Главная
>
Статьи
>
Общество
>
«Удобнее и экономичнее»: Красноярск и еще четыре города края перешли на оплату за отопление по фактическим показаниям счетчиков

«Удобнее и экономичнее»: Красноярск и еще четыре города края перешли на оплату за отопление по фактическим показаниям счетчиков

17.11.2020
0

Как мы платили раньше?

Новая схема оплаты за тепло с этого отопительного сезона начала действовать в Красноярске, Ачинске, Шарыпово, Зеленогорске и Сосновоборске. Раньше жители в этих городах оплачивали ресурс в течение всего года либо по утвержденным нормативам потребления, либо по показаниям приборов учета. Первый вариант (тот что с нормативами) относился к домам, в которых не установлены приборы учета тепла. При этом к нормативу применялся коэффициент периодичности платежа, который «растягивал» платеж на все 12 месяцев года.

Второй вариант применялся к тем домам, которые оснащены приборами учёта. Плата за тепло рассчитывалась исходя из среднемесячных показаний счетчиков за годовой период. К оплате каждый месяц предъявляли сумму, полученную путем деления на 12 объёма показаний за весь предыдущий год. Таким образом, жители платили за тепло каждый месяц, в том числе и летом.

При этих схемах ежегодно происходила корректировка платежей. В случае наличия счетчиков высчитывалась разница между тем, сколько начислено и сколько показал прибор по факту. И если зима выдавалась холодная, то в начале года платежки приходили с суммами больше привычных, и жители доплачивали за тепло, полученное в прошлом году. Если зима была теплая, то всё происходило ровно наоборот — собственникам возмещали то, что они переплатили.

Как мы будем платить теперь?

Теперь жители пяти городов будут платить за тепло только в течение отопительного сезона и по фактическим показаниям счетчиков. Те потребители, в чьих домах нет приборов учета, также будут платить за тепло только с сентября по май, а не круглый год. Размер платежа, как и прежде, будет устанавливаться исходя из норматива, но уже без учета коэффициента периодичности внесения платы, который растягивал его на весь календарный год.

К слову, при определении нормативов учитывается целый ряд факторов. Подробнее о них рассказал заместитель министра промышленности, энергетики и ЖКХ края Евгений Гаврилов:

«При определении нормативов принимаются во внимание климатические условия, такие как расчетная температура наружного воздуха для проектирования отопления, среднесуточная температура наружного воздуха и продолжительность отопительного периода. Кроме того, учитываются конструктивные и технические параметры дома — материал стен, этажность, год постройки. Суммарная площадь всех жилых и нежилых помещений — тоже один из факторов».

В Красноярске на сегодня 70% домов оснащены приборами учета поставляемого тепла

Почему в платежках за сентябрь за тепло ничего не было начислено?

Рассчитывать плату за тепло но новому методу начали только с начала этого отопительного сезона. И в тех многоквартирных домах, где есть приборы учета, за сентябрь жителям, действительно, ничего не насчитали за тепло. Это объясняется тем, что дата начала отопительного периода (23 сентября) совпала с периодом снятия показаний приборов учета. Однако объем потребления тепла был учтен при снятии показаний в октябре.

Когда ждать последних корректировок?

Надо добавить, что в первом квартале 2021 года управляющие компании произведут корректировку платы за отопление. Давайте разберёмся, что она собой представляет и из чего будет складываться. В течение восьми месяцев текущего года расчёт объемов потребления для домов с приборами учета был следующим: объём показаний за 2019 год делили на 12 и полученную сумму предъявляли к оплате каждый месяц, в том числе и в летние. И только с сентября начали предъявлять «по факту». Таким образом, в первом квартале следующего года управляющая компания возьмет объемы предъявленные за 8 месяцев (январь -август, когда ещё действовала оплата по 1/12) и 4 месяца (сентябрь -декабрь, когда начали оплачивать «по факту») и отнимет их от объема потребления тепловой энергии, определенного по показаниям прибора учета за 2020 год.

Иначе можно сказать: в первом квартале 2021 года УК поведёт итог по гигакалориям — сколько начислено и сколько показал прибор «по факту».

Жителям домов без приборов учета в первом квартале 2021 года также будет проведена корректировка и возвращена разница, оплаченная ранее. В течение первых восьми месяцев года жители таких домов получали платежки с суммой за услугу по теплу, рассчитанной из норматива, с применением коэффициента периодичности платежа, который «растягивал» платеж на все 12 месяцев года. При переходе на способ оплаты только в течение отопительного периода с сентября жителям домов, которые не оборудованы приборами учета, плата за тепло начисляется только исходя из норматива без применения коэффициента периодичности. В данном случае корректировкой определяется разница между платой, определенной исходя из установленного норматива, и платой, которая была фактически предъявлена жителям за 2020 год.

Это будет последняя корректировка для всех пяти городов, где был изменен способ оплаты коммунальной услуги. Дальше — только оплата по факту либо по нормативам, в зависимости от наличия или отсутствия в доме приборов учета.

Почему было решено изменить схему начислений и оплаты и какая от этого польза жителям?

