Резолюция экологических слушаний в Красноярске
Резолюция публичных слушаний «Об экологической ситуации в городе Красноярске, текущих и стратегических мерах по ее улучшению»
Обоснованное беспокойство общественности Красноярского края вызывает сложившаяся экологическая ситуация в краевом центре. По мнению специалистов-экологов, для Красноярска характерны:
- загрязнение атмосферного воздуха промышленными предприятиями, объектами теплоэнергетики и автомобильным транспортом;
- повышенное пылеобразование и загрязнение водных источников как результат недостаточного функционирования в городе ливневой канализации и низкого качества уборки улиц;
- отсутствие на левобережных очистных сооружениях города резервных мощностей по очистке загрязненных стоков и обеззараживания сточных вод, сбрасываемых в Енисей;
- возникновение стихийных свалок и продолжающееся преимущественное захоронение отходов производства и потребления (без сортировки и переработки);
- увеличение в последние годы продолжительности периодов неблагоприятных метеорологических условий.
Количество автотранспортных средств, зарегистрированных на территории города Красноярска, продолжает увеличиваться. В результате негативное влияние автомобильного транспорта на качество атмосферного воздуха стало сопоставимым с влиянием промышленных (стационарных) источников загрязнения. Существенным фактором загрязнения атмосферного воздуха города являются также выбросы жилого сектора с печным отоплением, которые в сумме составляют несколько тысяч источников, а также неорганизованные источники индивидуального отопления объектов малого и среднего бизнеса. Основная опасность указанных выбросов состоит в том, что они находятся в жилой зоне города и распространяются в приземном слое.
По данным федерального государственного бюджетного учреждения «Среднесибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», уровень загрязнения атмосферного воздуха города Красноярска оценивается как «высокий». В атмосфере города в 2015 году были зафиксированы случаи превышения предельно допустимых концентраций таких загрязняющих веществ, как бензапирен, формальдегид, диоксид азота, толуол, бензол, оксид углерода и гидрохлорид. Обоснованное недовольство жителей города вызывает недостаток площадей зеленых насаждений и городских лесов — «зеленых легких города». В Красноярске недостаточно автоматизированных стационарных и передвижных постов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха. Также требует совершенствования механизм информирования жителей города о загрязнении атмосферного воздуха.
Водные источники в пределах Красноярска и прилегающих к нему муниципальных образований нередко подвергаются негативному антропогенному влиянию — периодически регистрируются случаи незаконного сброса хозяйственно-бытовых сточных вод без их предварительной очистки в реки Енисей, Качу и Черемушку. В водоохранных и прибрежных защитных полосах водных объектов организовалось множество несанкционированных свалок бытовых отходов.
В процессе подготовки к публичным слушаниям в адрес Законодательного Собрания края и Правительства края поступило более ста обращений с предложениями по улучшению экологической ситуации в городе Красноярске от федеральных органов исполнительной власти по краю, природоохранной прокуратуры, органов местного самоуправления края, общественных и научных организаций, жителей города. Участники слушаний отметили, что неблагополучная экологическая ситуация в Красноярске обусловлена размещением в 1940-1980-х годах производственных объектов в городе без учета экологических рисков, слабым развитием инженерной инфраструктуры, отсутствием масштабного экологического воспитания и образования. Необходимы срочные и скоординированные действия органов власти, бизнеса и общественности по преодолению сложившейся ситуации в интересах настоящего и будущих поколений красноярцев. Правительство края, органы городского самоуправления, принимая управленческие решения в областях экономики (в том числе проводя государственную инвестиционную политику), градостроительства, транспортного обслуживания и социальной сферы, должны исходить из обязательной оценки их возможных экологических последствий.
