Конец эпохи
Начнем наш рассказ с декабря 2011-го: конец года стал для Красноярска и концом эпохи Петра Пимашкова — казавшийся «вечным мэром» глава города вдруг написал заявление об отставке. Когда он незадолго до этого пошел на выборы в Госдуму, все были уверены, что Пимашков в очередной раз откажется от мандата и останется в городе. Но нет. Прощальная пресс-конференция вышла очень эмоциональной — экс-глава города утирал слезы, то же самое делали многие журналисты в зале. Когда еще такое было в истории Красноярска?
Ты помнишь, как всё начиналось?..
Интересно, что такое трогательное отношение к чиновнику было не только у репортеров, многие из которых очень плотно работали с главой города — и их можно было понять в тот момент. Нет, его вполне искренне любили и обычные жители Красноярска! Об этом говорил и рейтинг мэра на многих выборах.
А мэром Пимашков стал не сразу — сначала его, тогда еще главу администрации Свердловского района, назначили и. о. главы Красноярска, но уже через 7 месяцев, в декабре 1996 года, он сумел получить поддержку 58 % избирателей. Вторые выборы — в 2000 году — он выиграл при поддержке 87,72 % проголосовавших. Остальные два раза — в 2003 и 2008 — Петр Пимашков набирал 79 % и 70,4 % голосов избирателей.
Так в чем секрет такой настоящей народной любви? Давайте вспоминать вместе.
Крокодил съел бюджет...
Конец 90-х в Красноярске был ничуть не лучше, чем в других городах России. Многим не хватало на еду и одежду, а мэр вдруг начал продвигать идею создания зоопарка. Его в городе на Енисее не было никогда, посмотреть на животных можно было только в «живом уголке» на Столбах или в передвижных зоопарках, которые периодически заезжали в Красноярск.
Варианты площадки были разные, включая острова Татышев и Отдыха, но 7 июня 2000 года Петр Пимашков подписал документы о создании парка флоры и фауны на берегу Енисея, недалеко от «Столбов». Ко дню официального открытия — оно состоялось в начале августа — в парке было «прописано» уже 80 животных.
Петр Пимашков регулярно посещал зоопарк и добивался, чтобы в нем появлялись всё новые и новые животные, в том числе, и экзотические. Так в 2007 году в Красноярск привезли жирафов. Историю о них недавно, во время интервью телекомпании ТВК, рассказал бывший губернатор края Александр Хлопонин.
«Для меня это феерическая история, связанная с Петром Ивановичем Пимашковым. Он мне ночью позвонил и сказал, что у нас катастрофа, у нас в аэропорту жирафы застряли. Это была глубокая ночь, я не понимаю, при чем тут жирафы, и как они застряли. А он говорит, что они под мостом не проезжают, они большие. И всё это в час ночи, а у меня там Богучанка, Совет Федерации, какие жирафы?! А он мне снова — их из терминала не выпускают, там что-то не зарегистрировано, какие-то веники, которыми их надо кормить. Было весело. Вообще, при всей его как бы несуразности, начиная от крокодила, который съел весь бюджет Красноярска, и заканчивая фонтанами и пальмами, он очень фундаментальный человек. Он настолько любил город, настолько был ему предан, что мне очень легко было с ним работать», — рассказал Александр Хлопонин.
Уже после отъезда из Красноярска в Москву Петр Пимашков говорил, что не успел осуществить еще одну мечту — не добился того, чтобы в «Роевом ручье» появился слон.
Миллионы фонтанов
В 1999 году в Красноярске появился один из первых фонтанов — «Питерский мостик» на перекрестке Мира и Сурикова. За ним последовали крутящиеся шары, фонтан «Адам и Ева» в сквере на пересечении Перенсона и Мира, «Лунный свет» на Копылова, светомузыкальный фонтан и «Реки Сибири» на Театральной площади, «Похищение Европы» на Предмостной и многие другие. Вскоре город стал вторым в России по количеству фонтанов после Санкт-Петербурга.
Малые фонтаны в начале 2000-х тоже появлялись в Красноярске, как грибы после дождя.
Ходили даже слухи, что получить разрешение на открытие какого-то магазина или заведения в мэрии можно было в те времена только в обмен на обещание сделать рядом фонтан. Говорят, что инициатором этой «водной феерии» был сам глава города Петр Пимашков, получивший за это от горожан шутливое прозвище Петр Фонтаныч.
