Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Знаменитые дома, большие стройки и митинг на похоронах: редкие фото из прошлого Красноярска

Знаменитые дома, большие стройки и митинг на похоронах: редкие фото из прошлого Красноярска

02.06.2021
26

Кача и Покровская гора

У Людвига Вонаго есть два снимка, сделанные 13 августа 1905 года во время похорон рабочего Михаила Чальникова. Фотографии интересны возможностью увидеть берега реки Кача без современной застройки. На горе можно увидеть один из символов Красноярска — каменную часовню Параскевы Пятницы, которую построили в 1852 году на средства известного купца, золотопромышленника и мецената Петра Ивановича Кузнецова.

Траурное шествие двигалось по деревянному мосту через реку Качу, расположенному напротив переулка Покровского (ныне ул. Сурикова). В левой части снимка видно каменное здание торговых бань крестьянки Владимирской губернии Марианны Павловны Тересиной, которое располагалось на ул. Береговой Малокачинской (ныне ул. Республики).

Рабочего Михаила Чальникова убили жандармы во время демонстрации, где рабочие требовали ввести 8-часовой рабочий день. В очерках истории Красноярской краевой организации КПСС писали о похоронах:

«Гроб с телом Чальникова после отпевания в Всехсвятской церкви (находилась на месте „Кванта“) перенесли на Троицкое кладбище, где он был погребен. Похороны Чальникова вылились в массовую демонстрацию, в которой участвовало до десяти тысяч человек. На полотнищах и венках было написано „жертва произвола“, „вечная память борцу за свободу“ и другие лозунги. На могиле произносились речи, призывающие к борьбе с насильниками и преступным правительством».

В настоящее время место захоронения Михаила Чальникова утеряно.

Дом Гадалова

Трехэтажный каменный дом с подвальным этажом канского купца 1-й гильдии Ивана Гадалова строился на углу ул. Воскресенской (пр. Мира) и пер. Театрального (ул. Кирова) в 1881–1883 годах. Имя автора первоначального проекта дома неизвестно, но впоследствии строительными работами руководил архитектор Максимилиан Арнольд. Первый этаж дома занимал большой магазин, в котором продавались различные мануфактурные товары.

В 1913 году новым владельцем дома стал Петр Гадалов. Он решил поменять дизайн и заказал проект губернскому архитектору Владимиру Соколовскому. Фасады дома были оштукатурены и декорированы элементами классической и барочной архитектуры. На третьем этаже появились балконы.

Над выходящим на угол фасадом был установлен вытянутый купол, напоминающий купол здания фирмы «Зингер» в Санкт-Петербурге. Венчала его скульптурная фигура бога Меркурия, в древнеримской мифологии выступающего покровителем торговли.

Женская гимназия и Духовное училище

Почти друг напротив друга на современном проспекте Мира расположены два учебных заведения — бывшая Женская гимназия (ныне факультет начальных классов педуниверситета) и бывшее Духовное училище (ныне хореографический колледж). Оба они были обнесены каменными оградами и имели небольшие сады.

Только вот судьба у них получилась разная. Одно здание со временем потеряло лишь забор и сад, а второе — возможность прямо смотреть на главный проспект города. Его спрятали за «Доходным домом Епархиального братства св. Иннокентия» (пр. Мира, 98).

Дом Либмана и Доходный дом Епархиального братства

В 1909–1910 годах купчиха Итта Либман и мещанин Израиль Либман по проекту губернского архитектора Соколовского построили на своей усадьбе, расположенной на ул. Воскресенской напротив здания женской гимназии, трехэтажный доходный дом с подвальным этажом. До постройки нового трехэтажного дома на участке находился двухэтажный каменный дом и различные надворные постройки.

Первый этаж дома Либмана занимали магазин швейных машин фирмы «Зингер» и магазин Хальфина, продающий часы, оптику, бриллианты. А второй этаж — Сибирский торговый банк.

В декабре 1909 года Общеепархиальный съезд духовенства Енисейской епархии в Красноярске постановил построить доходный дом на усадьбе Красноярского духовного училища на ул. Воскресенской по соседству с доходным домом Либмана. Проектировать его и руководить работами пригласили красноярского архитектора Леонида Чернышева. Сама стройка началась в 1913 году завершилась через год.

Духовная семинария

Красноярская духовная семинария была основана в 1895 году — на 115 лет позже Иркутской и на 37 лет — Томской. Для строительства учебного заведения решили выделить часть городского сада. Работы начались в ноябре 1900 года, а закончились — в 1903 году. Автором проекта стал гражданский архитектор Евгений Морозов, руководил строительством енисейский губернский архитектор Александр Фольбаум. В здании Духовной семинарии находилась также домовая церковь, освященная в честь Архангела Михаила.

Но здание недолго использовалось по назначению. В 1917 году учащихся выгнали представители Красноярских профсоюзов, в июле 1919 — армия Колчака. С 1920 года и по настоящее время в здании находится военный госпиталь.

Представители РЦП много раз поднимали вопрос о передаче здания обратно церкви, но пока оно принадлежит минобороны и находится в аварийном состоянии.

