На основании чего может меняться Конституция?
Действующая Конституция России была принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года. Из 9 глав документа три — 1-я, 2-я и 9-я — неизменяемы. А вот главы с 3 по 8 могут корректироваться. Для этого нужно согласие субъектов страны, Государственной Думы, Совета Федерации, президента.
Конституция менялась до этого?
Да, за время действия основного закона страны было проведено несколько его изменений. Наиболее крупными и самыми запомнившимися нам стали поправки, которые в 2008 году увеличилипрезидентские сроки с 4 до 6 лет. Тогда законопроект о корректировке внес в Госдуму действующий на тот момент президент Дмитрий Медведев. Всенародного голосования по этим изменениям не проводилось — после ратификации всеми законодательными собраниями поправки вступили в силу.
Также за время действия Конституции принималась поправка об объединении Верховного и Арбитражного судов и поправка о назначении представителей президента в состав Совета Федерации. Кроме того, в основной закон вносились изменения, связанные с образованием, ликвидацией или переименованием субъектов страны.
Когда и как решили вносить очередные поправки в Конституцию?
Впервые внесение поправок было анонсировано президентом РФ Владимиром Путиным в Послании Федеральному собранию 15 января 2020 года. В тот же день глава государства подписал распоряжение о создании рабочей группы по подготовке поправок, одним из сопредсидателей которой стал представитель Красноярского края в Совете федерации Андрей Клишас.
Затем 20 января законопроект о поправках был внесен на рассмотрение Госдумы и 23 января принят единогласно в первом чтении. В поддержку документа проголосовали 432 депутата; выступивших против и воздержавшихся не было. К последующим чтениям предлагаемые изменения дорабатывались. В частности, ко второму чтению к законопроекту поступила 391 поправка. Всего же рабочая группа рассмотрела к тому моменту более тысячи различных инициатив. Окончательно поправки во втором чтении затронули 41 статью Конституции.
11 марта законопроект приняли в третьем, окончательном чтении. За проголосовали 383 депутата Госдумы, воздержались 43. После документ одобрил Совет Федерации.
Как менялись предложенные поправки?
С первого анонса поправок изменилось их количество. Во время послания Федеральному Собранию Путин представил немногим более 10 корректировок, касающихся изменения политической системы, положения чиновников и социальных обязанностей государства.
Тогда, в том числе, предлагалось закрепить в Конституции роль Госсовета как органа при президенте, в который входят главы субъектов, члены правительства, спикеры Госдумы и Совета Федерации, полпреды. Другая поправка, предложенная Путиным, призвана запретить руководителям федеральных органов власти, депутатам, сенаторам, судьям и главам субъектов иметь иностранное гражданство и вид на жительство на территории другого государства. Среди социальных поправок было озвучено предложение закрепить в Конституции принципы пенсионного обеспечения, в том числе регулярную индексацию пенсий.
В марте же на рассмотрение Госдумы был вынесен второй пакет, из которого только к принятию были рекомендованы 170 поправок. Как мы уже упомянули, преобразования в итоге затронули 41 статью основного закона. Расширилось и смысловое содержание поправок. Предложены и в итоге приняты депутатами поправки, связанные:
- с историей и политической системой;
- поправки в области традиционных семейных ценностей, прав и свобод человека и гражданина;
- изменение полномочий Федерального собрания;
- расширение полномочий президента и сокращение полномочий правительства;
- ограничения в области местного самоуправления;
- поправки, относящиеся к реформе судебной власти;
- отказ от исполнения части решений международных судов.
Помимо прочего, во время второго чтения была предложена поправка, позволяющая действующему президенту снова избираться на высший пост в стране.
Надо сказать, что поправки активно обсуждались и с общественностью. Например, 18 февраля Андрей Клишас посетил Красноярск, чтобы обсудить пакет изменений с представителями краевой и муниципальной власти, ветеранами и молодежью.
А что Конституционный суд и парламенты регионов?
Это этапы, следующие за голосованием в Федеральном Собрании. К слову, закон о поправках в Конституцию РФ подлежит одобрению не менее двух третей депутатов Госдумы и трех четвертей членов Совета Федерации. Эти рубежи были пройдены, а затем уже поправки рассматривали в регионах. Документ должны были поддержать не менее двух третей законодательных собраний субъектов страны.
В итоге всего два дня — 12 и 13 марта — хватило на то, чтобы парламенты субъектов федерации одобрили поправки. Из 3980 региональных депутатов против поправок проголосовали 67. Скорость голосования стала рекордной в истории изменений российской Конституции.
В Красноярском крае обсуждение и одобрение поправок тоже прошло спокойно. После процедуры спикер краевого парламента Дмитрий Свиридов заявил:
«Я ожидал, что дискуссия будет более эмоциональной, но депутаты и приглашенные достаточно взвешенно излагали свои позиции. Рассмотренные поправки были широко представлены. Практически все фракции, даже включая тех, кто воздержался, озвучили о них достаточно позитивные оценки. Это говорит о том, что все-таки консолидация нашего общества присутствует. Сейчас действительно то время, когда нация должна собраться воедино для решения тех задач, которые перед нами стоят».
После одобрения регионами закон был подписан президентом, а далее направлен на рассмотрение Конституционного суда, который уже 16 марта подтвердил соответствие поправок Конституции.
Следующий этап — голосование?
Да, положительное решение cуда позволило вступить в силу статье 2 закона, регламентирующего порядок проведения общероссийского голосования. Оно пройдет с 25 июня по 1 июля — это безопасно и удобно, каждый сможет найти день и время, чтобы проголосовать.
