Главная
>
Форум
>
обсуждение материалов
>
Малый бизнес: элемент экономики
В малом бизнесе достаточно часто имеет место нарушение трудового законодательства, то есть не заключаются трудовые договора и т.д.
И это сказывается на условиях труда наемных работников в этом секторе.
На большинстве предприятиях имеет место сверхурочный режим работы. А про охрану труда и не чего говорить.
Существенным моментом государственной поддержки малого предпринимательства и его нормативным закреплением является налогообложение субъектов малого предпринимательства. Напомню, что введение 2-ой части Налогового кодекса РФ отменила какие-либо льготы субъектам малого предпринимательства в части налогообложения и фактически ставит их на одну грань с крупным и средним бизнесом. В свою очередь такой подход может в значительной степени привести к сокращению численности малых предприятий.
Анализ источников финансирования в различных отраслях показал, что инвестиционными кредитами чаще всего пользовались малые предприятия в сельском хозяйстве и на транспорте, а также посреднические фирмы и производители сельскохозяйственной продукции. Малые предприятия здравоохранения прибегали к услугам банков реже, чем малые предприятия других отраслей. Малые предприятия сферы услуг почти не получали инвестиционных кредитов коммерческих банков. Рассчитывают на их получение малые предприятия научной сферы, а реже всего планируют прибегать к кредитованию инвестиций через коммерческие банки малые предприятия сферы туризма, спорта и т.п. вследствие меньшей потребности в этом, обусловленной работой с большими суммами наличных денег.
Развитие малого предпринимательства является важным условием функционирования рыночной экономики. В ведущих капиталистических странах мира на долю малого предпринимательства приходится до 50% в общем объеме производства продукции, товаров, услуг.
Сравнительный экономический анализ показывает, что для достижения уровня развитых стран структура народного хозяйства в масштабе всей страны должна содержать от 9 до 12 миллионов малых предприятий (для сравнения: в США в настоящее время действуют более 20 млн. частных фирм, в Японии - около 6,5 млн.). По официальным оценкам Министерства экономики РФ критическая масса малых предприятий для включения механизмов рыночной саморегуляции, конкурентной среды и осуществления необходимых организационно-структурных реформ в экономике в ближайшие годы должна составить не менее 2,5-3,5 млн.
Малые предприятия, характеризующиеся низкой потребностью в стартовом капитале, высокой степенью ликвидности, способностью к быстрой переориентации своей деятельности, не имея возможности конкурировать с крупными фирмами, охотно идут на коммерческий риск, находятся в постоянном поиске производственных, финансовых и технических идей. Узкая специализация, характерная для большинства малых фирм, позволяет им достичь достаточно высокой производительности и качества даже в условиях мелкосерийного и единичного производства.
Сектор малого бизнеса не является пока определяющим на рынке труда России, но уже сегодня играет важную роль в снижении темпов роста безработицы в стране.
По состоянию на 01.01.2003 г. по данным Министерства по налогам и сборам РФ, в малом предпринимательстве полностью или частично занято около 30% населения. Примерно 45 млн. человек уже получают доходы от деятельности в малом бизнесе.
Однако темпы развития малого предпринимательства сегодня не достаточны для удовлетворения потребностей экономики России. Это связано с факторами сдерживания:
- политической и экономической нестабильностью;
- несовершенством законодательной и нормативно-правовой базы;
- неэффективностью финансово-кредитной системы поддержки МП;
- недостаточностью доступных для малого бизнеса технологий;
- трудностями в получении малыми предприятиями необходимых помещений и оборудования и др.
Основу идеологии поддержки малого предпринимательства в крае изначально определяла ориентация администрации края на развитие малого бизнеса в районах и городах края. На уровень органов местного самоуправления поэтапно были переданы полномочия по отбору проектов, разработке и утверждению муниципальных программ поддержки малого предпринимательства.
До настоящего времени в литературе по проблемам малого бизнеса широко распро-странено утверждение о том, что основные показатели уровня развития сектора ма-лого и среднего предпринимательства в России значительно – в несколько раз – ни-же, чем в развитых странах. Это утверждение неверно и объясняется исключительно различиями в определении круга учета хозяйствующих субъектов, относимых к кате-гории малых в нашей стране и к категории малых и средних – за рубежом.