Обсудив экологическую ситуацию в городе Красноярске и возможные неотложные и стратегические направления действий органов государственной власти края, местного самоуправления и хозяйствующих субъектов по ее улучшению, участники публичных слушаний считают необходимым определить первоочередные задачи:
- установить с 1 января 2018 года запрет на согласование продления сроков достижения предельно допустимых выбросов и начиная с 1 января 2017 года оснастить все стационарные источники предприятий, включенных в перечень обязанных проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух города Красноярска в период неблагоприятных метеорологических условий и оказывающих значительный вклад в загрязнение атмосферного воздуха, автоматическими средствами измерения и учета объема (или массы) и концентрации выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, обеспечить на основе этих данных независимый мониторинг в режиме реального времени;
- приступить с 1 января 2017 года к реализации программы организации общественных пассажирских перевозок автомобильным транспортом повышенного экологического класса; установить реальные ограничения на передвижение большегрузного транспорта по территории города Красноярска; организовать продажу на автозаправочных станциях Красноярской агломерации автомобильного топлива повышенного экологического класса;
- разработать «дорожную карту» поэтапного выноса промышленных предприятий за пределы города;
- сформировать и приступить к реализации комплексной программы улучшения экологической ситуации в городе Красноярске, содержащей мероприятия по благоустройству города, внедрению современных методов уборки города, пылеподавлению, осуществлению градостроительной деятельности, направленной на кардинальное увеличение площади зеленых насаждений города, озеленение внутриквартальных пространств жилья и улично-дорожной сети;
- обеспечить повышение эффективности очистки сточных вод городскими очистными сооружениями и уменьшение массы сброса загрязняющих веществ в реку Енисей, исключить образование несанкционированных свалок — и предложить Правительству края, Главе города Красноярска согласовать с Законодательным Собранием края поэтапные сроки решения этих задач.
Для решения указанных первоочередных задач участники публичных слушаний рекомендую Законодательному Собранию края подготовить и направить в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законодательные инициативы о внесении изменений и дополнений:
1. В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях:
- в статью 8.21 (нарушение правил охраны атмосферного воздуха) в части установления административного штрафа за невыполнение требований об уменьшении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в размере всей полученной прибыли (доходов) за указанный период или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток;
- в статью 8.22 (выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах) и статью 8.23 (эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах) в части повышения размера административных штрафов от одной до двух тысяч рублей на граждан — водителей, от пяти до десяти тысяч рублей — на должностных лиц автотранспортных предприятий, от пятидесяти до ста тысяч рублей — на юридических лиц.
2. В федеральные законы «Об охране окружающей среды» и «Об охране атмосферного воздуха», включая:
- внесение изменений в пункт 12 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части исключения возможности продления сроков достижения нормативов предельно допустимых выбросов предприятиям, которые на 1 января 2019 года более чем за 10 лет не обеспечили достижение нормативов предельно допустимых выбросов в ранее установленные для них сроки;
- установление полномочия Правительства Российской Федерации по определению порядка проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха населенных пунктов, а также порядка их утверждения и применения при нормировании выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с определением органа, ответственного за проведение таких отчетов;
- установление для территорий (поселений), характеризующихся «высоким» и «очень высоким» уровнем загрязнения атмосферного воздуха:
- возможности переноса срока вступления в силу положений Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части оснащении стационарных источников объектов I категории автоматическими средствами измерения и учета объема (или массы) и концентрации выбросов (сбросов) загрязняющих веществ с 1 января 2018 года на 1 января 2017 года;
- полномочий субъектов Российской Федерации по государственному экологическому надзору всех предприятий, включая стационарные источники объектов I категории.
3. В Федеральный закон «Об экологической экспертизе» в части включения схем теплоснабжения поселений, городских округов в объекты государственной экологической экспертизы.
4. В бюджетное и налоговое законодательство по установлению возможности формирования экологического фонда Российской Федерации за счет налоговых и иных платежей и финансирования за счет экологического фонда дополнительных природоохранных мероприятий.
