«Прогулочный и отдыхательный центр города»
Многие урбанистические проблемы больших городов всего мира с 70-х годов прошлого века решались внедрением прогулочных улочек — и если одни изначально и закладывались как пешеходные, то другие создавались искусственно, запрещая проезд машин. Например, в 1966 году специалисты реконструировали центральную часть Мюнхена, где через пять лет была создана первая пешеходная зона в Германии. Сейчас же в стране около 400 пешеходных пространств.
Чтобы понять, как решить вопрос пешеходных пространств в краевом центре, нужно внимательно оглядеться: Newslab узнал у переехавших и путешествующих красноярцев, что они думают об опыте променадных проспектов за рубежом.
По мнению красноярки Анастасии Балышевой, которая переехала жить в немецкий Гамбург, пешеходные улицы — это сильная сторона города для людей. В идеале они должны дублироваться достаточным количеством транспортных развязок, чтобы никто от урбанистических решений не страдал, а центр города, по мнению красноярки, должен быть «прогулочным и отдыхательным».
«В Гамбурге есть несколько пешеходных улиц, некоторые из них существуют в таком виде десятилетиями, а что-то перекрывают на выходные и городские праздники. Особенно круто это летом, когда соскучившиеся по солнцу горожане выходят к набережным и в парки», — рассказала она.
Сейчас во всем мире архитекторами, урбанистами и жителями ведутся поиски идеальных пропорций пешеходного и транспортного движения в городах.
Улица, где можно гулять, позволяет вернуться к забытому городскому досугу и сохранить историческую застройку. На сегодняшний день она становится платформой для экспериментов с архитектурными объектами, открытыми пространствами, пешеходными зонами и городским озеленением.
«Пешеходные улочки объединяют»
Первым российским пешеходным пространством в 1973 году стала улица Ленина в Орле — затем своего рода «Арбаты» стали появляться в Твери, Нижнем Новгороде, Москве, Санкт-Петербурге и других больших и не очень городах нашей страны. Пешеходная зона расположена, как правило, в центре города, и частично либо полностью отдана горожанам.
Так, в 1986 году улица Баумана в Казани также стала местом прогулок жителей республики и приезжих туристов. Здесь много открытых сувенирных лавок, малых архитектурных форм и уличных артистов, однако единой культурной организации не встретишь: некоторые отдыхают с семьей, другие — поют, танцуют и знакомятся между собой. Красноярка Нодира Розикова переехала полгода назад в самый центр Татарской республики и отметила, что такая улочка в мегаполисе — точка притяжения горожан и их интересов.
«Опыт пешеходных улиц такого формата — очень прикольный, потому что знакомые и незнакомые люди объединяются в какие-то свои микрогруппы. В Красноярске такого не хватает. Здесь же очень много уличных музыкантов и приезжих людей, кафе и лавочек с сувенирами. Есть какое-то объединение в этом, мне очень нравится. Обычно на выходных очень много людей гуляют на улице Баумана, а многие там знакомятся. Это круто!», — рассказала Нодира, переехавшая из Красноярска в Казань.
Пешеходные улицы нашей страны привлекают путешествующих читателей Newslab возможностью по ходу прогулки заглядывать в витрины магазинов, остановиться в уличном кафе, чтобы понаблюдать за жизнью наполненного людьми пространства, а также настоящими самородками городской культуры.
«Погулять-побродить»
Еще в 2017 году известный московский блогер-урбанист Илья Варламов писал: «В городах, где пешеходных улиц нет, общественность активно предлагает забрать место у машин и отдать пространство пешеходам. Проспект Мира в Красноярске тому доказательство: различные предложения по превращению улицы в пешеходную зону ходят не меньше 10 лет». Прошло четыре года, и три квартала проспекта Мира, между улицами Обороны и Перенсона, на два уик-энда стали пешеходными. Городское пространство не просто «отдали» жителям, но придумали для них различные формы культурного взаимодействия.
