Почему во времена,когда Россия постоянно воевала и мужчины служили в армии по 25 лет,баланс полов был в пользу мужского населения,женщин добывали по факту? А сейчас мужики вымирают,хотя и не воюют все и срок службы в армии всего год,а баб больше и много одиноких,рожать не от кого,а родишь и отец ребёнка испарится по разным причинам. Может служба в армии 25 лет предохраняет мужское население от вымирания? Давали им отпуска,они успевали настрогать детей и опять уходили воевать.
Подлецы не врите это у вас там за уральскими горами водились холуи да холопы, Сибирь всегда была свободная и жили тут свободные люди, несете лож, в умы молодежи.
--- Эта «госпрограмма» закрепилась на века, дешевый труд каторжников стал основным способом освоения огромных пространств Сибири. --- Интересно, на каком основании автор нам заявляет, что ОСНОВНОЙ способ освоения Сибири - труд каторжан и заключенных? Почему он так неуважительно о труде свободных людей в Сибири? Ведь мы знаем, что если сравнивать численность отправляемых в Сибирь в наказание с численностью отправляющихся в Сибирь по своей воле, то большинством будут именно свободные люди, а не каторжане. Получается, малочисленная группа каторжан и заключенных проявила себя эффективней, чем свободные и самостоятельные сибиряки? Это не так. Зря Александр Дьяков так незаметно обижает наших предков.
--- Вполне достойный стартовый генофонд. --- Нет у жителей современного Красноярска кровной связи с этими женщинами 17-го века. Не являются они для нас "стартовым генофондом".
Кровная связь — есть. Прошедшие 400 лет это всего 10-12 поколений. Геноцида за это время не случилось, так что все на месте. Перечисленные в тексте фамилии, как и фамилии других трёхсот казаков-основателей — до сих пор встречаются сегодня в Красноярске. Ещё больше таких, кто не носит фамилию, но происходит от наших казаков, типа Никиты Михалкова, потомка казаков Суриковых.
Все эти мелкие роды потонули в последующих волнах миграций, которые были многочисленные. Это прежде всего конец 19-го века и последующее столыпинское переселение, а потом уж в советское время от эвакуации до строек коммунизма. На этом фоне невозможно считать пару сотен фамилий генофондом для тех, кто сейчас здесь живет.
--- «Девка-иноземка» могла стоить 10-20 соболей --- Почему иноземка? Иноземцами у нас называли иностранных подданных принятых на русскую службу. Это всякие датчане, шведы, швейцарца и прочие французы. А нехристианское население называли инородцы. Зря Александр Дьяков называет аборигенов Сибири "иноземцами". Они - инородцы.
Взятое мной в кавычки — это прямые цитаты. Либо из писем, либо из статей историков. Слово «иноземцы» активно использовалось в тот период, пока русские продвигались на восток. А с присоединением земель «иноземцы» превращались в «инородцев».
А пожалуй и соглашусь. На момент знакомства они - иноземцы. А после "референдума о добровольном вхождении в состав Московского Царства" они становятся уже нашими своими, значит - инородцы.
Инородцы , они же иноземцы так как на эти новые земли завозились отовсюду . Небыло тут коренных народов в те годы , остальные так же приходили и уходили но только казаки остались и укоренились в этих землях .
А вот нам автор дал повод познакомиться с творчеством русского художника Н.Н. Каразина. И приводит его картину "Пра-пра-бабушки сибирских казаков. Прибытие партии "женок". Если мы на нее посмотрим, то по типу одежды и вооружений легко сможем понять, что изоражен 19-й век. Это примерно через 200 лет, после событий, описываемых в статье о 17-м веке в окрестностях Красноярска. Кажется данная картина имеет отношение к статье такое же, как и страшная атаманша от нейросети, рядом с которой сидит 4-рукий ребенок, а сама она в три раза выше лошади. Не очень уданые иллбстрации нам предлагают. Почему?
По поводу картинок. Не фанат нейросетей, но за неимением лучшего приходится иллюстрировать так. Увы, Дубенский ни разу не попал в кадр военкоров. При захвате тещи Ишея забыли прихватить её фамильный портрет. А ротмистр Коловский не успел сделать селфи с Овдотьей и Оринкой. Поэтому нейрокартинки. Кривые, косые, но — лучше, чем совсем ничего.
Ошибиться с иллюстрациями на 200 лет, это как если бы вам пришлось писать о сегодняшней СВО, а картинки вы бы дали времен войны с Наполеоном в 1812 году. Это не может не возбудить публику.
Вот, в одном месте нам автор пишет: "...острог на военном положении, постоянно бившийся с местными татарами..." а через абзац уже пишет: "...Уже в августе енисейские киргизы совершили первый набег, были отбиты..." Так татары или киргизы? Везде во всех серьезных книжках нам пишут о 70-летней борьбе гарнизона острога с енисейскими киргизами и целой группе других кочевых народов находившихся под властью киргизов. А Александр Дьяков зачем-то их называет татарами. Зря.
