Собака — не только друг, но и коллега
Вся работа сотрудников краевого Центра кинологической службы построена на тесном сотрудничестве человека и собаки. Служебные псы привлекаются к розыску, поиску оружия, взрывчатых веществ, наркотиков, к охране общественного порядка.
На службе в органах состоят немецкие и бельгийские овчарки (малинуа), лабрадоры, ротвейлеры, спаниели. У каждого животного своя спецификация, но все четвероногие полицейские объединены общим занятием — они служат правосудию, помогая раскрывать самые сложные дела.
В центре кинологической службы к особым сотрудникам относятся со всей ответственностью: за ними ухаживают, их дрессируют — и, конечно, любят. Для четвероногих полицейских созданы все условия, чтобы от работы их ничего не отвлекало.
Новый центр — новые исследования
До реконструкции центра кинологической службы специалисты Красноярского края не могли пользоваться методом ольфакторного исследования — идентификации человека по запаховому следу с помощью служебных собак. Чтобы понять, как этот метод работает, краевые профессионалы отправились в Ставрополь, Барнаул и Волгоград, где полицейские собаки уже служили на благо родины.
Результатам ольфакторного исследования доверяют суды и эксперты-криминалисты. Инструментом в данной экспертизе и служит собака-детектор, которая может запоминать огромное количество запаховых следов разных людей.
Наряду с ольфакторной экспертизой существуют и другие, которые дают категорический вывод о тождестве человека — такие как дактилоскопия, ДНК. Отличие ольфакторного метода от других в том, что запах человека присутствует везде, и его ничем «не перебить» и не уничтожить. Такой метод помогает раскрывать самые запутанные дела.
«Как можно доверять собаке?»
«Собаки — тоже люди», — убеждена отмечает Наталья Коршунова, руководитель ольфакторной лаборатории. Поэтому собакам-полицейским не дают предметов с места преступления, а знакомят их только с вытяжкой запаха. Пес может отвлечься на цвет, фактуру предмета, возможно, он захочет с этим предметом поиграть.
«А как же можно доверять собаке? Она говорить не умеет, защитить себя не сможет, объяснить, почему сделала этот выбор — не объяснит. Но тут целая методика. На тестах собака должна найти дубликат экспертного образца — и сесть либо лечь возле него. Поменяли местами объекты — собака снова должна сесть или лечь возле него. Так происходит с тремя разными собаками. Только когда все три собаки показали один и тот же результат — только тогда мы можем делать вывод», — рассказывает эксперт.
«Собака для кинолога — скорее друг, потому что если относиться к ней, как к инструменту, то собака так работать не будет. Это скорее питомец, чем работа, потому что если ты душу вкладывать не будешь, то результата не будет», — делится кинолог Денис Воронин.
Когда псы подрастут...
Сейчас в центре кинологической службы ГУ МВД Красноярского края еще не проводят ольфакторных экспертиз, поскольку для воспитания одной рабочей собаки требуется не меньше года, а с момента реконструкции прошло еще не так много времени. После того, как четвероногого полицейского натренируют — он пройдет отбор и приступит к службе. Как только «штат» обученных псов вырастет до нужного количества, лаборатория сможет проводить более 200 исследований в год.
Анастастия Гнедчик специально для Newslab