Голосование будет организовывать Центризбирком, наблюдение — Общественная палата РФ и общественные палаты регионов. Ранее мы рассказывали о том, кто такие наблюдатели и как можно попасть в их число.
«Обнуление не значит Путин»: что думают эксперты
В дополнение к хронологии принятия и одобрения пакета поправок мы спросили федеральных и краевых экспертов, что они думают о предложенных изменениях. Насколько актуален перечень поправок (управленческих, социальных или культурных), как они скажутся на жизни россиян и какова роль одной из самых обсуждаемых поправок, связанной с обнулением президентских сроков?
Виктор Потуремский, политолог, генеральный директор Центра стратегического планирования:
«Поправка про обнуление вовсе не означает, что действующий президент в 2024 году снова возглавит страну. Поправка предполагает, что у Путина только появляется возможность выдвинуть свою кандидатуру на выборы. И давайте рассмотрим эту ситуацию с двух точек зрения. Первая основывается на моей социологической практике. Могу сказать, что когда мы исследуем политическое будущее президента, а именно то, как его представляют россияне, то больше 60% считают, что Путин должен оставаться активной фигурой в российской политике, то есть никто не собирается его отправлять на пенсию. Поэтому к этому нужно относиться таким образом, что запрос на то, что у Путина такая возможность должна быть, имеется. А второй момент связан с политикой и государственным управлением. Если мы в 2020 году говорим, что в 2024 году Путин точно уходит с поста, то с точки зрения политических процессов это будет означать старт конкуренции политических сил. Нужны ли в сегодняшних условиях 4 года бесконечных политических баталий? Поэтому к этой поправке нужно относиться в этой логике и считать её защитой системы управления и системы власти.
Вопрос эффективности муниципальной власти в нынешних условиях, связанных со сложной экономической ситуацией, тоже один из самых важных. Найти эффективную конфигурацию вертикали власти от федеральной до муниципальной — это очень серьезный вызов. Поэтому то, что закрепляется на уровне Конституции, создает параметры и критерии для того, чтобы создавать более эффективную модель власти по всей вертикали».
Анатолий Самков, депутат Законодательного Собрания Красноярского края:
«Действующая Конституция принималась в 1993 году после известных событий «черного октября». Поэтому отдельные позиции в ней не отвечают сегодняшнему дню, поскольку были прописаны на потребу той политической и экономической ситуации. Например, это превалирование международных законов над российскими, чего практически уже нет ни в одной уважающей себя стране. Кроме этого, Конституция — это основной закон страны, и наше законодательство строится на его основе, поэтому она важна, как и социальные и политические посылы, прописанные в ней. Возьмём, для примера, поправку о поддержке соотечественников за рубежом. На основании этого общего тезиса в новой Конституции такая структура как Россотрудничество, в случае принятия поправок, сможет расширить объём полномочий за счёт дополнительных законодательных актов.
Не менее важно, на мой взгляд, что русский народ упоминается в Конституции как государствообразующий народ. Это ни сколько не умаляет значение других наций и народностей, которые проживают в нашей стране, но это хребет государства. К сожалению, мы дожили до того, что у нас национальность убрали из паспортов, некоторые стесняются себя русскими назвать, поэтому, кажется, мелочь, но это мощный патриотический посыл. Или же историческая память. Сегодня, когда существует масса различных толков и откровенная фальсификация исторических фактов, это актуально и необходимо.
Если говорить про социальный блок, про поддержку материнства и детства, то, думаю, каждый понимает, что семья — это основа любого государства, и не лишне это закрепить в основном законе страны. Сегодня, к сожалению, семейные ценности размываются, нравственность угасает. Я полагаю, что акценты на укрепление семьи, на уважение к нашим детям в условиях серьезной демографической проблемы — это тоже весьма актуально.
Что касается так называемого обнуления, то достаточно вспомнить, что когда президент по этому поводу выступал, мы не могли и представить, что через месяц случится пандемия, обвал рубля. Вдобавок сегодня России откровенно угрожают войной, имеют место недружественные акты и санкции. На этом отрезке времени поправка позволяет стабилизировать ситуацию внутри и дать некий посыл нашим внешним и партнерам, и недругам о том, что наша политика достаточно самостоятельна, и она сохранится. Я думаю, что это снизит накал политической борьбы и подковёрных игр, однако вовсе не будет значить, что к власти в 2024 году придет именно Путин».
Наталья Копцева, член палаты просветительских и образовательных организаций Гражданской ассамблеи Красноярского края:
«Ни одно государство в мире, кроме Российской Федерации, не имеет конституционных обязательств поддерживать базовые культурные процессы различных народов. В этом отношении наша Конституция уникальна. Стратегическое планирование национальной и культурной политики с помощью внесения соответствующей поправки в Конституцию приобретет новый юридический фундаментальный принцип. Языковое разнообразие народов России – это наше культурное достояние, благодаря которому существует множество уникальных культурных кодов, содержащих знания наших предков о мире, о людях, о истории, о культурных ценностях. Каждый язык формирует языковую картину мира целиком и полностью. Языковое разнообразие – это всемирное достояние, коллективная ценность.
Народы России в своей Конституции получают гарантию, что ни один из языков не будет утерян, ни одно культурное пространство не исчезнет, но получит поддержку на разных уровнях государственной власти и местного самоуправления. Именно «культурные» поправки в нашу Конституцию делают ее по-настоящему национально-ориентированной и подчеркивают уникальность государственной стратегии нашей страны».
А еще вы можете посмотреть полный перечень поправок, одобренный на всех необходимых уровнях и вынесенный на общероссийское голосование.
Кристина Иванова для интернет-газеты Newlsab