В районе будущего Красноярска жили качинские татары. Южнее — енисейские киргизы. Татары были оседлые, киргизы — кочевые. Татуш и Абытай — качинские татары, Ишей — енисейский киргиз. Это два разных народа, но качинские татары подчинялись енисейским киргизам, платили им ясак. И когда казаки захватили устье Качи — татары обратились за помощью к «старшим» киргизам. Писал об этом в прошлой статье. Поэтому казаки бились то с местными татарами, то с прискакавшими к ним на помощь с юга киргизами. У татар была привычка присоединяться к сильному. И с ростом красноярского гарнизона качинские татары стали переходить на нашу сторону. А вот с киргизами пришлось повозиться 70 лет, пока дошли до Абакана. Но это тема отдельной статьи.
Мы вроде говорили про кого называли татарами. Тюркоязычные люди по-разному жили. Например, азербайджанцы или там узбеки вполне себе города имели. Сибирские тюркоязычные не имели городов. Но это не дает основания называть все кочевые народы татарами, как вы сообщали 18 мая 2024 г. 09:51. Например, народы кето-самодийской языковой группы - тоже кочевники: арктические и приарктические кочевники. Но они же не татары.
Таковы опасные и нескучные будни 17-го века. "Присоединители земель" с одной стороны не хуже и не лучше кого-либо. С другой стороны они приносят государственность народам, живших родоплеменными союзами в догосударственном состоянии. Народы включаются в общую экономическую жизнь: получают новые технологии, новые товары, новые инструменты, оружие и тд. Становятся особого рода подданными русского царя - ясачными. Их никто не истребляет и не изгоняет. Они становятся нужными людьми для одного большого целого. Эта практика очень сильно отличается от того, что делали "цивилизованные страны" по всему свету.
А давайте попросим прямо здесь, чтобы автор статьи Алесандр Дьяков представил нам свое изображение сделанное нейросетью. Было бы интересно. Да и вообще давайте всех остальных авторов Ньюслаба тоже через нейросеть пропускать.
К концу 1628 года численность гарнизона новопостроенного острога составляла 374 человека, в том числе 303 души мужского пола. Насчет мужчин все понятно, - это те 303 человека, что пришли с Дубенским в Енисейск. Откуда же взялись в Красном яру ещё 71 человек? История об этом умалчивает. Возможно, часть из них были членами семей казаков, прибывшие к своим мужам и отцам из сибирских городков – мест их прошлого проживания. Большая же часть по, всей вероятности, были полонянками, захваченными во время самовольного разбойного набега казаков на тунгусские стойбища по Ангаре перед походом вверх по Енисею.
Совершенно верно, не факт. Но и Владимир Базмутов ... нам и говорит, что это его "по всей вероятности". Воинский контингент идет в "немирные землицы" строить крепость в отрыве от своей основной базы в Енисейском остроге. Они все люди опытные и понимают, что им придется сражаться с труднопрогнозируемым результатом. Зачем им еще каких-то баб в плен по дороге набирать? Чтобы с ними там возиться и еще разнимать служилых, которые из-за этих баб могут рассориться? И это все во враждебном окружении в условиях боевых действий? Не думаю, что в отряде Дубенского были дураки.
женщины киргизов и татар не были в Красноярске "иноземками". Они были местными. Иноземцами были приезжие казаки, купцы и каторжане. но автору так понравилось слово "иноземки", он его склоняет так и эдак не вникая в смысл
Они мотались зарубеж ,так как ареал был от центральной азии . Пасти никто не запрещал . А когда полезли в город без приглашения ,то получили по шапке .
картинки просто чума. Феерическое идиотство!!)) Вы бы писали про женщин-инженеров, врачей, художников, музыкантов, химиков и биологов. В крае полно куда более достойных исторических эпох и персонажей
Автор из тех, кто до сих пор слово из трёх букв на заборах пишет. Собственные знания истории края ограничены тремя буквами, а ЧВС и графоманства на все 49.
Иллюстрации от нейросети прям жуть - кыргызская теща вылитая боярыня Морозова. Крещение - дикая помесь юрты и избы, с каскадом крестов? Женщин проверяет буденновец-баскетболист. Атаманша! Бабища с подбитым глазом на садовой тележке с гнутыми колёсами и ворованным жеребенком.
Вы все сказали о забавах автора с нейросетью. И теперь нечего добавить. Зря Александр Дьяков так балуется. Сказки какие-то фэнтэзийные получаются, а не иллюстрации к исторической теме.
