Озеро в аренду
Привычное нам всем название Шира произошло от хакасского «Сыра кӧл» — лекарственное озеро. Это говорит о том, что лечебные свойства воды были известны давно. Но курорт на озере начал развиваться лишь чуть более 100 лет назад.
Считается, что продвигать его начал золотопромышленник Захарий Цибульский, владевший приисками в этих местах. По легенде, его собаку случайно подстрелили во время охоты. Купец оставил ее у местного жителя, но через какое-то время животное прибежало домой совершенно здоровым. Оказалось, что пес залечил раны, купаясь в озере. Захарий Цибульский решил испробовать целебные свойства воды на себе и избавился от радикулита.
В 1874 году Цибульский взял озеро в аренду на 25 лет, уплатив за него 3 рубля. На берегу он построил несколько юрт и проводил здесь каждое лето с семьей. Информация о чудесном озере разлетелась, поэтому арендатор решил заработать — он разрешил лечиться здесь всем желающим. За сезон каждый посетитель должен был заплатить 1 рубль. Тех, кто не мог заплатить, выгоняли.
Три дня на лощадях
Первым посетителям целебного озера приходилось несладко. Дорога к Шира начиналась в Красноярске, где «туристы» садились на пароход и почти сутки плыли на нем до пристани Новоселово, а потом еще предстояло трястись 55 верст (около 58 км) на телегах. На лошадях можно было добраться и через Ачинск. Но тогда путь в один конец занимал три дня.
Как курьез томская газета «Восточное обозрение» рассказывает об англичанине, который, будучи больным, поехал на курорт, но доплыв на пароходе до пристани Батени и увидев необжитую степь, испугался далекой дороги и наотрез отказался ехать дальше.
Позднее на пристани построили «заезжий дом», в котором можно было отдохнуть, дожидаясь прибытия парохода или лошадей. Он был большой и просторный, но в нем никто почти не останавливался. Газета «Красноярский вестник» от 1 августа 1909 года писала, что в нем не было «...ни кроватей, ни стульев, ни столов, ни даже простых деревянных нар. Зато грязи хоть отбавляй». Пассажиры предпочитали зябнуть на берегу, «устраиваясь на своих корзинах, ящиках и даже штабелях шерсти и т. п.»
Исцелялся каждый второй
Первые научные исследования целебных свойств ширинской воды провел директор Красноярской учительской семинарии Иван Савенков, который был членом-корреспондентом Общества врачей Енисейской губернии. На исследование озера он отправился в июне 1889 года.
Проведенные анализы воды Шира показали, что в ней много сернокислого натра и сернокислой магнезии, но было совершенно неясно, что именно придает озеру целебную силу. Врачи, практикующие на озере, придерживались каждый своей методики и друг с другом предпочитали не советоваться. Для принятия ванн отдыхающие обычно рыли на берегу ямы и наполняли их водой, а когда она нагревалась — купались. Пользовались и грязями — намазывались, лежали на солнце, а потом обмывались озерной водой.
«Для раздевания на берегу много будок из корья и бересты на небольших скамьях, опущенных в воду, купаются на озере без всякой системы, кто во что горазд. Один субъект выпил N стаканов воды, лечение ему не пошло впрок, и он уехал с расстроенным желудком. Врачи пугают больных. Один заставляет купаться, второй это запрещает, третий заставляет пить воду. В улусе юрта от юрты стоят тесно, здесь толкучка, шум, гам и запахи», — писал К. М. Станюкович в «Восточном обозрении» в 1892 году.
Результат лечения выясняли при помощи анкет. В один из годов врачи раздали 150 листов с просьбой сообщить характер заболевания и результаты лечения. Результаты оказались хорошими — каждый второй исцелился, а у большинства остальных наступило заметное облегчение.
В юртах и балаганах
Но позволить себе лечение на Шира могли далеко не все. Ездили сюда только чиновники, купцы, духовенство и зажиточные мещане. В сезон 1890 года на озеро приехало более 400 человек не только из Красноярска, но и из Иркутска, Томска и других городов.
Первые посетители жили в рубленых хакасских юртах и балаганах (деревянных бараках), где можно было только переночевать. Они могли получить обед, ужин и кипяток в самоварах из кухмистерских. Во время сезона их открывалось более десяти. Цены были умеренные.
Утром и вечером к самовару давали печенье и молоко, в полдень — мясные пирожки, творожные ватрушки или оладьи. По желанию можно было получить кушанья, приготовленные и на масле, и на воде. Кроме того, различные продукты продавались в лавке или привозились по заказу местными жителями.
В 1891 году было решено построить настоящий курорт со зданиями для горячей и холодной ванн, общей столовой, музыкальным залом, буфетом, пекарней и торговыми лавками.
На курорте проводили благотворительные концерты и музыкально-литературные вечера, средства с которых пошли на строительство приюта для бедных больных, рассчитанный на 20 человек. Юрту для него подарил золотопромышленник Иваницкий. Открыли приют в 1895 году. Бедные больные имели возможность принимать в приюте ванны, лекарства, массаж и кумыс — напиток, приготовляемый из кобыльего молока.
В 1903 году на озере открыли санаторий для народных учителей Енисейской и Иркутской губернии. Как сообщал тобольская газета «Сибирский листок», деньги на него дал — 600 рублей — «известный жертвователь и деятель по народному образованию В. Т. Зимин», а «пароходовладелец А. П. Кузнецов» дал согласие перевозить бесплатно всё, что потребуется для санатория.
