Инженер Вильямс, доктор Морган и «раненый хирург»
Одни из самых необычных обманных схем нацелены на одиноких женщин, мечтающих познакомиться с иностранцем. Мошенники в таких случаях действуют творчески и создают подробную «легенду» якобы иностранного гражданина. Они могут общаться с жертвой несколько месяцев перед тем, как начать выманивать у нее деньги.
Например, в марте 53-летняя жительница Зеленогорска познакомилась с соцсетях с иностранцем, который назвался «военным хирургом». Он рассказал женщине трогательную историю о том, что скоро отправляется в «горячую точку» лечить солдат. В мае «хирург» написал, что его «ранили», и он не может вернуться домой. Но зато он получил большую премию — и показал женщине фото коробки, полной иностранной валюты. А вот как переслать посылку к себе на родину, «хирург» не знал.
Поэтому «завидный жених» попросил помощи у своей жертвы — посылку перешлют ей в Россию, а она потом возьмет из коробки деньги на оплату транспортных услуг. Женщина позвонила якобы представителям транспортной компании, которые под разными предлогами выманили у нее в общей сложности 440 тысяч рублей. Основную сумму для перевода она получила в кредит в банках, часть денег заняла у знакомых. Никакой посылки она, разумеется, в итоге так и не получила.
Похожий обман случился в марте 2020 года с жительницей села Калинино в Хакасии, с которой в соцсетях познакомился «инженер-строитель из Америки по имени Вильямс». Он какое-то время переписывался со своей жертвой, и в один прекрасный день сообщил, что «хочет сделать ей дорогой подарок». Как и в истории с «раненым хирургом», «американский инженер» сообщил женщине контакты якобы курьерской службы, которая пришлет посылку. На протяжении нескольких дней женщине присылали чеки, квитанции, распечатки с геолокацией — в доказательство того, что посылка якобы существует.
За это время жертва перевела злоумышленникам 780 тысяч рублей, большую часть из которых пришлось взять в кредит. «Инженер Вильямс» все это время поддерживал с ней связь, рассказывая, что в посылке деньги, ценные вещи и другие дорогие подарки. В итоге, когда лжекурьеры попросили уже 10 тысяч евро «за пересечение посылкой границы» — женщина поняла, что стала жертвой обмана, и обратилась в полицию.
В другой истории жертвой обмана стала 75-летняя жительница Енисейска, которая в одном из мессенджеров познакомилась с «доктором Морганом» из Канады — в этом случае мошенник прислала женщине фотографии известного врача, выдав их за свои. В ходе общения он рассказал, что хочет приехать к женщине и оформить с ней гражданский брак — но нефтяная компания, где он работает хирургом, не отпускает его в поездку, и ему придется оплатить отпуск, на что необходимо несколько тысяч евро. Деньги, по его словам, требовались и на оформление «гражданского брака». За полгода пожилая женщина перевела «доктору Моргану» более миллиона рублей. Дополнительно к этому она пыталась оформить кредит, чтобы перевести недостающую сумму.
Скупой платит дважды, а упрямый...
Порой мошенникам удается настолько сильно запугать или убедить жертву, что она не может не только самостоятельно раскусить обман, но и не слушает советов других людей. Например, в феврале 2020 года 72-летней жительнице Зеленогорска позвонил неизвестный и представился «сотрудником службы безопасности банка». Он рассказал пенсионерке, что кто-то пытался украсть с ее карты 3 тысячи рублей. Мужчина знал обо всех накоплениях пенсионерки в разных банках, что убедило зеленогорку в том, он действительно является с сотрудником безопасности кредитной организации. Злоумышленник предложил женщине защитить свои деньги, переведя их на новый счет, который «будет под контролем сотрудников службы безопасности».
Поверив мошеннику, женщина принялась снимать деньги со счетов. В итоге она перевела 450 тысяч рублей мошенникам — несмотря на то, что даже сотрудники банка предупреждали ее о мошенничестве и даже предлагали переговорить со звонящими. Однако пенсионерка от их услуг отказалась и лишь позже поняла, что ее обманули.
В другой истории убедить жертву помог звонок якобы из полиции. В январе 2021 года 33-летнему жителю Норильска позвонил «сотрудник службы безопасности банка» и заявил, что злоумышленники получили доступ к его лицевому счету. Норильчанин не поверил в историю мошенника — и через пару минут ему позвонил уже «сотрудник полиции»; при звонке даже отображался номер телефона доверия краевого Главка. Поддавшись на обман, мужчина принялся выполнять указания «специалистов» — в общей сложности он перевел мошенникам почти 1,4 млн рублей. Для этого он взял три кредита.
Даже 1,4 миллиона рублей — не предел. Например, в январе 2021 года 69-летний пенсионер из Енисейска стал жертвой все той же мошеннической схемы — звонка из службы безопасности банка. Мужчина поверил мошенникам и в течение двух дней переводил им деньги со своих счетов, совершив более 100 банковских операций. Так злоумышленники выманили у пожилого человека более 2 млн рублей.
Не всегда мошенники пытаются выманить крупные суммы. Например, в декабре 2020 года житель Железногорска позарился на объявление о продаже икры всего за 2200 рублей за килограмм. «Продавец» сообщил, что после оплаты икру можно будет забрать в аэропорту Красноярска. Мошенник даже переслал покупателю фото паспорта — как выяснилось позже, документ был чужой. Когда мужчина переводил «продавцу» деньги, банк попытался заблокировать подозрительную операцию. При повторной попытке перечисления железногорцу перезвонил сотрудник банка и сообщил о возможном мошенничестве. Но мужчина настаивал и все-таки отправил больше 30 тысяч рублей. Приехав позже в аэропорт, он обнаружил, что на его имя никаких посылок в службу доставки не поступало. «Продавец» на его сообщения, конечно, больше не реагировал.
