Главная
>
Афиша

Тихое искусство Штеренберга

Выставка в музее «Площадь Мира»

Тихое искусство Штеренберга

Живопись и графика из собрания Красноярского художественного музея.

Представитель первого ряда авангардного искусства двадцатых годов Давид Петрович Штеренберг родился 7 (14) июля 1881 года в семье простого служащего в Житомире. В 1905 году, еще подростком, он принимал активное участие в самообороне Житомира во время трехдневных погромов, после чего был вынужден покинуть Российскую империю. С 1906 года переехал в Париж, где прожил следующие 11 лет. Там и сформировался как художник.

В 1917-м стал правительственным комиссаром по делам искусств.

В 1925–1932 годах Штеренберг — основатель и руководитель Общества станковистов (ОСТ). Преподавал во ВХУТЕМАСе — среди его учеников такие известные российские живописцы, как Дейнека, Пименов, Лабас, Вильямс, Гончаров и другие.

В 1928–1931 годах Штеренберг занимался оформлением книг, иллюстрировал издания Гюго, Мериме, Киплинга, Маяковского, Мариенгофа, Бабеля, Эренбурга. Делал детские книжки собственного сочинения: «Мои игрушки», «Посуда», «Узоры», «Цветы», «Чай».

Опережая развитие новых стилей, художник разработал собственную теорию минимализма в натюрморте, в которой гармонично сочетались элементы примитивизма и кубизма.

Художник нередко прибегал к рельефу — порой изображения сильно выступают из поверхности холста, возбуждая материально-конкретные осязательные ощущения. Эффект усиливается тем, что предметы у автора почти всегда «одинокие» — не соприкасаются друг с другом.

Тем временем, 23 апреля 1932 года вышло Постановление Ц К ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций», ликвидировавшее все существовавшие до сих пор художественные группы. Был создан единый Союз советских художников, работающий в русле «социалистического реализма». В итоге «лучшие наши художники стали жертвой бескультурья, зависти и политического бандитизма» (М. Лазарев).

Обвиняемый в формализме Штеренберг вынужден перейти к более «реалистичной» манере живописи. Однако, верный своим убеждениям, он, так и не приняв до конца государственного подавления свободы творчества, в 1930−40-е стал одним из представителей так называемого «тихого искусства», ускользающего от официального громогласия...

Размещенная в эпицентре «Музея революции» камерная выставка небольших работ «комиссара художественного авангарда» представляет драму одиночества человека и вещи в открытом космосе социальных потрясений.

Рецепты:

Дополнительная информация

Рекомендуемый возраст:
0+

Расписание мероприятия