Привычная гениальность
В 70-е годы XX века Красноярск переживал большие перемены — именно тогда открылись Театр оперы и балета и Красноярский государственный институт искусств. Краевое партийное руководство во главе с первым секретарем Павлом Федирко хотело превратить город в культурный центр Сибири.
До 1973 года в Красноярске скульптурные мастерские располагались прямо в здании Покровской церкви. Есть мнение, что этому способствовали сами скульпторы, чтобы спасти старейшее каменное здание Красноярска. Сегодня это Свято-Покровский кафедральный собор.
В 1978 году планировалось масштабное празднование 350-летия Красноярска — по сути, первого Дня города со времен установления советской власти. Краевое правительство считало, что к юбилею Красноярск должны украшать памятники и монументы, добавляющие его улицам уникальности. Для этого в 1973 году в Красноярске открылись новые скульптурные мастерские площадью 7 000 м², построенные на деньги из краевого бюджета.
Скульптурный городок в Октябрьском районе Красноярска представлял собой четыре корпуса с семью мастерскими на ул. Высотной, 2. Высота помещений позволяла работать с очень большими скульптурами — например, мемориальным комплексом «Сибирский каторжный путь». В городок без проблем могли заезжать грузовые машины с гранитом и другими материалами. А летом работать над большими скульптурами можно было прямо на улице.
Работы, созданные творцами из скульптурного городка, и сегодня украшают Красноярск — эти памятники и монументы давно стали привычной частью городских улиц. Также существует не один десяток менее известных работ. Многие из них посвящены выдающимся жителям Сибири и России — спортсменам, рабочим, писателям, солдатам... Сохранившиеся произведения порой можно увидеть на выставках.
Со временем мастерские стали местом сбора творческой элиты. Сюда приходил Виктор Астафьев, который подружился со скульптором Владимиром Зеленовым — в память о друге тот впоследствии создал композицию «Астафьевы в Овсянке». Мастерские в свое время посещал даже Зураб Церетели.
Среди скульпторов тех лет величайшим считается Адель Абдрахимов — ветеран Великой Отечественной Войны, наставник нескольких поколений красноярских скульпторов. Из его работ можно отметить уникальный памятник мореплавателю Никифору Бегичеву, бронзовый портрет тренера Дмитрия Миндиашвили, мемориальную доску у входа в музей-усадьбу В. И. Сурикова. Свой 100-летний юбилей он отмечал в мастерской в скульптурном городке. В 2016 году скульптор ушел из жизни в возрасте 102 лет — прощание тоже проходило в его мастерской на Высотной.
Мрак, холод и запустение
Развал СССР ударил по скульпторам Красноярска (да и всей страны) очень сильно. С исчезновением Советского Союза они лишились большого количества государственных заказов на создание самых крупных и значимых произведений. С исчезновением советской пропаганды перестали быть актуальными многие темы, к которым обращались красноярские творцы. Например, тема Героев Социалистического Труда, которой отдельные скульпторы посвящали долгие годы работы.
Дальнейшая история мастерских на Высотной окружена множеством неясностей и слухов. Есть даже мнение, что творцов целенаправленно выживали с земельного участка. В 2014 году искусствовед Любовь Шаповалова писала в «Красноярском рабочем», что скульптурный городок и его обитатели стали жертвами рейдерского захвата.
По другой версии, все куда проще: скульпторы с 2002 года не вносили арендную плату и не заключали договоры с коммунальными организациями. Так, за электричество в городке платил непосредственно Союз художников. Но продолжаться бесконечно это не могло.
Так или иначе, в 2003 году мастерские отключили от тепла, а затем и от электричества.
В марте 2014 года несколько членов красноярского отделения Союза художников попытались обратиться в прокуратуру с жалобой на ситуацию с мастерскими — но проверка нарушений не выявила.
Теоретически, спасти скульптурный городок всё еще можно было — если бы мастерские признали объектом культурного наследия. Но проведенная весной 2014 года экспертиза не соответствовала регламенту Министерства Культуры. Конкретно — «заявителями экспертизы не указаны физические и юридические лица, не являющиеся собственником либо пользователем объекта экспертизы», пишет искусствовед Любовь Шаповалова. Как следствие, проведенная экспертиза не могла быть основанием для присвоения мастерским нужного статуса.
В довершение всех бед в июне 2014 года в мастерской скульптора Владимира Зеленова случился пожар. В огне погибло множество его работ, включая уникальные портреты писателя Валентина Распутина. В дальнейшем следствие установило, что причиной пожара был поджог.
Со временем кто-то из творцов умер, а кто-то уже просто в силу возраста не мог работать в таких условиях. Но в опустевшем городке, несмотря ни на что, оставался один скульптор, долгие годы хранивший это место.
Не смирившийся
Про Василия Сивцева в свое время рассказали, кажется, все красноярские СМИ. Сам скульптор к подобной популярности относится негативно: творцу должны приносить известность его произведения, считает он.