Независимо от юридических определений (например, в целях льготного налогообложе-ния) в большинстве развитых стран система статистического учета основывается на возможности получения результатов деятельности хозяйствующих субъектов в зависи-мости от размера этих субъектов. Гибкий способ организации статистического на-блюдения позволяет вести мониторинг за каждой размерной группой, разрабатывать дифференцированную политику и отслеживать эффективность принятых решений для лю-бой из таких групп. Широко используется понятие малых и средних предприятий (МСП), причем к этой категории относятся как предприятия – юридические лица, так и индивидуальные предприниматели.
Основные факты относительно МСП в зарубежных странах состоят в том, что вклад этих предприятий в общую численность всех предприятий и общую занятость доста-точно велик.
Сложившаяся на сегодня в России макроэкономическая, институциональная и политическая среда такова, что позволяет использовать в основном только один из многочисленных имеющихся видов ресурсов – природные, причем преимущественно - на крупных предприятиях. По мнению многих экспертов, добавленная стоимость в стране формируется почти исключительно за счет деятельности нефтяных, газовых и других добывающих компаний и затем перераспределяется в другие сектора экономики. В частности, и малый и средний бизнес занят, в конечном счете, обслуживанием спроса, порожденного в ресурсных отраслях. Другой проблемой, вытекающей из такой макроэкономической ситуации, является зависимость малого и среднего бизнеса от потоков ресурсов, перераспределяемых органами власти и, следовательно, от самих этих органов. Таким образом, несмотря на имеющиеся исключения (иногда очень яркие, например, в наукоемком производстве), в целом деятельность малого и среднего бизнеса приходится считать вторичной.
Александр Иванович
+ 0 0
25 сентября 2003 г. 11:25
На мой взгляд необходим целый комплекс мер:
Оптимизация и рационализация использования бюджетных средств для муниципальных нужд путем выявления и изучения потребностей муниципальных предприятий и подразделений администрации города в товарах, работах и услугах, их последующей систематизации с целью разработки графика проведения муниципальных торгов (конкурсов).
Регулирование инвестиционной деятельности на территории города через создание благоприятных условий для ее развития: расширение категорий участников инвестиционного процесса, имеющих право на муниципальную поддержку (вновь создаваемые производства, инвесторы), введение новых форм муниципальной поддержки, совершенствование нормативно-правовой базы, информационное обеспечение.
Формирование налоговой политики, способствующей росту производства товаров и услуг и увеличению на этой основе налогооблагаемой базы, посредством усиления стимулирующей функции.
Проведение аналитической работы с целью определения эффекта от предоставления льгот отдельным категориям налогоплательщиков: инвесторы, участвующие в реализации одобренных администрацией города инвестиционных проектов, организации и предприятия, их реализующие.
Совершенствование системы экспертизы инвестиционных проектов, претендующих на получение муниципальной поддержки.
Прямое участие администрации города в инвестиционной деятельности путем размещения на конкурсной основе средств бюджета развития города для финансирования инвестиционных проектов в приоритетных отраслях промышленности и экономики города, утвержденных решением городского Совета.
Содействие развитию малого предпринимательства путем устранения административных барьеров, расширения сервисной инфраструктуры поддержки предпринимательства.
На мой взгляд, к такому явлению, как малый бизнес, необходимо подходить дифференцированно. Кому-то необходима финансовая помощь, другому помещение, третьему оборудование, четвертому просто совет и т.д. И эта дифференцированность может быть достигнута только при создании вне стен власти единого общественного центра. И таким центром должен стать Городской центр развития предпринимательства.
Мне кажется, что государство поставило себе задачи на корню извести малый бизнес. Так в четвертом квартале бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию необходимо сдавать в электронной форме. В России не укаждого малого предприятия имеется компьютор.
Нашим олигархам малый бизнес просто не нужен. Поэтому его так и гнабят.
  • Оставить комментарий
  • Войти