Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
«В поле, в промзоне, или вообще нигде»: что не так c жилой застройкой Красноярска?

«В поле, в промзоне, или вообще нигде»: что не так c жилой застройкой Красноярска?

Купить сегодня, заселиться... когда-нибудь

Свердловский район Красноярска в последние годы застраивают очень активно. Причем, преимущественно домами экономкласса с относительно невысокой ценой за квадратный метр — что немаловажно для молодых семей. Особенно хорошо это заметно на Пашенном, в районе ЛДК — сюда несколько лет назад зашли несколько красноярских застройщиков, выкупив земельные участки... а потом с несколькими компаниями что-то пошло сильно не так.

Например, компания «Зодчий», которая сначала успешно сдала свой ЖК «Премьера», но затем неоднократно срывала сроки сдачи других проектов по соседству : жилого комплекса «Панорама» и многоэтажного дома «Добрые соседи». Дольщики оказались в крайне неприятной ситуации — квартиры они купили в 2015-2016 годах, но к осени 2019 застройщик сдал только один из четырех домов «Панорамы», и не завершил «Добрых соседей».

В сентябре 2020 года директор «Зодчего» попал под уголовное дело — по версии следствия, он собрал с участников долевого строительства деньги на возведение домов в ЖК «Панорама», но тратил их не на строительство. Как сообщало тогда МВД, по предварительным данным, более чем 500 дольщикам причинен материальный ущерб, превышающий 834 миллиона рублей.

Вот что об этом рассказывали сами дольщики:

Обманутые дольщики

Видео: МВД России

Сам «Зодчий», несмотря на проблемы, сегодня продолжает существовать. По данным системы «Контур-Фокус», в декабре 2020 в отношении компании открыто 73 исполнительных производства на общую сумму 23,9 млн рублей.

За 2019-2020 годы 9 раз те или иные кредиторы заявляли о намерении подать на банкротство «Зодчего» — в последний раз это была ООО «Спецкомплект», в ноябре 2020 года. Но банкротом компания не стала.

Еще один проблемный застройщик ЛДК — компания «СУ 208». Три ее недостроенные многоэтажки прекрасно видно из окон ЖК «Премьера» — между жилыми комплексами всего пара сотен метров. А проблемы дольщиков «СУ 208» очень схожи с бедой клиентов «Зодчего» — компания годами не могла сдать дома, все три дома получили статус «проблемных», а самим застройщиком заинтересовались правоохранительные органы.

В июле 2019 года, руководителям компании, попавшим под следствие, назначили меру пресечения в виде ограничения свободы, разрешив вернутся к работе — чтобы у компании была возможность продолжать строительство жилых домов и исполнять обязательства перед дольщиками.

Лишь в сентябре 2020 года «СУ 208» начала достраивать свои высотки — об этом сообщал представитель «СУ 208» Михаил Якименок; подрядчики, по его словам, согласились на оплату после завершения работы. В свою очередь, представители Следственного управления, которое наложило арест на имущество «СУ 208», сообщали, что могут рассмотреть варианты частичного снятия обременения при условии государственного подтверждения объемов и стоимости выполненных работ.

Сейчас в базе Минстроя указаны следующие сроки сдачи: первый из трех домов должны завершить во 2-м квартале 2021 года, два других — в 4-м квартале 2021 года.

Заводы ушли, проблемы остались

Конечно, не все застройщики Свердловского района оказались недобросовестными. Но даже если покупатель благополучно заселиться в квартиру, дадут о себе знать несколько проблем, связанных с индустриальным прошлым этой части города — то, что было нормальным для ударных предприятий Советского Союза, вряд ли порадует людей, решивших сегодня в этих местах жить.

Одной из заметных проблем Свердловского района долгие годы остается малое количество общественных пространств. Да, есть Ярыгинская набережная, где в ноябре 2020 года завершился второй этап благоустройства. Но даже вместе с ней, общественных пространств в районе немного.

Конечно, есть еще остров Отдыха — но не ехать же туда каждый раз, когда захочется погулять с детьми?.. Особенно тем, у кого личного авто нет.

Некоторые застройщики даже пытаются по-своему решить эту проблему. Например, компания «Сиблидер», которая застраивает ЛДК недалеко от долгостроев «Зодчего» и «СУ 208». В своем проекте «Новый Кленовый» застройщик задумал сделать небольшую набережную на берегу на местного озера. Но назвать такую набережную «общественным пространством», естественно, нельзя. Просто приятная особенность, которая будет доступна и другим жителям района — двор жилого комплекса не будет закрытым.

Другая, более серьезная, проблема Свердловского района — перегруженность школ. Как сообщили в главном управлении образования администрации Красноярска, сейчас в Свердловском районе перекомплект образовательных учреждений составляет 54 % — в общей сложности, здесь учатся 16 018 детей.