В 2021 году в его мастерской фоном играют песни военных лет: «Катюша», «День победы»... Возможно, такой выбор музыки связан с его учителями: темой Великой Отечественной Войны вдохновлено множество работ красноярских скульпторов.
Именно от него мы узнали несколько интересных деталей о городке. Например, около 20 видов деревьев во дворе посадили творческие гости скульптурного городка, в том числе — писатель Виктор Астафьев. Со временем скульпторы прозвали свои мастерские «зеленый городок».
В городок на Высотную Василий Сивцев попал в начале нулевых. Когда мастерские отключили от тепла, он установил «буржуйку» и помог пожилым коллегам сделать то же самое. Холод его не пугал — уроженец Якутии, он с 6 лет ходил на охоту вместе с отцом, кадровым охотником. К тому же, говорит он, когда ты работаешь — тебе не нужна «буржуйка». Творец в своей работе должен обязательно преодолевать препятствия.
Как мог, он помогал другим скульпторам справиться с трудностями. Был инициатором выставки в честь 100-летия Аделя Абдрахимова. Помогал родным умерших наставников организовывать похороны. И каждый день убирал территорию городка. Некоторые любопытные спрашивали: «И зачем тут чистить?.. Никого ведь нет уже!». Он кратко отвечал: «Так воспитан».
И так — больше 15 лет. Изо дня в день скульптор топил «буржуйку», ухаживал за территорией, работал в мастерской... В городок порой водили экскурсии, которые он встречал, рассказывая об этом месте.
Стремясь спасти мастерские, он дважды выдвигал свою кандидатуру на пост председателя красноярского Союза художников — но безуспешно. Кстати, искусствовед Любовь Шаповалова пишет, что обсуждение сноса мастерских проходило с многочисленными нарушениями регламента... Но в итоге большинство членов Союза все-таки проголосовали «за».
Скульптурный городок так и не признали объектом культурного наследия. И в ноябре 2017 года его снесли. Несколько СМИ сообщали, что здания, возможно, разрушили вместе с картинами и гипсовыми скульптурами, оставшимися внутри.
Даже сегодня Василий Яковлевич не может поверить, что уникальное место, где работали его наставники, решили просто взять и уничтожить:
«Иногда я даже благодарен, что я столько лет там „буржуйку“ топил. Ведь почти все мои большие работы создавались в то время, без света и тепла. Конечно, мое здоровье пострадало из-за этого... Но в творческом смысле было интересно. Таких скульптурных мастерских ведь нигде больше нет — ни в Москве, ни в Питере. Я много где бываю, и нигде не встречал ничего подобного. И мы своими руками уничтожили их. Почему?.. Не могу понять», — вздыхает скульптор.
Жилой комплекс вместо городка
Когда мастерские снесли, председатель краевого Союза художников Сергей Ануфриев рассказывал: на реконструкцию требовалось слишком много денег, порядка 80 млн рублей, однако на месте снесенного городка появятся 20 новых мастерских с выставочным залом...
Согласно экспертизе проектной документации, в ЖК «На высоте» и правда запланировано «пристроенное нежилое помещение художественных мастерских» с 19 мастерскими и выставочным залом на первом этаже. Возможно, партнерство с застройщиком было единственным способом построить новые мастерские?
Чтобы прояснить ситуацию, мы задали несколько вопросов «Сиблидеру» и Сергею Ануфриеву. Например, такие:
- Известно ли, кто именно будет работать в мастерских — только члены Союза художников, или, например, будет свободная аренда для всех желающих?
- Возможно ли в новом здании работать над большими памятниками вроде «Сибирского каторжного пути?» Или сейчас это и не нужно, поскольку большие скульптуры в Красноярске больше не делают?
- Кому в конечном итоге будут принадлежать новые мастерские?
К сожалению, ответов мы не получили. Пресс-служба «Сиблидера» прислала презентацию про ЖК «На высоте» и посоветовала адресовать вопросы Сергею Ануфриеву и архитекторам, проектировавшим жилой комплекс. В Союзе художников соединять нас с председателем не стали, посоветовав отправить все вопросы ему «на почту», что мы и сделали. Однако Сергей Ануфриев либо не заметил электронного письма, либо не захотел на него отвечать.
Между тем, в красноярских СМИ появилась информация, что в новые мастерские заселится именно Союз художников. Жилой комплекс, кстати, полностью сдадут в 2021 году — первый дом должны были достроить еще в 2020 году, но, вероятно, вмешалась пандемия. Интересно, какие мастерские появятся на месте разрушенного городка и какие красноярские творцы будут там работать?
В конечном итоге, трудно не задаться вопросом — можно ли все-таки было спасти старый городок? Неужели его уничтожение и правда связано с чьим-то злым умыслом? Или мастерские были просто нерентабельны — и одно это перевесило как их историческую, так и культурную значимость?.. Так или иначе, уникальное место, которым гордились в творческой среде Красноярска, в ноябре 2017 года ушло в небытие — вслед за советскими скульпторами, когда-то трудившимися в его стенах.
Андрей Медведев, специально для Newslab
фото Алины Ковригиной, Марины Савостеевой