Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Непостроенному метро в Красноярске 25 лет. Что нам обещают сегодня и можно ли этому верить?

Непостроенному метро в Красноярске 25 лет. Что нам обещают сегодня и можно ли этому верить?

13.09.2019
49

Миллиард на расконсервацию

Давайте разберемся, что всё-таки происходит с метро в Красноярске в последние годы. Опустим все предвыборные спекуляции, громкие обещания и горящие глаза чиновников. Итак, только факты: после длительных обсуждений в 2018 году Красноярский край получил 1 миллиард рублей на корректировку схемы метрополитена. С того момента мэрия Красноярска зарезервировала землю под будущее строительство и запланировала выкуп 11 участков. Для координации проекта краевые власти разработали соответствующий законопроект. Ориентировочный срок запуска первой линии — 2023 год.

«К концу 2019 года мы должны закончить работы по изысканию, это большой пласт — мы пробурим около 9,5 тысяч скважин глубиной 80-85 метров. После этого нужно будет актуализировать смету — сколько все-таки метрополитен длиной 12,5 км будет стоить. И это даст нам понимание о размере затрат. Всего на сегодняшний день на достройку требуется около 70 миллиардов рублей», — рассказал директор Управления по строительству красноярского метрополитена Игорь Иванов.

Власти анонсируют, что в красноярской подземке будут применять усовершенствованные технологии управления движением. Красноярское метро может стать первым в России метрополитеном с беспилотным управлением.

С такого состояния работы стартуют в 2019-м:

Нам нужно другое метро!

Важно понимать, что за годы, пока проект метро в Красноярске пребывал в состоянии комы, в России изменились многие технические нормативы в метростроении. Поэтому существующий проект сейчас необходимо доработать. Первый план станций красноярского метро минтрансу представила компания АО «КрасноярскТИСИЗ», которая выполняла комплекс инженерных изысканий для строительства метро еще с 1983 по 1995 годы.

Минтранс края отверг идеи этого проектировщика, так как они не учитывают современные реалии Красноярска: застройку, проекты по повышению экологичности транспорта, геологические особенности местности.

«На наш взгляд, это отличный вариант метрополитена, который придал бы городу более современный облик, соответствующий развивающимся мегаполисам. Однако такая концепция абсолютно не подходит Красноярску и не будет реализована. Она никак не учитывает условия существующей застройки и геологические особенности местности. Например, предполагает снос жилых домов в центре или строительство путепровода на улице Аэровокзальной. Мы не можем строить метро в ущерб жителям», — сообщил минтранс.

Власти готовят документы на конкурс для проектировщиков. Согласно закупке, первая линия метрополитена будет выглядеть следующим образом: станции «Бугач» — «Высотная» — «ул. Копылова» — «Вокзальная» — «Театральная Площадь» — «Площадь Мира» — «Красный Яр» — «Аэровокзальная» — «Октябрьская» — «Зеленая Роща». Всего планируется построить девять станций, в первой линии их шесть — от Высотной до Стрелки.

Работа началась

Итак, 9 сентября 2019 года договор по итогам конкурса заключают с единственной заявившейся на него компанией АО «КрасноярскТИСИЗ». Стало известно, что при корректировке проекта метро в Красноярске могут сократить количество станций до пяти, сообщил министр транспорта Константин Димитров.

За 954 млн проектировщику предстоит пересмотреть схемы строительства первой линии метрополитена:

  • участок из 6 станций от «Высотной» до так называемой «Ленинской» на Стрелке;
  • трех станций до «Октябрьской» в районе парка 400-летия Красноярска на Взлетке;
  • определить способ строительства всех девяти станций подземки.
Материалы по теме
Метро Красноярска: каким оно могло быть?
Роняем слёзы на красивые проекты

Первая линия метрополитена будет полностью подземной. Каким станет её продолжение (от Стрелки до «Октябрьской»), станет известно после инженерных изысканий.

Под вопросом и беспилотники, появятся ли они — станет известно после инженерных изысканий. Разработать техническую часть по первому этапу строительства метро «Красноярск ТИСИЗ» должен до 20 декабря 2019 года.