Законодательному Собранию края совместно с Правительством края:
1. Разработать проекты законов края:
- обеспечивающие реализацию на территории края Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»;
- «О внесении изменений в Закон края «О транспортном налоге» (в части освобождения от уплаты транспортного налога в случаях использования видов автомобильного транспорта на природном газе или электротранспорта);
- «Об охране атмосферного воздуха», предусматривающий определение порядка ограничений на передвижение большетоннажных и иных грузовых транспортных средств в населенных пунктах, местах отдыха и туризма, на особо охраняемых природных территориях и регулирования передвижения транспортных и иных передвижных средств на указанных территориях в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, установление экологических требований к качеству моторного топлива в населенных пунктах края при его хранении, реализации, а также заправке автотранспортных средств, в том числе собственных (с разбивкой перечня контролируемых показателей), и сроки их действия; определение порядка введения ограничений использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха на территории края.
2. Подготовить и направить в Правительство Российской Федерации предложения:
а) о внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации:
- от 2 марта 2000 года № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» (в части исключения возможности продления сроков поэтапного достижения нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух хозяйствующим субъектам, которые по состоянию на 1 января 2019 года в течение 10 и более лет не обеспечили достижение нормативов предельно допустимых выбросов в ранее установленные для них сроки);
- от 6 февраля 2002 года № 83 «О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух» (в части установления порядка проведения периодических проверок уровня выбросов автотранспортными средствами с установлением запрета деятельности пунктов государственного технического осмотра в случаях выявления у автотранспортных средств, прошедших технический осмотр на таких пунктах, выбросов, существенно превышающих предельно допустимые значения);
- от 22 февраля 2012 года № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» (в части дополнения схем теплоснабжения требованиями о проведении оценки воздействия на окружающую среду и о государственной экологической экспертизе на предпроектном этапе их разработки);
б) о необходимости ускорить разработку и утверждение Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
3. Рассмотреть вопрос о предоставлении льгот по транспортному налогу в случаях использования видов автомобильного транспорта на природном газе или электротранспорта.
Правительству края:
1.Провести работу по привлечению дополнительного федерального финансирования для реализации на территории края мероприятий в области охраны окружающей среды.
2. Создать межведомственную рабочую группу по разработке комплексной программы улучшения экологической ситуации в городе Красноярске, поручив которой в срок до 1 января 2017 года подготовить проект программы, предусмотрев в ней установление в том числе:
а) экологических требований к предприятиям промышленности и теплоэнергетики, к автомобильному транспорту, требований в области градостроительства, благоустройства, озеленения и жилищно-коммунального хозяйства города;
б) перечня мероприятий, направленных на совершенствование экологического мониторинга, экологического образования и надзора;
в) оценки уровня допустимости техногенных рисков для здоровья населения города;
г) общественного контроля реализации программы;
д) организации согласованного функционирования государственной наблюдательной сети, территориальных и локальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды и создание единой информационной системы на территории Красноярского края, в том числе автоматизированной передачи данных производственного экологического мониторинга в краевую систему наблюдения за состоянием (загрязнением) окружающей среды на территории края предприятиями, обязанными проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий и оказывающими значительный вклад в загрязнение атмосферного воздуха, и другие мероприятия.
3. Ускорить принятие порядка и методов проведения эколого-хозяйственного зонирования территории Красноярского края.
4. Осуществить работу с хозяйствующими субъектами по принятию решений о добровольном оборудовании источников вредных (загрязняющих) выбросов автоматическими газоанализаторами с передачей данных в территориальный центр мониторинга атмосферного воздуха.
5. Совместно с крупнейшими хозяйствующими субъектами города, органами городского самоуправления разработать и подписать обязывающий документ (экологическую хартию или декларацию) с обязательствами по ежегодному снижению выбросов в атмосферный воздух и модернизации газоочистного оборудования.
6. Рассмотреть возможность увеличения финансирования мероприятий подпрограммы «Дороги Красноярья» государственной программы Красноярского края «Развитие транспортной системы» для строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов транспортной инфраструктуры в целях оптимизации транспортных и пешеходных потоков в городе Красноярске и увеличения пропускной способности улично-дорожной сети.
7. Проводить в периоды неблагоприятных метеорологических условий совместно с правоохранительными и надзорными органами работу по выявлению фактов невыполнения хозяйствующими субъектами ограничений выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в городе Красноярске.