«Я часто слышу язвительные отзывы о том, что всё благоустройство города сводится к возведению фонтанов и цветочных слонов, но почему-то никто не говорит о том, что за долгие годы, наконец, удалось ликвидировать дефицит тепла и ввести 520 тыс. кв. метров жилья. К тому же, фонтаны и слоны занимают лишь 5 % моего времени, а ведь именно городская среда формирует современного человека», — говорил тогда Петр Пимашков.
Карнавал под пальмами и пушка в полдень
При Пимашкове начали появляться объекты и события, которые стали символами Красноярска. Карнавал 1995 года, когда по центральной улице города прошли участники фестиваля стран Азиатско-Тихоокеанского региона, стал «пробным шаром». С 2003 года краевая столица каждое лето на один день превращалась в многоликую «змею», тянувшуюся с песнями и танцами от музыкального театра до площади перед БКЗ. Люди месяцами готовились к этому событию — продумывали концепцию, шили костюмы, украшали машины, сочиняли стихи и песни. Это был по-настоящему народный праздник!
При этом Петр Пимашков (в отличие от своих преемников) лично и искренне принимал участие в этом действе. Например, в 2008 году, в честь 380-летия Красноярска, он и его заместители нарядились боярами и прошли по городу во главе колонны.
Но далеко не все идеи мэра находили безусловную поддержку.
Например, выстрел полуденной пушки с Караульной горы всем вроде бы и нравился. Некоторые даже хвастались перед гостями этой традицией и специально приезжали посмотреть на выстрел. Но вот жителей домов в Покровке и на Каче она мало радовала — скорее, угнетала. Люди пытались судиться с мэрией, но дальше обещаний «сделать потише» дело не шло. Традиция просуществовала с 2001 по 2019 год и была «ликвидирована» под вполне благовидным предлогом — сначала пушку забрали для ремонта, а потом сказали, что для нее больше нет снарядов.
Не всем горожанам пришлись по душе и идеи мэра об экзотическом озеленении города. В 2001 году восемь веерных пальм подарил городу бизнесмен из Сочи, который когда-то учился в Красноярске.
Их попытались высадить в открытый грунт, но потом пересадили в кадки, добавив к ним еще и туи. Эти экзотические деревья существуют до сих пор. В 2005 году к ним добавили каштаны, которые растут в открытом грунте.
Споры о том, нужны ли городу такие прихотливые «жители», которых надо каждый год прятать на зиму в оранжерею, а с наступлением тепла тратить деньги на установку на улицах, не утихают до сих пор.
«Пауки» в наследство
К сожалению, Петр Пимашков оставил Красноярску не только похвальное наследие из фонтанов, каштанов и брусчатки. При нем в частные руки недобросовестных застройщиков попали многие лакомые уголки города. Наследством бывшего градоначальника является:
- железный «паук» около Коммунального моста, на ликвидацию которого пришлось потратить много бюджетных и спонсорских денег;
- недостроенный «Эльдорадо» на ул. Сурикова, вопросы к которому были еще в самом начале проектирования;
- застроенная Театральная площадь;
- «вечная» стройплощадка на перекрестке Дубровинского и Диктатуры Пролетариата;
- переданный частникам участок набережной Енисея, где одно время планировали построить собор и т. д.
Эти пункты касаются только центральной части Красноярска, но их можно продолжать и продолжать. Что-то удалось исправить, а что-то останется навечно напоминанием не только о достижениях, но и об ошибках Петра Пимашкова.
Утопая в зелени, Пимашкову верили...
Как бы там ни было, Петр Иванович навсегда останется в памяти красноярцев любимым, уважаемым и — что самое главное — своим, народным мэром. Хозяином города, который в меру сил, умений и фантазии о нем заботился и его благоустраивал. Получалось, конечно, не всё, но хорошего осталось точно больше. Оно и запомнится.
А напоследок послушайте эту наивную и смешную, но в чем-то провидческую песню неизвестного автора, написанную еще в начале 2000-х. Настоящая сибирская барыня (которой может оказаться любая бабушка из соседнего подъезда) гордо перечисляет в ней заслуги Пимашкова — и брусчатку, и деревья, и фонтаны:
Красноярск сегодня не узнать —
Чувствуют и бедные, и знать.
ОН мостит нам улицы, весь народ любуется,
Не сломаем теперь ноги — взялся круто за дороги!Утопаем в зелени, Пимашкову верим мы!
А-а-а-а-а-а Пимааашкооов — Он не бросает на ветер слов!Город фонтанов, город скандалов,
Город художников, артистов, фигуристов,
И разных аферистов...
Ну кто еще из мэров российских городов удостаивался такого зажигательного и душевного хита? То-то же!
С любовью и уважением к Петру Ивановичу, интернет-газета Newslab