Одним из условий принятия решения по изменению привычных схем стал уровень оснащенности многоквартирных домов счетчиками. Во всех пяти городах этот показатель превысил 50%. Так, в Красноярске по состоянию на 1 октября 2019 года, когда принималось решение об изменении способа оплаты, многоквартирные дома были обеспечены приборами учета на 70 %. В Ачинске этот показатель составлял 73%, в Шарыпово — 89%, Зеленогорске — 70% и Сосновоборске — 100%.

Естественно, оплата по фактическим показаниям — это проще, понятнее и удобнее. Сколько получили — за такой объем и заплатили, и с 2021 года больше не будет корректировок, которые вызывали немало вопросов у жильцов. При оснащенности счетчиками большинства домов переход на новый метод более чем логичен.

Кроме того, оплата по факту создает стимул собственникам более сознательно относиться к потребляемому ресурсу, принимать решения на общем собрании жильцов о проведении управляющей компанией энергосберегающих мероприятий на доме в рамках текущего ремонта. Можно контролировать «перетопы» на доме и добиваться от УК регулировки подачи тепла.

«Мы уже несколько лет платим за тепло по показаниям счетчиков. Платим не весь год, а начиная со второй половины сентября, когда включают отопление, и до мая, когда сезон завершается. Конечно, это гораздо удобнее и при этом по финансам менее затратно. Ежемесячные платежи стали меньше, если сравнивать с тем периодом, когда у нас не было счетчиков и мы платили по нормативам. Новая схема, безусловно, более выгодна для потребителей», — рассказала жительница Канска Оксана Денисова. В этом городе жители уже как несколько лет имеют возможность платить за тепло в отопительный период.

Материалы по теме
«Электричество, газ или уголь?»: поможет ли Красноярску перевод теплоснабжения на другое топливо
Как сделать теплоснабжение более экологичным и сколько это стоит?

Как жильцам установить приборы учета тепла в своем доме?

Установка счетчиков проводится в рамках капитального ремонта, в частности, капремонта системы теплоснабжения. Если собственники захотят установить общедомовой прибор учета до того, как начнется капремонт, то им необходимо принять соответствующее решение на общем собрании, оформить протокол и обратиться в управляющую компанию. Кроме того, в рамках законодательства собственники могут установить общедомовой прибор учета через организации, чьи сети присоединены к сетям многоквартирного дома и которые поставляют коммунальный ресурс. В таком случае заключается договор, определяющий условия оплаты приобретения и установки счетчика.

Ориентировочная стоимость таких работ — 200-250 тысяч рублей. Фактическая стоимость определяется в индивидуальном порядке и зависит от общей площади многоквартирного дома, количества вводов системы теплоснабжения в здание, а также прочих технических параметров.

Но стоит учесть, что не во всех многоквартирных домах имеется техническая возможность установки общедомового счетчика. Критерии технической возможности установки прибора регламентируются приказом Минстроя России № 485/пр от 28.08.2020.

Как обычный житель может проверить достоверность передаваемых объемов потребления тепла в ресурсоснабжающую организацию?

В управляющей организации ведется журнал учета показаний общедомовых приборов учета. Любой собственник квартиры в многоквартирном доме имеет право проконтролировать передаваемые показания прибора, обратившись в УК. Управляющая компания в течение одного рабочего дня со дня обращения обязана ознакомить жителя со сведениями о показаниях.

Более того, жители также вправе участвовать в процессе фиксации показаний прибора совместно с представителями УК. Показания передают с 23-го по 25-е число каждого месяца.

По мнению жителей, платить за тепло подсчетчикам — гораздо выгоднее

При холодной зиме рост платы за отопление может быть очень серьезным. Как быть жителям, которые не смогут рассчитаться за один раз?

По Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354, возможность рассрочки платежа существует. Это возможно в том случае, если начисленный потребителю размер платы за коммунальную услугу, в том числе и за отопление, превысит более чем на 25% размер платы за эту услугу за аналогичный расчетный период прошлого года.

Что делать, если в доме намеренно создаются «перетопы» и очень жарко?

Температура в квартире должна соответствовать строгим нормам, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Материалы по теме
Услуги ЖКХ: платить или не платить на самоизоляции?
Благие намерения и опасные последствия

Нормативное значение температуры воздуха в жилых помещениях — не ниже +20°C (в угловых комнатах — +22°C). Допустимое превышение нормативной температуры — не более 4°C, допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) — не более 3°C.

Любое отклонение свыше 4°C в сторону повышения или понижения считается некачественно предоставленной услугой. В таком случае собственник может обратиться в управляющую компанию или непосредственно в организацию, предоставляющую услуги по отоплению, для выяснения и устранения причин. Также в такой ситуации может быть составлен акт, фиксирующий нарушение. При его наличии исполнитель услуг обязан произвести перерасчет размера платы за тепло и уменьшить начисленную сумму.

За разъяснениями по любым вопросам оказания услуг ЖКХ жители края могут обращаться в консультационно-правовой центр в рабочие дни с 9.00 до 20.00 по телефонам: 8-800-333-70-07 (звонок по Красноярскому краю бесплатный); 8(391)273-03-00 (для жителей Красноярска); через online-консультант и в рубрике «Вопрос-ответ» на сайте gkh24.ru.

Интернет-газета Newslab

Рекомендуем почитать