В тоннелях метро Красноярска в 2015 году

25 лет красноярского метрополитена. История болезни в датах:

  1. В 1994 году начались подготовительные и горно-капитальные работы. 17 октября 1995 года вынули первый ковш земли.
  2. 30 января 1996 года на стволе № 5 (станция «площадь Революции») начались работы. К 2003 году ствол был пройден до проектной глубины — 71,2 метра.
  3. 19 августа 1996 года начались работы на станции «Вокзальная» (ствол № 3).
  4. В 1998 году финансирование пошло на убыль, из городского бюджета средства не выделялись, а в 1999 году ситуация стала настолько критической, что генеральный директор «Красноярскметростроя» (подразделение ОАО «Бамтоннельстрой») пригрозил отключить откачивающие воду насосы.
  5. 26 декабря 2001 года отечественным проходческим щитом КПЩ-12 от шахтного ствола № 2 (на ул. Ладо Кецховели) на глубине 60 метров началась проходка непосредственно левого перегонного тоннеля в сторону будущей станции «Улица Копылова».
  6. 5 сентября 2003 года на строительной площадке станции «Высотная» запустили в эксплуатацию доставленный из Сингапура в 2002 году тоннелепроходческий комплекс LOVAT.
  7. В 2005 году федеральный бюджет выделил 144 миллиона рублей, на которые было пройдено 250 метров тоннеля «Высотная» — «Улица Копылова».
  8. В 2006 году выделили 230,2 миллионов рублей.
  9. В 2007 году освоили 630 миллионов рублей, 588 миллионов из которых поступили из федерального бюджета, остальные — из бюджета края. На эти деньги в 2007 году выполнили 930 погонных метров тоннелей на перегонах между станциями «Высотная», «Улица Копылова» и «Вокзальной». Институт «Красноярскметропроект» выполнил ряд проектных работ на 23 млн рублей. К сентябрю 2007 года пройдено более 2100 метров перегонных тоннелей, не считая подходных выработок и шахтных стволов.
  10. К маю 2008 года на красноярском метрополитене пройдено уже более 3,5 тыс. метров горных выработок, из них готовых тоннелей — около трёх километров. Всего освоено порядка 4,8 млрд рублей.
  11. В 2008 году из федерального бюджета на строительство красноярского метрополитена выделили 801 миллион рублей.
  12. В 2009 году власти приняли решение о прекращении строительства станции «Площадь Революции» и засыпке шахты песком.
  13. В 2011 году приняли решение о прекращении строительства и консервации станции «Вокзальная».
  14. В январе 2012 года губернатор Лев Кузнецов предложил возобновить строительство метрополитена и расконсервации выработок. Из федерального бюджета пообещали выделить 1 миллиард рублей.
  15. В мае 2013 года вновь принято решение о консервации всех построенных выработок на неопределённое время, конкурс объявили на портале госзакупок. Позже Красноярск выиграл право на проведение Зимней Универсиады-2019, стимулов для строительства метрополитена стало больше.
  16. В 2015 году губернатор Красноярского края Виктор Толоконский из-за затратности распорядился приостановить строительство метро до 2020 года. Отметим, что до этого он поддерживал проект.
  17. В 2017 году консервация объектов обходится местным властям в 76 млн рублей в год. Строительство первой ветки исключили из планов к проведению Универсиады.
  18. В августе 2018 года мэрия Красноярска зарезервировала земельный участок для строительства ствола № 1 станции «Улица Копылова». Решено, что первая линия пройдет между готовящимися к строительству станциями «Высотная» и «Проспект Мира».
  19. В апреле 2019 года появился краевой законопроект «О развитии метрополитена в Красноярске». Начало строительства запланировано в 2019 году, а окончание в 2023 году.
  20. В июле 2019 года объявили конкурс на поиск подрядчика для корректировки проектно-сметной документации по первой линии метрополитена в Красноярске. На это выделили почти миллиард рублей из федерального бюджета.
  21. 9 сентября 2019 года заключили контракт с подрядчиком-победителем конкурса на корректировку документации метро АО «КрасноярскТИСИЗ».

А что дальше? Когда помчимся под землей?

Первые станции красноярского метрополитена власти планируют открыть к 2023 году. Если все пойдёт по плану, то с ними интегрируют ещё и трамвайные линии. А пока нам предлагают помочь проектировщику и нарисовать, каким мы видим метро. Ну и не унывать, конечно. Ждали 25 лет — подождем еще! Главное — не забыть передать потомкам красивые эскизы и планы станций. А то вдруг забудут, что мы там строим.

Интернет-газета Newslab

Кузнецов Лев Владимирович
Член совета директоров компании «Интергео»
Толоконский Виктор Александрович
Экс-губернатор Красноярского края

Рекомендуем почитать