104 мин; Режиссер Стивен Шенберг, 2002 год.
Фильм вошел в конкурсную программу ММК.
Зрителю, утомленному сказками, пусть даже дорогостоящими и качественными, не помешает развеяться, и если снаружи вы циничная, мерзкая скотина, а сердцевина у вас нежная и романтичная, то, безусловно, "комедия с черным юмором, большой любовью" и легким садо-мазо вернет вам доброе расположение духа, а заодно рассмешит, а может, даже и умилит.
Опустив первые минут пять с начала фильма - вырезку из будущего героини, - на старте этой истории мы имеем "синечулковатого" вида девушку по имени Ли, которую выписывают из больницы. В больницу она попала в нежном возрасте за привычку резать себя всякими острыми предметами (вплоть до самостоятельно наточенной ноги фарфоровой статуэтки балерины). У девушки есть идиотического вида мамаша - блондинка, обожающая силиконовые улыбки в 32 зуба и фразочки типа: "Ой, милая!", а также папочка, любящий выпить, а потом настучать по кумполу своей улыбчивой женушке. Хоть об этом ничего и не говорится, но, судя по всему, к необычному способу разрядки Ли подтолкнул именно регулярный просмотр сцен семейных мордобоев. (Фильм также рекомендуется молодым родителям с воспитательной целью - о вреде конфликтов в семье для хрупкой детской психики)
В общем, девушку, несмотря на её протесты, из больницы выпустили - здравствуй мир, здравствуй взрослая жизнь. Все ножики-режики бдительная мама заперла в шкафу, осталось лишь окончить курсы машинисток и получить место секретарши. И вот ты уже удостоилась маминой похвалы: "Ли, я так рада, что ты нашла свое место в жизни!". Маман, вы даже не представляете насколько вы правы... Это её место, и она будет бороться за него до последнего.
И все-таки, несмотря на мои мрачные описания, это - комедия, комедия человечная, и, скажу больше, лиричная, какими бы странными не казались эти эпитеты для фильма о садомазохистских отношениях начальника и его секретарши. Все мы разные, все мы одиноки. Тяжело найти того, с кем не просто совпадают бытовые привычки, а того, кто поделился бы с тобой своими монстрами и полюбил твоих. Вот Ли, шмыгающая носом мазохисточка с точно отмеренной долей безумия во взгляде. И вот благопристойный Эдвард, практикующий адвокат, у которого - ага! - тоже водятся свои скелеты в шкафу. Кто кого?
Интересно, что в фильме много логических точек: кажется, ну вот, все, конец - но нет, история продолжается, и каждый новый виток её непредсказуем. И хоть в финале ждал традиционный хеппи-энд, дорога к нему вышла нескучной. Безусловно, главная изюмина этого фильма - Ли, в роли которой снялась Мегги Гилленхаал ("Сильная женщина", "Безумный Сесил Б"). Несмотря на то, что Джеймс Спейдер (Эдвард) забавно рассеян, трогательно шевелит подбородком и, в целом, тоже очень органично вписался в свой образ, именно Мегги, курносая Мегги, сразила меня наповал. Так и хочется крикнуть: "Ты неподражаема, браво!". Не эталон красоты, на мой взгляд, Мэгги делает свою героиню такой смешной, яркой, живой - иным кино-красавицам, работающим лицом, до неё не допрыгнуть вовеки! (Кстати, за эту роль она была номинирована на "Золотой глобус".) Вместе с Джеймсом Спейдером, актером, искушенным в странностях любви ("Секс, ложь и видео" Стивена Содерберга и "Автокатастрофа" Дэвида Кроненберга) Мэгги Гилленхаал составляют замечательный актерский дуэт, в исполнении которого их странная любовь (а кто её видел, нормальную-то?) смотрится до слез искренней и правдивой.
Кстати, любители спецэффектов, в этом фильме их целый один - так что, вероятно, эта "Секретарша" - не для вас.
Максим Потемкин.