8. Совместно с правоохранительными и надзорными органами, администрацией города Красноярска провести работу по выявлению индивидуальных источников печного отопления и частных стационарных источников загрязнения.
9. Провести работу по актуализации сводного тома предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух города Красноярска, учитывающего вклад индивидуальных источников печного отопления и частных стационарных источников загрязнения, с оценкой риска здоровью населения.
10. Предусмотреть в 2017 — 2019 годах финансирование мероприятий государственной программы Красноярского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов», включая расширение на территории города Красноярска сети автоматизированных постов наблюдения краевой системы наблюдения за состоянием (загрязнением) окружающей среды с использованием современных автоматизированных систем и средств фиксации, передачу информации в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга, а также дооснащение существующих постов газоанализаторами на специфические загрязняющие вещества.
11. Предусмотреть в 2016 — 2018 годах финансирование дополнительных мероприятий государственной программы Красноярского края «Содействие развитию местного самоуправления» с целью оказания администрации города Красноярска содействия в решении вопросов благоустройства территории города, включая закупку специализированной техники (поливомоечных машин, комбинированных дорожных машин с функцией полива, подметально-уборочных комплексов, оснащенных увлажнительными или пневматическими устройствами, вакуумных машин и других).
12. Провести работу с ОАО «Газпром» по перспективам газификации города Красноярска.
13. Проработать вопросы использования технологий газификации углей, развития углехимической промышленности и глубокой переработки угля.
14. Определить целесообразность создания цифровой математической модели особенностей формирования приземного слоя атмосферного воздуха города Красноярска.
15. Обратиться в Федеральное агентство научных организаций с поддержкой реализации пилотного проекта модернизации котельной Красноярского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук, основанной на использовании технологии газификации угля, с дальнейшей перспективой модернизации угольных котельных края.
Правительству края совместно с федеральным государственным бюджетным учреждением «Среднесибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»:
1. Провести работу по модернизации существующих стационарных постов государственной и территориальной сетей наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха с использованием автоматических средств измерения.
2. Организовать работу в части реализации пилотного проекта «Организация согласованного функционирования государственной наблюдательной сети, территориальных и локальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды и создание единой информационной системы на территории Красноярского края».
3. Провести работу с хозяйствующими субъектами, включенными в перечень предприятий, обязанных проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий и оказывающих значительный вклад в загрязнение атмосферного воздуха, по:
- соответствию систем производственного экологического мониторинга требованиям, предъявляемым к системам государственного экологического мониторинга федерального и территориального уровней, учитывающим возможности автоматического информационного обмена и передовой опыт создания автоматизированных систем производственного экологического мониторинга в других отраслях промышленности;
- организации до конца 2016 года добровольной автоматизированной передачи в тестовом режиме данных производственного экологического мониторинга в краевую систему наблюдения за состоянием (загрязнением) окружающей среды на территории края.
Правительству края совместно с администрацией города Красноярска:
1. Обеспечить в период 2017-2022 годов поэтапное обновление транспортными средствами повышенного экологического класса общественного пассажирского транспорта города Красноярска, а также государственных и муниципальных учреждений и предприятий.
2. Проработать возможные источники дополнительного финансирования мероприятий по реконструкции левобережных канализационных очистных сооружений с целью повышения эффективности очистки сточных вод, сбрасываемых с городских очистных сооружений, и уменьшения массы сброса загрязняющих веществ в Енисей.
3. Разработать «дорожную карту» поэтапного выноса промышленных предприятий (экологически вредных производств и опасных объектов), в том числе логистических центров грузовых железнодорожных перевозок (контейнерных дворов и пр.), за пределы города.
4. Совместно с хозяйствующими субъектами организовать продажу на автозаправочных станциях Красноярской агломерации автомобильного топлива повышенного экологического класса.
5. Разработать и реализовать комплекс мероприятий по дополнительной поддержке гражданских инициатив и проектов некоммерческих общественных организаций в сфере экологии.