Сейчас в районе ЛДК достраивают новую школу на 1280 мест — ее запустят в первом квартале 2021 года, планируется сформировать 16 классов — детей переведут из перегруженной гимназии № 5. Кроме того, в июле 2020 года началось строительство нового садика на Пашенном на 270 мест, который откроется в 2021 году.

Материалы по теме

Еще одна проблема, знакомая всем владельцам автомобилей — транспортная; попасть в активно застраиваемый Пашенный в Свердловском районе можно только по улице Судостроительной, или по объезду через остров Отдыха. Нередко оба пути оказываются перегружены, из-за чего возникают длинные пробки: местные дороги никак не рассчитаны на такое количество машин. С автобусами ситуация тоже не самая приятная, особенно если по каким-то причинам нужно попасть на левый берег — по идее, это можно было бы сделать через Николаевский мост, но близкого пути к нему нет: все автобусы сначала идут до улицы Александра Матросова, и лишь затем возвращаются на Судостроительную и едут в сторону четвертого моста.

Решить транспортные проблемы могла бы новая развязка с Пашенного на Николаевский мост, но с ней уже несколько лет возникают проблемы. В мэрии этим вопросом занимаются с 2018 года, даже начали проектирование — но при детальном рассмотрении проекта стало понятно, что под строительство не хватит свободной земли. Сейчас поиск вариантов продолжается, от ряда идей уже отказались из-за их неподъемной для городского бюджета стоимости. Об всем этом в октябре рассказывал глава Красноярска Сергей Еремин.

Сейчас предварительно прорабатывается еще одно проектное решение развязки. Но строить ее начнут в лучшем случае в 2022 году — если проект одобрят, а в 2021 решат все земельные вопросы.

Когда уже не лезет

Если на правом берегу застройщики активно осваивают бывшие промзоны, то на левом берегу быстрее всего застраивают Советский район — в особенности, конечно, Взлетку. Несмотря на то, что цена за квадратный метр здесь отнюдь не самая низкая по городу, район очень популярен у новоселов. Ведь тут много магазинов и услуг, стоят самые крупные торгово-развлекательные центры города, есть просторный парк им. 400-летия Красноярска.

Материалы по теме

Как следствие, все больше застройщиков стало заходить в эту часть Красноярска со своими проектами. Но любой проект ограничен земельным участком, в котором действует компания — и нет необходимости как-то согласовывать свои проекты между собой или учитывать проблемы городской инфраструктуры. Поэтому сегодня на Взлетке есть дома любых технологий постройки, этажности и дизайна фасадов... но нет широких дорог и просторных междворовых проездов. Причем, если загруженность дорог Свердловского района может разгрузить автомобильная развязка, то что мэрия может сделать с узкими улицами Взлетки — не совсем понятно.

И, конечно, каждый новый дом дает нагрузку на социальную инфраструктуру. Как сообщили в главном управлении образования администрации Красноярска, в Советском районе дефицит мест в образовательных учреждений составляет 60 % — здесь учатся 40 532 ребенка.

В управлении образования дополнительно отметили, что и в Советском, и в Свердловском районах есть сильный недостаток детских садов, из-за активной застройки. А глава города в интервью рассказывал, что сегодня развитие социальной инфраструктуры пытается обогнать появление новых домов:

«Есть негативный опыт прошлых лет, когда жилые массивы сдавали в эксплуатацию, а необходимую инфраструктуру люди потом ждали годами. Увы, по сей день нам приходится пожинать плоды застройки целых микрорайонов, где нет ни садов, ни школ, ни больниц. И сегодня там мы активно выравниваем сложившийся дисбаланс, строим нужные объекты», — рассказывал Сергей Еремин.

Между тем, красноярские застройщики все активнее осваивают микрорайон. Те, кому места внутри Взлётки не досталось, строят на окраине. Например, группа компаний «Спецстрой», которая возвела свой новый ЖК эконом-класса «Подзолкова, 1» на границе Взлётки и Покровки — дом стоит практически в чистом поле, рядом только автосервис, труба теплотрассы и электростанция.

В похожей ситуации оказались жильцы жилого комплекса «Гео» от того же застройщика и нескольких домов компании «Партнер», которые расположены на той же улице Подзолкова, но немного южнее, недалеко от Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии. Но здесь, по крайней мере, есть магазины и услуги на первых этажах домов, и даже частный детский садик. Да и остановка автобуса совсем рядом, правда, ходят через нее всего два маршрута, до большей части города придется ехать с пересадками.

Конечно, со временем, развитая инфраструктура доберется и до окраин — эту часть Красноярска продолжают застраивать, несмотря ни на что. Но всё это в будущем.

Чтобы не жалеть о такой серьезной покупке, как квартира, лучше тщательно проверить не только репутацию застройщика, но и узнать о проблемах инфраструктуры данного района — каким бы популярным для жизни он ни был.

Андрей Медведев специально для Newslab,
фото Алины Ковригиной

Ерёмин Сергей Васильевич
Депутат Государственной думы РФ
Ерёмин Сергей Васильевич
Депутат Государственной думы РФ

Рекомендуем почитать