Лечились три генерала
В 1906 курорт стал большим. Здесь построили ванный корпус, в который пускали за 35 копеек. Он состоял из приемной, двух коридоров и 10 маленьких ванных комнат. Перед ваннами обязателен был прием врача, который давал билет или записку, что больной не страдает заразными болезнями. При посещении ванного корпуса устанавливались очереди, список которых вывешивался в приемной комнате ванного корпуса. В последующие годы построили купальный корпус и еще одно ванное здание на 12 мест. В них было установлено оборудование для подачи воды, подогрева ее и грязей.
Лечение на озере признавалось полезным при «различных худосочиях, золотушных страданиях, ревматизме, ожирении, сифилисе, болезнях кожи, груди, печени, сыпях, катарах». Считалось очень полезным купание в озере, массажи, загорание на солнце, прогулки, особенно в степь.
В 1911 году на широко известном сибирском курорте летом лечились до 1700 человек. Газета «Сибирь» сообщала, что для состоятельных людей быт организован хорошо. Здесь есть экскурсии, прогулки, катания, танцы, концерты, лото. И с гордостью отмечала, что в августе на курорте лечились три генерала. Количество больных, посетивших курорт, непрерывно увеличивалось.
В свободное от лечения время посетители курорта гуляли по окрестностям, катались на лодках и лошадях, охотились на уток или рыбачили. Также проводились спектакли и танцевальные вечера. Для детей на курорте были площадки для игр, а для взрослых были ходули. За отдельную плату можно было поиграть в крокет и «лаун-теннис».
В 1908 году на курорте установили правила. Они предписывали обязательную регистрацию всех прибывших хотя бы на один день у заведующего с получением визы на жилье внесением платы за пребывание, определяли внутренний распорядок, санитарные нормы, условия строительства и вид жилья, запрещали загрязнение озера и поселка, рубку леса, быструю езду по лечебной зоне с колокольчиками, на машинах и велосипедах, в вечернее время пение и музыку. Поощрялась работа по благоустройству и дальнейшему расширению жилья, торговля, посадка вокруг зданий деревьев, кустарников.
Управление курорта, стремясь получить максимальную выгоду от лечебного дела, организовало добычу и продажу ширинской лечебной воды и соли. Вода для питья стала употребляться во многих городах губернии. Ее наливали на озере в баллоны и развозили по аптекам, где она продавалась в бутылках. Несмотря на то, что она при этом хранилась недолго и теряла свои первоначальные свойства, в Красноярске она вытеснила все другие слабительные средства. Большим спросом для лечебных целей пользовалась и ширинская соль. Она поступала по цене 8 рублей за пуд в различные города Сибири и, успешно конкурируя со знаменитой лечебной карлсбадской солью, продавалась даже в Петербурге.
Курорт для младших чинов
Первая мировая война внесла существенные изменения в работу курорта. Проезд на заграничные лечебные центры был закрыт, поэтому общественность страны подняла вопрос улучшения отечественных здравниц. В августе 1915 года газета «Сибирская мысль» писала:
«Война в числе других вопросов выдвинула вопрос улучшения отечественных курортов. 40 лет существует курорт Шира, но он до сих пор не вышел из первобытного состояния. Нет данных систематических наблюдений при различных заболеваниях, до сих пор нет своей территории округа санитарной охраны».
Летом 1915 года по инициативе Красноярского комитета помощи больным и раненым воинам здесь открыли санаторий для нижних чинов. Сначала его предусматривали на 20 человек, он расположился в арендованной частной даче. Затем было построено отдельное здание, и количество раненых значительно увеличилось.
В 1917 году из-за отсутствия средств курорт практически не работал. Его посетили лишь немногие самостоятельно лечившиеся жители ближайших сел. По переписи населения на тот момент здесь постоянно жили лишь 17 семей, которые охраняли постройки и оборудование. А в годы гражданской войны курорт, не получивший помощи, пришел в запустение. От белогвардейцев его освободили в середине декабря 1919 года. Он был разграблен и разрушен.
Несмотря на это, уже в 1920 году курорт решили открыть. Отремонтировали сохранившиеся на озере административно-хозяйственные помещения и жилье, построили также шалаши, установили юрты, палатки. Мебели, посуды и белья было мало, как и продуктов. Не хватало медицинских работников, рабочей силы, большие трудности были с отбором больных и их перевозкой. Тем не менее в сезон Шира посетило 1644 человек, лечебный сезон длился 97 дней. Большинство — рабочие, военнослужащие и крестьяне — поступали по бесплатным путевкам. Тогда же на курорте открыли госпиталь Красной Армии и начали привозить раненых.
В 1927 году здесь появился первый сибирский санаторный пионерский лагерь, а в 1933 году курорт стал круглогодичным. Перед началом Великой Отечественной войны курорт на озере Шира был самым большим во всей Сибири, а во время войны на его территории размещался госпиталь, который принял почти 1000 человек.
Озеро Шира до сих пор пользуется популярностью. Сюда едут как организованные туристы, так и «дикари», чтобы искупаться в теплой воде и подлечиться. Но сам отдых сильно изменился — теперь отдыхающие могут приезжать круглый год и жить в комфортабельных корпусах, а не в «рабочих балаганах». А вы были на Шира? Расскажите об этом в комментариях.
Анна Кравченко специально для интернет-газеты Newslab
по материалам портала «Красное место» и официального сайта курорта Шира