Ну начались сказки про княгинь степняков. Не было таковых!!! И на картине, якобы княгиня, одета в русскую одежку. Про принцессу Тиссульскую сколько было сказок, но потом сама Вики извинилась т опровергла эту лабуду. Я по своей лени или тормознутости не скопировал статью о хакасской принцессе. Тоже ржачка была немалая
На проекте Майл.ру Ответы я в ранге Оракул. Высокое звание. Но вот начал задавать неудобные вопросы и сразу вылетает0Ваш вопрос не корректен, напишите по другому. Примерно так. Задал вопрос-как можно на территории в 1000 кв км найти захоронение, поселение древних площадью в 1-5 кв.м.? Или вот-на каком растворе воздвигали замки, дворцы средневековья? тоже нет ответов. Вопрос о миражах-там вообще хохма.
Вот это да! Зомбирование выше нормы. Тисульскую принцессу нашли в шахтею. В те времена ни кто шахт не копал. Недавний пример. У Канска молодой и любобытный откопал древние артефакты. Котел, наконечники стер бусы какие то и рядом гильза от винтовки. парня под уголовку. Вот так и создаются мифы-зароют что нить в землю и через энн лет открытие. Так Шлиман закопал золото, потом и открыл Трою. Как только начинаются откровения о пирамидах, сразу умирают ученые. Пока молчали были живы.
Через 10 лет после основания, в 1638 году, в Красноярске было уже 63 семейных казака — пятая часть гарнизона, в 1662 году — 61 %, а в 1693 году — 81 %. (С) Остальные продолжали практиковать крепкую мужскую дружбу? :)
Крепкая мужская дружба - залог выживания во враждебном окружении на территории, где ведутся боевые действия. А здесь они шли почти 70 лет безостановочно, после основания острога. Женщин, согласных иметь семью в таких условиях, не просто найти. Неуместно как-то ерниечаете.
Интересно, на каком основании автор нам заявляет, что ОСНОВНОЙ способ освоения Сибири - труд каторжан и заключенных? Почему он так неуважительно о труде свободных людей в Сибири? Ведь мы знаем, что если сравнивать численность отправляемых в Сибирь в наказание с численностью отправляющихся в Сибирь по своей воле, то большинством будут именно свободные люди, а не каторжане. Получается, малочисленная группа каторжан и заключенных проявила себя эффективней, чем свободные и самостоятельные сибиряки? Это не так. Зря Александр Дьяков так незаметно обижает наших предков.
Нет у жителей современного Красноярска кровной связи с этими женщинами 17-го века. Не являются они для нас "стартовым генофондом".
Перечисленные в тексте фамилии, как и фамилии других трёхсот казаков-основателей — до сих пор встречаются сегодня в Красноярске.
Ещё больше таких, кто не носит фамилию, но происходит от наших казаков, типа Никиты Михалкова, потомка казаков Суриковых.
Почему иноземка? Иноземцами у нас называли иностранных подданных принятых на русскую службу. Это всякие датчане, шведы, швейцарца и прочие французы. А нехристианское население называли инородцы. Зря Александр Дьяков называет аборигенов Сибири "иноземцами". Они - инородцы.
Увы, Дубенский ни разу не попал в кадр военкоров.
При захвате тещи Ишея забыли прихватить её фамильный портрет.
А ротмистр Коловский не успел сделать селфи с Овдотьей и Оринкой.
Поэтому нейрокартинки. Кривые, косые, но — лучше, чем совсем ничего.
"...острог на военном положении, постоянно бившийся с местными татарами..."
а через абзац уже пишет:
"...Уже в августе енисейские киргизы совершили первый набег, были отбиты..."
Так татары или киргизы? Везде во всех серьезных книжках нам пишут о 70-летней борьбе гарнизона острога с енисейскими киргизами и целой группе других кочевых народов находившихся под властью киргизов. А Александр Дьяков зачем-то их называет татарами. Зря.
И когда казаки захватили устье Качи — татары обратились за помощью к «старшим» киргизам. Писал об этом в прошлой статье. Поэтому казаки бились то с местными татарами, то с прискакавшими к ним на помощь с юга киргизами.
У татар была привычка присоединяться к сильному. И с ростом красноярского гарнизона качинские татары стали переходить на нашу сторону. А вот с киргизами пришлось повозиться 70 лет, пока дошли до Абакана. Но это тема отдельной статьи.
Вам – как постоянному читателю )
Воинский контингент идет в "немирные землицы" строить крепость в отрыве от своей основной базы в Енисейском остроге. Они все люди опытные и понимают, что им придется сражаться с труднопрогнозируемым результатом. Зачем им еще каких-то баб в плен по дороге набирать? Чтобы с ними там возиться и еще разнимать служилых, которые из-за этих баб могут рассориться? И это все во враждебном окружении в условиях боевых действий? Не думаю, что в отряде Дубенского были дураки.
Иноземцами были приезжие казаки, купцы и каторжане.
но автору так понравилось слово "иноземки", он его склоняет так и эдак не вникая в смысл
кто пытался на чужих землях стада пасти тот по шапке получал
Остальные продолжали практиковать крепкую мужскую дружбу? :)