Проект «В центре Мира», по словам организаторов, стал общей попыткой горожан и администрации создать в Красноярске пространство, где каждый нашел бы для себя что-то интересное. На выходных гостей развлекал саксофонист, показательные выступления устраивали спортсмены, по улице бродили люди в наушниках, слушающие спектакль-променад, рубились в шахматы взрослые и дети, они же и играли в «настолки» и рисовали на пленэрах.
«Я считаю, что идея пешеходного проспекта Мира — это круто. Такие улицы есть во всех крупных городах, думаю, мы ничем не хуже. Мне не хватило событий и наполнения: все мероприятия проходили строго по расписанию и были сильно похожи между собой. Атмосферы улицы тоже не доставало: стритфуд, саксофонист — это хорошо, но мало. Но даже при этих недостатках, думаю, что данный проект нужный — люди его просили и, наконец, дождались. Надеюсь, что через 30 дней ограничения снимут и снова можно будет погулять-побродить», — рассказал красноярец Михаил Морозов.
Однако осложнение ситуации с коронавирусом заставило мэра Красноярска Сергея Ерёмина 16 июня «поставить на паузу» проект пешеходного проспекта Мира. Сергей Ерёмин отметил, что проект «В центре Мира» не будет работать ближайший месяц.
«Кто вообще грустит под саксофон?»
Южный берег — достойный соперник атмосферному центральному проспекту. Неравнодушный к Красноярску блогер Илья Варламов в 2018 году также писал: «Район очень крутой, особенно по российским меркам. Даже завидую Красноярску, что у них так строят. В „Южном берегу“ действуют дизайн-код и запрет вешать кондиционеры и тарелки на фасад дома. Звучит как космос, но это всего лишь жильё для среднего класса».
В 2019 году строительная группа СМ.СИТИ на месте проезжей части создала пешеходный бульвар Экзюпери — зону с декоративной брусчаткой, лавочками, столиками уличных кафе и арт-объектами по мотивам повести «Маленький принц». Уютное пространство для прогулок и отдыха никогда не пустует — летом здесь каждую неделю проходят разные события для жителей и гостей района.
Активности здесь менее массовые и более уютные, но оттого и жить на «европейском правобережье» приятнее.
«Иду я однажды после рабочего дня уставшая. Настроение есть, но явно не самое лучшее. И тут по пути домой мне попадается площадка, где играет живая музыка — саксофон. И ты уже не можешь идти дальше в этом „неоченьвеселомпослеработы“ настроении! Потому что кто вообще грустит под саксофон? Очень подкупает, что все это происходит буквально у тебя под окнами. Не надо никуда ехать, искать какие-то программы. Просто зашёл днём в чат-бот в телеграме и выбрал занятие для себя и ребёнка на вечер. Я живу так, что окна выходят у меня не напрямую на бульвар, а сбоку от него. Можно сказать, что непосредственно в эпицентре событий. И ещё ни разу за это время не было такого, чтобы звуки музыки или просто шум мне как-то мешал», — рассказала Арина Борисенко.
Первые этажи жилых домов на «европейском правобережье» отданы под разные магазины, куда можно заглянуть за выпечкой или сувениром, а на лужайке всегда играют дети. Жители занимаются спортом, йогой или просто загорают на свежем воздухе. На Южном берегу горожане могут послушать чуткие чтения, посетить гаражную распродажу или фестиваль уличного кино. Здесь даже есть школа садовода — по вторникам, бесплатно, можно стать её учеником и узнать что-то новое о балконном озеленении, или научиться выращивать модную микрозелень на собственной кухне.
Красноярск двигается в сторону смелых урбанистических решений общими силами администрации, неравнодушных застройщиков и жителей города. У нас появляются места для людей, эмоций, встреч и общения, а краевой центр преображается из года в год, наливаясь особым колоритом.
Надеемся, что как только пандемийная ситуация ослабнет — жители Красноярска снова смогут наслаждаться городскими культурными пространствами. Сейчас же лучше соблюсти социальную дистанцию, не забывать о масках и, конечно, вакцинироваться, чтобы как можно скорее вернуться к привычной жизни.