Главная
>
Статьи
>
Общество
>
«Обычно всё решается в пользу покупателя»: как я работала кассиром в супермаркете федеральной сети

«Обычно всё решается в пользу покупателя»: как я работала кассиром в супермаркете федеральной сети

05.04.2021
18

Моя рабочая смена в должности кассира началась в супермаркете «Магнит» по адресу 26 Бакинских Комиссаров, 28а (подсказка для тех, кто о такой улице в Красноярске не слыхал — это рядом с рынком КрасТЭЦ, в промышленном районе).

Откуда продукты берутся?

Для начала заглянем в складские помещения супермаркета. Здесь хранится всё то, что кропотливым трудом товароведа и кассиров будет расставлено на прилавки в ближайшее время. Товары сформированы по группам: бытовая химия, печенье, кофе, алкоголь и так далее в специальных высоких тележках, которые вывозят в торговый зал. Завоз продуктов осуществляется через день и портиться ничего не успевает, покупателями всё быстро разбирается.

На складе можно ознакомиться с правилами эксплуатации. Веселит про останавливать падающую тележку, видимо, предполагается, что нужно бежать сломя голову, чтобы всё это добро на тебя не свалилось.

В этом же помещении находится раздевалка и комната отдыха для работников магазина. Сюда они приходят, оставляют свои вещи в именных шкафчиках и отправляются на смену. Для того, чтобы полностью погрузиться в жизнь магазина, мне выдали специальную жилетку, в которых ходят сотрудники, и я отправилась к торговым залам.

Торговый зал

Самое интересное место в магазине, конечно, торговый зал, так как здесь лежит вся вкуснятина. Покупатели, проходя мимо берут как нужное, так и не нужное. Есть такое правило: не ходи голодным за продуктами, иначе с пустым кошельком уйдёшь. В общем эта зона в супермаркете самая важная.
Товары выставлены по особым правилам, разработанными маркетологами, чтобы покупатель обошёл весь магазин и взял из него как можно больше.

Следом за фруктам и овощами идут ряды с консервацией и акционные товары. На них обычно обращают внимание уже при выходе из магазина. Далее холодильники с заморозкой, напитки, кондитерские товары, бытовая химия и всё заканчивается молочной продукцией. По словам сотрудников магазина, обычно здесь начинается путь рядового покупателя.

В торговом зале, как и на кассе, работают кассиры, в супермаркете они являются универсальными специалистами. В моменты, когда людей немного, они расставляют товары по полкам, а когда час пик, большинство из них на кассе. Меня заинтересовал тот факт, что полки могут быть расположены очень высоко, а женщины (здесь работают только они за исключением одного мужчины) роста небольшого. Всё оказалось очень просто, сотрудницы используют ступеньки для этих целей.

В перерыве, пока нет людей, кассир раскладывает заморозку по холодильникам.

Кассиры — бесстрашные и терпеливые

Основную массу сотрудников, как и было упомянуто ранее, составляют кассиры. Работать супермаркет начинает с 9:00, но персонал приходит за 20 минут до начала — им нужно время, чтобы переодеться, подготовить рабочее место, взять размен, настроиться на работу. Также начало дня отводится на пятиминутку, в которой обсуждается план за прошлые смены и на предстоящий день.

Весь рабочий процесс регулируется директором магазина — зовут ее Евгения Арефьева, она и провела мне экскурсию. Эта молодая женщина всего за 3 года с должности обычного кассира доросла до управляющей. Евгению сложно отличить от других сотрудников, так как она занимается всей работой понемногу и потому как никто другой знает, чем живёт и дышит магазин. Диалог с покупателями тоже входит в её обязанности.

«Администратор и директор обычно находятся рядом с кассами, чтобы на полпути разбираться в возникающих конфликтах. Они бывают разными, но обычно мы стараемся всё решать в пользу покупателя», — рассказала Евгения Арефьева.

Система отлаженная и, по словам директора, конфузы здесь бывают редко. Даже если посетитель случайно уронит торт или разобьёт бутылку, то платить за неуклюжесть ему не придется, так за ним еще и уберут.

В магазине действительно работать непросто, и стало ещё тяжелее после появления коронавирусной инфекции и новых правил работы магазинов. Кассиры по 12 часов находятся в масках, перчатках — дышать тяжело, руки преют, так еще и в обязанностях появилась работа по обработке кассы, терминала, монетницы каждые 2-3 часа. «Сложно так всю смену, поэтому сотрудницы выходят подышать на улицу время от времени», — пояснила директор магазина.

Для того, чтобы обезопасить процесс покупок, у входа стоят лотки с бесплатными масками и перчатками для посетителей — это поможет защитить и покупателей, и сотрудников магазина.

Пробуем на себе

Я попросила показать мне алгоритм работы с кассой — нужно же узнать причину, почему одни продавцы пробивают всё долго, а другие быстро? Первое, что бросается в глаза, это памятка или скрипт ведения диалога с покупателем.

После недолгого заучивания скрипта, Евгения Арефьева показала порядок нажатия клавиш на кассовом аппарате. На мой взгляд, почти всё здесь сводится к кнопке F9, на которую ты нажимаешь раза четыре за пробивку товара. Порядок действий примерно такой:

  1. Здороваешься, спрашиваешь про пакет, а параллельно подносишь товары к считывателю и ждешь удовлетворительный: «Пик!».
  2. Спрашиваешь о наличии бонусной карты «Магнит» и предлагаешь акционные товары. Если карты нет, то предлагай купить — за 9 рублей, налетай!
  3. В кассе выбираешь, есть ли карта или нет, это имеет решающее значение. И пикаешь её, если она есть или покупатель решил приобрести.
  4. Обновленную сумму подтверждаешь нажатием кнопки F9, выбираешь наличный или безналичный расчет и ждешь оплаты.

Поработать с настоящими покупателями мне не дали, слишком уж я медленно с этим справлялась (вспомните свое негодование в очереди на кассе!), но один батончик я честно пробила.

Как сюда устроиться?

Компания всегда ищет новых сотрудников, поэтому сразу на входе висят брошюры и анкеты для заполнения. Готовая анкета обрабатывается, и соискатель приглашается на одно собеседование, а следом ещё на одно уже с директором конкретного магазина.

«Самые главные качества, которые мы ищем в новых сотрудниках, это доброжелательность и стрессоустойчивость. Последнее сложно предсказать, даже сам человек обычно не знает справится ли он с такой работой. Всё проверяется на практике», — пояснила Евгения Арефьева, директор магазина.

Но условия труда обещают стабильные. 15 смен в месяц по 12 часов по графику 2/2. Зарплата: 27 тысяч рублей без вычета подоходного налога, то есть около 24 тысяч получает рядовой кассир. Но есть возможность подрабатывать и иметь больше. Трудоустройство официальное, с занесением в трудовую. При устройстве обязательно нужно завести санитарную книжку, её оплатит компания.

Для особенно амбициозных пример Евгении Арефьевой может стать показательным, и если есть желание продвигаться дальше по карьерной лестнице, то «Магнит» даёт такую возможность.

«Важно, что те, кто приходит к нам на работу, могут быть уверены в завтрашнем дне, ведь фудритейл работает всегда и везде, независимо от проблем в экономике, — отмечает Евгения. — Даже в период пандемии мы продолжали работать и обеспечивать людей не только свежими и качественными продуктами, но и работой в нашей большой компании».

Екатерина Нятина специально для Newslab

Рекомендуем почитать