Обуточки нужно аккуратно возле кроватки ставить».
Отработав месяц, я решила — пора увольняться. Обещали мне зарплату 25 тысяч, но выплатили только 9 тысяч, аргументировав это тем, что я, оказывается, работала на полставки, и у меня не было программы. Возможно, я сама виновата, что толком не обговорила заранее эти детали. Но это было довольно странно.
Мне понравилось, что я смогла заработать авторитет у детей, хотя поначалу они меня ни во что не ставили — выгляжу совсем как девчонка, чего меня слушаться? Но со временем я умудрялась к некоторым из них найти подход. Особенно мне запомнился маленький мальчик Андрей. Он был оторвой — жутко бешеный пацан, сколько ни усаживай его на стульчик — не успокоится. Как-то раз он меня выбесил, я взяла его за руку и пошла с ним поговорить: спросила его о том, почему он себя так ведет и все такое. И потом (о, чудо!) этот ребенок стал моим самым настоящим маленьким помощником. Я не понимаю, что произошло в его голове, но мы с ним здорово подружились.
Это был очень крутой опыт — дети там были классные, но сам труд — неблагодарный. Я не первая, кто ушел через месяц — на постоянную текучку персонала мне даже родители жаловались. В саду подобного типа должен работать воспитатель с огромным опытом, и зачем туда взяли меня — до сих пор не понимаю.
Я видела отзывы об этом садике — родители жаловались на воспитателей, которые, по словам детей, кричали на них. Я этого не видела, но не удивлюсь, если это правда. Я думаю, дети сами прекрасно понимают, что молоко странного вкуса и что мяса в запеканке мало. Не менее странно для меня то, что многих детей продолжали водить в этот сад, несмотря на то, что дети прямым текстом говорили родителям, что им там не нравится. Я понимаю, дешевый абонемент — это здорово, но когда день за днем ребенок плачет, не хочет идти в сад и возвращается домой понурый — его нужно забирать оттуда.
Беседовала Анна Калюта специально для интернет-газеты Newslab.ru