6. Сформировать действенный план мероприятий по экологическому воспитанию и образованию, вовлечению детей и подростков в экологическую деятельность, распространение современных экологических стандартов.
Управлению Роспотребнадзора по Красноярскому краю провести работу по оценке влияния выбросов вредных (загрязняющих) веществ предприятий цветной металлургии и энергетики города, а также автомобильного транспорта на здоровье человека.
Правительству края, администрации города Красноярска совместно с НИИ Роспотребнадзора и хозяйствующими субъектами, имеющими временно согласованные выбросы, с учетом результатов работы по оценке влияния выбросов загрязняющих веществ на здоровье человека разработать и реализовать программы мероприятий по профилактике и предупреждению заболеваний, реабилитации населения.
Енисейскому управлению Ростехнадзора Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору совместно со службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края в ходе проведения проверок строительных организаций ужесточить контроль за соблюдением требований проектно-сметной документации в части выполнения экологических мероприятий.
ОГИБДД Межмуниципального управления МВД России «Красноярское» в периоды неблагоприятных метеорологических условий усилить контроль над содержанием вредных веществ в выхлопных газах пассажирских автобусов и грузового автотранспорта и снятием транспортных средств с маршрута в случае выявления превышения установленных нормативов.
ГУВД края изучить вопросы:
- воссоздания экологического подразделения муниципальной полиции или наделения соответствующими полномочиями патрульно-постовой службы ГИБДД;
- организации передвижных постов контроля выбросов выхлопных газов автотранспорта.
Администрации города Красноярска:
1. Внести изменения в распоряжение администрации города Красноярска от 5 августа 2013 года № 84-ГХ «Об утверждении Порядка работы в городе Красноярске по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха в период неблагоприятных метеорологических условий в рамках муниципальных полномочий», распространить его действие не только на летний период, но и на весь год, предусмотреть соответствующие мероприятия.
2. Принять нормативы градостроительного проектирования, внести изменения в генеральный план города, правила землепользования и застройки, проекты планировки территорий в целях максимального сохранения существующих зеленых насаждений, в том числе городских лесов, а также исключения возможность строительства жилых домов в границах санитарно-защитных зон действующих промышленных предприятий.
3. Подготовить предложения по подключению частных домов и объектов малого и среднего бизнеса к централизованным тепловым сетям города Красноярска и (или) использованию альтернативных экологических видов топлива или технологий.
4. Разработать и утвердить меры, стимулирующие владельцев частных домов, иных объектов подключать данные объекты к централизованному отоплению или использовать альтернативные виды топлива (в случаях отказа от сжигания твердого топлива).
5. Обеспечить утверждение в установленном порядке схемы теплоснабжения города Красноярска, предусматривающей реализацию мероприятий по обеспечению экологической безопасности теплоснабжения города и закрытию малых котельных либо их переводу на альтернативные, экологически более безопасные, виды (технологии) используемого топлива.
6. Провести работу по поэтапному закрытию малых угольных отопительных котельных или по их переводу на использование альтернативных, экологически более безопасных, видов (технологией) используемого топлива.
7. Разработать и осуществить комплекс мероприятий по:
- оснащению муниципального транспорта, обеспечивающего грузовые и внутригородские пассажирские перевозки, системами нейтрализации выхлопных газов;
- развитию парка городского общественного пассажирского электротранспорта и переводу на него общественного автомобильного транспорта;
- организации мойки въезжающего в город автотранспорта, включая грузовой большегрузный;
- организации системы движения автотранспорта, способствующей минимизации выбросов загрязняющих веществ, по типу «зеленой волны».
8. Изучить технические меры снижения уровня выбросов автомобильных двигателей, работающих на дизельном топливе, и оказать содействие в их практическом использовании.
9. Обеспечить на автотранспортных предприятиях, в первую очередь муниципальных, проведение обязательного ежедневного предрейсового контроля над содержанием вредных веществ в отработавших газах и их дымностью.