Николаевка

1892 году в Красноярске началось строительство железной дороги. Из-за этого в городе возросло число приезжих: «рабочих, мастеровых и других лиц разных профессий, без которых не может обойтись железная дорога».

Городская управа выделила землю для строительства в Красноярске главных железнодорожных мастерских. В структуре мастерских было несколько производственных цехов: сборный, вагонный, механический, котельный, кузнечный, литейный, колесный. Всего в мастерских работало более тысячи человек.

Возникла необходимость строительства новых домов для приезжающих. Однако в центральной части города уже не было свободных мест для новых построек, и пришлось возводить их вне города.

Для этой цели была избрана Афонтова гора, как ближайшая местность к железной дороге, где и появились Николаевская и Алексеевская слободы. К 1911 году Николаевская слобода имела свою полицейскую часть, аптеку, училище, базар, мелочные лавочки, булочные, колбасные, кладбище и часовню.

Кино и танцы

28 мая 1911 года строительным отделением Енисейского губернского управления был рассмотрен и одобрен проект каменного одноэтажного здания для кинематографа на 400 человек на участке земли, находящемся на углу ул. Воскресенской (ныне пр. Мира) и пер. Почтамтского (ныне ул. Перенсона). Построили его до конца года. В оформлении фасада использованы характерные черты стиля модерн: богатый лепной декор с растительными элементами и орнаментами, большая площадь остекления фасада.

Кинотеатр получил название «Художественный», а поскольку показ фильмов происходил за счет электрической энергии, то заведение именовалось электротеатром. Позднее электротеатр сменил название на «Кинемо». При советской власти его сначала передали клубу физкультуры, а потом вернули прежнее назначение. В 1960-х годах главный фасад здания и интерьеры полностью переделали, утратив по дороге все декоративные элементы. Кинотеатр назывался «Совкино», а потом в здании открыли кинопарк «Пикра», полностью переделав фасад. В настоящее время исторический вид имеет только северный боковой фасад.

Из развлечений в городе также большой популярностью пользовался театр. 15 октября 1898 года сгорело старое деревянное здание городского театра на Театральной площади (район стадиона «Локомотив»). Вскоре после этого городские власти приняли решение о постройке для театра нового кирпичного здания. Его проект появился в 1900 году, а торжественное открытие состоялось 17 февраля 1902 года.

Крытая веранда для танцев была одним из старейших сооружений, построенных в городском саду еще в 1850-х годах при губернаторе Василии Падалке. Она находилась на центральной аллее сада и имела сквозной проход. Служила веранда площадкой для танцев, а также укрытием от непогоды. В боковых частях располагались чайный и фруктовый буфеты.

Восточная и западные стороны имели закругления, и поэтому во многих документах она называется ротондой. По воспоминаниям Александра Ивановича Сурикова, именно на этой веранде в молодости танцевал его брат Василий. Веранда была утрачена в середине ХХ века.

Заводы

Восьмого мая 1932 г. в газете «Красноярский рабочий» сообщалось, что по постановлению ЦК ВКП(б) и Восточно-Сибирского крайкома ВКП(б) от 23 апреля 1932 года в Красноярске будет построен машиностроительный завод-гигант. Завод был необходим для полной технической реконструкции золотопромышленности объединения «Востокзолото».

Завод должен был выпускать драги, экскаваторы, скрепера, гидравлическое оборудование, обогатительные устройства для золотопромышленности и производить качественные стали. Площадку выбрали на правом берегу Енисея между затоном и селом Ладейским. Площадь завода с хозяйственными постройками и «социалистическим городком» на 60-75 тысяч человек должна была доходить до 10 кв. километров. Запустить первую очередь завода планировали в 1933 году.

Для того чтобы пуск не сорвался, нужна была большая помощь всей общественности, и в особенности комсомола. В книге «Енисей, река сибирская» Г. И. Кублицкий вспоминает, как начиналось строительство будущего промышленного гиганта:

«Весной 1932 года наш небольшой изыскательский отряд перебрался на пароме через Енисей (понтонного моста тогда не было). Нам поручили топографическую съемку того места, где правительство решило строить большой машиностроительный завод. Мы везли с собой палатки и запас хлеба; в степи за рекой не было жилья, а до ближайшей сельской лавки надо было ездить на лошади. [...]

Работы у нас затянулись до зимы. В степи мели бураны. Топографы ходили с помороженными черными щеками, с пальцев слезала кожа. Было плохо с едой, хлеб выдавали по карточкам; привозили его из города, и приходилось долго отогревать мерзлые буханки, такие тяжелые, будто их слепили из глины. К весне мы закончили изыскания, а летом на пыльной дороге, где при царе от этапа к этапу брели арестанты, был поставлен первый столб с надписью: „23 июня 1933 года здесь был пересечен тракт Великий Сибирский каторжный путь“. Установив столб, строители принялись рыть котлован для главного корпуса завода».

В предыдущей части уникальной фотоподборки Людвига Вонаго — природные красоты, городские события и даже «сибирская экзотика» из Красноярска начала XX века.

Фотографии листала Анна Кравченко специально для интернет-газеты Newslab

Особая благодарность автору книги Илье Куклинскому и инициатору ее издания и хранителю наследия фотографа Вонаго — Красноярскому краевому краеведческому музею

Рекомендуем почитать