Ни похудеть, ни заработать
Не всегда злоумышленники обещают жертве что-то продать, а затем забирают деньги и исчезают. Например, в 2020 году несколько жителей Красноярского края стали жертвами более хитрой мошеннической схемы — им предлагали получить огромную «компенсацию за некачественные биологически активные добавки». А для того, чтобы получить деньги, мошенники порой разыгрывают перед жертвой целый спектакль с несколькими персонажами.
Например, в мае 2020 года 49-летняя жительница Курагинского района Красноярского края стала жертвой именно такой схемы. Аферисты действовали долго и обстоятельно — сначала в 2019 году женщине позвонил «майор юстиции» и сообщил, что БАДы для похудения, которые она ранее покупала в интернете, оказались контрафактными и ей якобы полагается до 10 млн компенсации материального ущерба. Аферист предложил помочь в ее получении, но попросил перечислить «небольшой взнос» на указанный счет, что потерпевшая и сделала. По прошествии времени женщине позвонил уже «адвокат из Москвы», который якобы только что выиграл суд в ее пользу против производителя БАДов.
Затем в дело вступила «работница банка», которая по телефону убедила жертву в том, что ей нужно открыть безопасный счет для получения компенсации — но счет позже якобы оказался заблокирован, за разблокировку попросили 300 тысяч рублей. А затем еще больше — за «инкассаторскую доставку». В общем и целом, женщина перевела мошенникам более 800 тысяч рублей.
В других случаях мошенники действовали быстрее. Например, в октябре 2020 года 55-летняя жительница Кайеркана перевела «сотрудникам надзорного ведомства» 958 тысяч рублей за «оформление документов» на получение компенсации за некачественные БАДы. А в ноябре 62-летняя жительница Ачинска отдала «сотруднику правоохранительных органов» более 1,3 млн рублей — тоже якобы за оформление документов.
«Золотые» счетчики
Не все мошенники действует по телефону или через интернет. Некоторым хватает наглости, чтобы приходить домой к людям и требовать с них деньги, например, за «поверку и установку счетчиков бытовых услуг». Чаще всего жертвами такого обмана становятся пожилые люди. Например, в июле 2020 года мошенники установили красноярской пенсионерке газовый счетчик за 12 тысяч рублей — они заявили, что новое чудо техники само передает показания о расходе газа.
Но, как рассказали тогда в АО «Красноярсккрайгаз», в Красноярске такое невозможно в принципе — пока что нет технических возможностей. Сама организация, в которой якобы работали «специалисты», не зарегистрирована в реестре на сайте Стройнадзора края — а значит, у нее нет допуска к таким работам, и установленные ей счетчики не только не стоят своих денег, но и могут потенциально стать причиной утечки газа.
Весной 2018 года похожая история случилась с 88-летним пенсионером из Красноярска — мошенники взяли с него 2,5 тысячи рублей якобы за поверку электросчетчиков, хотя у него был установлен новый счетчик 2014 года и никакая поверка не требовалась. К тому же в квитанции об услуге был указан несуществующий номер телефона.
В «Красноярскэнергосбыте» тогда отметили, что такие мошенники чаще всего скрываются за названиями вроде «ЭнергоСервис», «ЭлектроСервис», «Красноярскэлектросбыт», «Энергобаланс», «ЭнергоКонтролирующийУчетныйСервис» и «ГорЭнерго».
Не лыком шиты
К счастью, мошенники — всего лишь лишь люди. Их тоже можно перехитрить, обойдя все их уловки. Например, в феврале 2020 года первый заместитель мэра Железногорска Алексей Сергейкин мог стать жертвой мошенников — ему точно также, как и многим, позвонили «из службы безопасности Сбербанка».
Но чиновник быстро раскусил обман и начал издеваться над мошенниками, параллельно записывая разговор. Вначале он убедил аферистов, что у него на карте лежат целых 743 тысячи рублей, потом вместо номера карты назвал набор случайных цифр. Когда мошенники потребовали назвать СVV-код с обратной стороны карты (они говорили, что это «код банкира» и клиент по договору обязан его называть), Сергейкин ради смеха спросил, неужели код с его карты — это «личный код Германа Оскаровича»? Как оказалось, звонившие «сотрудники Сбербанка» понятия не имеют, кто это такой.
Еще один случай, когда мошенники остались ни с чем, произошел тоже в Железногорске — в апреле 2019 года. Вечером на домашний телефон пожилой супружеской пары позвонил парень, который представился их внуком и сообщил, что совершил ДТП. Он просил у «родственников» 20 тысяч рублей. Поскольку их внук живет в другом городе — пенсионеры поверили звонившему и уже готовы были отдать мошенникам деньги... но вмешалась их внучка. Школьница рассказала дедушке, что он стал жертвой обмана, и что никаких денег переводить не нужно.
Чтобы не стать жертвой мошенников, нужно как минимум сохранять критическое мышление. После получения звонка «из банка» необходимо тут же прекратить разговор, самостоятельно зайти на официальный сайт банка и позвонить по указанному там номеру. Не стоит сообщать незнакомцам никаких данных о своей банковской карте, и уж тем более — НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не переводить деньги на предложенные счета. Помните, что настоящие сотрудники банка НИКОГДА не спросят код карты, ПИН-код, а также коды из СМС, которые присылает банк.