10. Организовать и осуществить работу по:
- дальнейшему совершенствованию транспортной сети города, включая строительство многоуровневых развязок, пешеходных переходов, эффективное регулирование транспортных потоков;
- реальному ограничению передвижения большегрузного транспорта по территории города Красноярска;
- созданию условий для предоставления качественных транспортных услуг населению, стимулирующих граждан к отказу от передвижения на личном транспорте;
- исключению вторичного загрязнения атмосферного воздуха дорожной пылью в теплое время года, в том числе за счет использования для уборки территорий и улично-дорожной сети специализированной техники, оснащенной увлажнительными и пневматическими устройствами;
- устранению открытых участков почвы (грунта) на придорожных территориях с исключением уровней газонов выше бордюров;
- реализации мероприятий по озеленению города с привлечением общественности, товариществ собственников жилья, управляющих компаний в ходе осеннего и весеннего двухмесячников по благоустройству города, в том числе во время общегородских субботников;
- осуществлению градостроительной деятельности с учетом сложившейся в городе неблагоприятной экологической обстановки, включая реализацию мер, направленных на увеличение озеленения внутриквартальных пространств жилья и улично-дорожной сети, предусматривая при формировании документов территориального планирования создание коридоров проветривания, строительство жилых зданий в отдалении от транспортных магистралей с соблюдением санитарных разрывов;
- изменению градостроительных норм с целью увеличения озеленения внутриквартальных пространств при строительстве жилья и улично-дорожной сети;
- оборудованию выпусков ливневых сточных вод в водные объекты очистными сооружениями;
- обустройству системами ливневой канализации вновь вводимых и реконструируемых объектов улично-дорожной инфраструктуры, новых жилых микрорайонов;
- проектированию и строительству рекреационных зон города.
Администрации города Красноярска совместно с ОГИБДД Межмуниципального управления МВД России «Красноярское» разработать и реализовать:
- порядок введения, организации и контроля за исполнением транспортной схемы города Красноярска, в том числе в периоды неблагоприятных метеорологических условий;
- рациональную организацию движения автомобильного транспорта с использованием автоматизированных систем управления дорожным движением (АСУД) по типу «зеленой волны».
Администрации города Красноярска совместно с научными организациями предусмотреть реализацию научно-исследовательской работы по изучению сезонных особенностей движения воздушных масс города Красноярска с разработкой предложений по корректировке принимаемых архитектурно-планировочных решений.
Хозяйствующим субъектам города Красноярска:
1. Разработать и реализовать начиная с 1 января 2017 года, в первую очередь субъектам, имеющим временно согласованные выбросы, мероприятия по добровольному оборудованию источников вредных (загрязняющих) выбросов онлайн-газоанализаторами уровня выбросов.
2. Участвовать в развитии территориальной сети наблюдения, создании дополнительных пунктов наблюдения и дооснащении действующих пунктов наблюдения газоанализаторами на специфические загрязняющие вещества.
3. Принять решения о дополнительных мерах, направленных на сокращение выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу независимо от достижения нормативов предельно допустимых выбросов, включая подключение к централизованным тепловым сетям города Красноярска или использование альтернативных экологических видов топлива и (или) технологий, а также технологию частичной газификации угля.
4. Разработать и осуществить мероприятия по повышению энергоэффективности производственных мощностей, внедрению альтернативных источников тепла и электрической энергии (солнечная энергия, ветровая энергия, использование сбросного тепла, утилизации свалочного газа).
5. Сформировать планы природоохранных мероприятий, направленных на снижение воздействия на окружающую среду и ежегодное снижение выбросов в атмосферный воздух, модернизацию газоочистного оборудования. Принять участие в реализации мероприятий программы «Снижение негативного воздействия на окружающую среду предприятиями Красноярского края на 2014-2020 годы».
6. Строительным организациям города Красноярска принять добровольные обязательства по высадке зеленых насаждений, обязательной мойке строительной техники, выезжающей со строительных площадок, а также вывозу и централизованному размещению строительных отходов.