Антон, Мальдивы
Я работаю на Мальдивах, менеджером в пятизвездочной гостинице. Туристический сектор стал одной из первых экономических жертв пандемии, еще до того, как о ней объявили официально. В первых числах февраля китайские туроператоры начали массового отменять и переносить брони. Для нас это был серьезный удар — это очень большой сегмент нашего рынка. Мы затянули пояса потуже, но катастрофы пока еще ничего не предвещало — ожидалось, что ситуация не выйдет за пределы локального уровня и сравнительно быстро будет взята под контроль, а лакуну, оставленную китайскими туристами, удастся заполнить гостями из Европы.
К сожалению, к началу марта стало понятно, что оптимистичные прогнозы не оправдались. Начали появляться первые подтверждённые случаи заражения COVID-19 в стране — на сегодняшний день подтверждено 13 случаев. Были введены ограничения на въезд в страну для пассажиров, прибывающих из ряда стран (этот список тоже продолжает пополняться). Туризм, естественно, пошел на спад, гостиницы ставят антирекорды по заполняемости.
Никто твердо не уверен в своем долгосрочном трудоустройстве. Экономический ущерб для страны, которая фактически живет за счет туризма, колоссален.
С другой стороны, местные власти делают все для минимизации рисков, связанных непосредственно с распространением вируса. Географическое расположение Мальдив играет на руку — отдельные острова легко изолировать друг от друга. У нас есть дежурный врач, отведено специальное помещение для возможного карантина, мы постоянно на связи с министерством здравоохранения. Действует горячая линия: любой подозрительный кашель или внезапно подскочившая температура могут стать поводом для проверки. Изоляция больных тоже проходит в комфортных условиях — на одном из островов в ударные сроки возвели гостиницу специально для этой задачи:
Я не нахожусь в основной группе риска, поэтому боюсь не сколько заразиться, сколько стать переносчиком и заразить окружающих. Конечно, тревожно за близких, особенно представителей старшего поколения.
Что тут делать? Мыть руки и надеяться на лучшее. Наиболее пессимистичный вариант — вынужденное закрытие отеля и бессрочный неоплачиваемый отпуск, который за этим последует. Еще неделю назад такой сценарий развития событий казался невообразимым, но с каждым новым днем становится все более и более вероятным.
Александра, США
Я работаю на крупную технологическую компанию в Нью-Йорке. В этом смысле мне повезло — я работаю в офисе кондитером, моя команда занимается приготовлением еды для сотрудников.
С прошлой недели (с 9 по 15 марта) у сотрудников этой компании была возможность работать из дома — к концу недели офис был практически пустой. Со следующей недели вступает в силу расписание для очень узкой группы сотрудников. Я, например, всю неделю буду на карантине, при этом буду получать полную зарплату, как будто приходила на работу. Затем в течение трех недель. Возможно, меня поставят в это расписание, а, может быть, и не поставят. Компания готова пойти на уступки и позаботиться о персонале — поэтому я чувствую себя в безопасности. Знаю, что смогу купить продукты, заплатить аренду и т. д.
Кстати, еще две недели назад нам на работе дали информацию, где указано, что это за вирус, как он распространяется, как защитить себя и других. Весь персонал усилил меры безопасности, которые, честно говоря, и без того строже, чем я где-либо видела.
Что касается продуктов в супермаркетах, в крупных торговых сетях уже нет круп, макаронных изделий, в магазинах у дома еще можно кое-что купить. Опустевших полностью полок я не видела. В целом, истерии нет — людей на улицах меньше, магазины опустели. Почему-то в первую очередь покупают воду и туалетную бумагу, как во время чумы или зомби-апокалипсиса.
В метро вижу много людей в масках и перчатках — к этому нормально относятся окружающие. В парках и по улицам многие гуляют без масок. Если кто-то кашляет или чихает — все от него отодвигаются. Также заметила, что люди стали чихать в локоть или платок. В целом, пока наличие паники в стране можно заметить только по отсутствию продуктов на полках.
Читайте наше большое интервью с Александрой: «Тратить деньги здесь одно удовольствие»: как я выиграла грин-карту и переехала в США
Мария, Китай (пытается уехать в Канаду из США)
Я работаю в Китае. На китайские праздники, с 20 января, я уезжала в Канаду, а с 16 февраля нахожусь в США. Я планировала вернуться в Китай еще в конце января, но так и не вернулась, поскольку в стране еще не работают учебные заведения.
Когда я уезжала в январе, в Китае уже начиналась эпидемия — было около 400 зараженных коронавирусом. Уже отменяли мероприятия, особенно — для детей, подростков и стариков. Я пересекла границу и попала в Штаты, но потом, когда поняла, что на работу пока не вернусь, решила съездить и навестить подругу, которая живет в США. На границе меня просто спросили, когда я приехала из Китая — когда выяснилось, что это было более 14 дней назад, меня без проблем выпустили.
Сейчас ситуация в США ухудшается — уже около 2 тыс. заболевших. Поэтому я решила срочно менять свои планы и уезжать к мужу в Канаду. Он тоже не собирается приезжать ко мне в США, потому что наша провинция выпустила закон о карантине: если ты приезжаешь обратно в Канаду, то будешь вынужден 14 дней сидеть в карантине.
Сейчас идут переговоры о перекрытии границ. Если Канада раньше не боялась вируса, так как туристов из Китая было немного, то теперь, когда вирус распространился по Северной Америке, и поток между странами огромный, подобные разговоры есть. Надеюсь, что до моего вылета границу не закроют.
Я думаю, что паниковать не нужно, но нужно понимать, что тебя могут посадить на карантин, соблюдать меры гигиены, носить маску хотя бы для того, чтобы не трогать лицо руками. В США уже активно готовятся к всеобщему карантину — скупают продукты, а школы продлили весенние каникулы.
Маша Русскова специально для интернет-газеты Newslab