>
>
>
Парта VS дистанционка: как студенты и школьники Красноярска переживают онлайн-эпоху

Парта VS дистанционка: как студенты и школьники Красноярска переживают онлайн-эпоху

07.10.2021
2

«Что задали на завтра?»

Раньше Кристина Макарьева работала в библиотеке — занималась библиотечной работой, заполняла картотеки и общалась с молодежью до 20 лет и ребятами из старшей школы. Она готовила их к ЕГЭ по литературе — разбирала и анализировала литературные произведения вместе с детьми и устраивала посиделки по интересам.

«Сейчас я работаю учителем русского языка и литературы, и чувствую, что нахожусь на своем месте, но мне все еще тяжело вливаться в новую систему и бешеный ритм. Помогают оставаться веселой дети — я работаю с седьмыми классами: сейчас у них такой возраст, когда они очень эмоциональные и энергичные, и эта энергия, конечно же, выливается в первую очередь не в учебу. Однако они поддерживают меня своими шутками».

Кристина Макарьева — учитель русского языка и литературы в школе № 157

«Работа учителем — это, безусловно, сложно, поскольку это тяжелая работа, через тебя проходит очень большой объем информации и нужно общаться со множеством людей. Провести и подготовить урок — это 30 % от работы учителя, дальше — административная занятость и документация, как электронная, так и бумажная. А с детьми работать — это интересно.

Дистанционку я застала в университете, и мне пришлось защищать диплом в интернете — было волнительно, страшно, казалось, что очная сдача намного легче, но на самом деле сильной разницы я не почувствовала. Думаю, это даже облегчило нашу „участь“».

«Из-за онлайн жизни, наверное, стерлись границы между учителями и учениками, это особенно касается соцсетей — школьники сейчас очень много пишут везде, где только могут тебя найти, для них это не составит большого труда. Могут написать мне, например, в час ночи: „Что задали на завтра?“. Я думаю, это началось после дистанционки, когда связь с учителем перетекла в интернет».

«Родители мне пишут очень часто и по любому вопросу, но этикет общения каждый учитель устанавливает индивидуально. Я могу поставить рамки, допустим, чтобы родители могли мне писать только с 8 утра до 4 дня. Но таких ограничений я не устанавливаю, поскольку много времени провожу в соцсетях, и мне несложно им ответить: где-то сориентировать, что-то подсказать — если это организационные и этичные вопросы. Если дело касается проверки домашнего задания, то дома я в это не погружаюсь».

«Я из принципа не стала закрывать свои соцсети — конечно, есть родители, которые считают, что учителя должны вести „монашескую“ жизнь. Я точно уверена, что они легко могут найти мой профиль — и обязательно на него зайдут, потому что им интересно. Родители изучают публикации, составляют свое мнение о тебе, но им нужно понимать: когда я преподаватель в школе — я на работе, а когда покидаю стены учреждения, то становлюсь обычным человеком и личностью, которая хочет жить по-своему, у которой есть свои интересы. Из соцсетей я убрала некоторые личные моменты и привела аккаунты „в порядок“, но не забросила — активно веду свои странички».

«Наша школа идет на разные компромиссы — у нас очень понимающий коллектив, отличные завучи и директор. Например, в школе есть специальная форма синего цвета — все ученики должны ее носить, и директор сделает ученику 10-го класса замечание, если он надел черные брюки, но он никогда не отругает ученика за волосы, выкрашенные в какой-нибудь необычный цвет, это уже личное дело ребенка и его родителей. Такой же компромисс настиг и соцсети — учителя создают отдельные профили в Instagram и рассказывают там о своей профессиональной деятельности, выкладывают подтверждения пройденных курсов повышения квалификации и просто делятся фотографиями и видеороликами с уроков. Школа у нас „продвинутая“ — она интегрируется в соцсети».

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Макарьева Кристина (@preo_teacher)

Оказывается, молодые люди в возрасте от 14 до 25 лет всё чаще используют для связи мобильный интернет, выяснил МегаФон. За последние два года интернет-трафик в этой категории пользователей вырос в три раза, в то время как голосовой трафик — на 30 %. Чтобы сеть справлялась с растущей нагрузкой и скоростей хватало на всех, оператор только в этом году за счет строительства новых базовых станций ускорил 4G более чем в 100 населенных пунктах края — не только в крупных городах, но и в небольших селах.

«Где бы я ни была, везде и всегда — я постоянно думаю, как сделать интересный урок, чтобы привлечь внимание детей и сделать обучение последовательным и захватывающим. Я хочу, чтобы дети шли на занятие не с мыслью „Фу, русский язык, опять будут нудеть 40 минут!“, а хотели сюда прийти и узнать что-то новое. Я формирую у себя такой подход к работе.

А чтобы готовить хорошие уроки, много информации я ищу на специализированных сайтах. Некоторые даже советую коллегам:

  • Педсовет.org и Сеть творческих учителей — это интернет-педсоветы, пространства для общения учителей;
  • Открытый класс — база образовательных ресурсов;
  • Портал RusEdu — разработки педагогов, новости образования, архив учебных программ и методическая копилка;
  • Ucheba.com — большой каталог учебного оборудования».

«В свободное время я становлюсь „обычным человеком“ — проверяю тетради (шучу!), читаю книги и гуляю», — подытожила Кристина.

«Ура, иду в пед!»

Мария Лубнина из Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева учится на 5-м курсе факультета иностранных языков и уже работает учителем английского в частной школе. Пандемия «украла» у нее несколько лет веселой студенческой жизни — Мария не ожидала, что университет однажды «поместится на ладошке» и перекочует в онлайн.

Мария Лубнина — студентка 5-го курса педагогического университета

«До пандемии мне нравилось, что есть контакт с учителем, мы приходили на пару и могли задать свои вопросы, но потом, когда началась дистанционка, мы поняли, что может быть иначе, и чувствуется разница. Мы занимались через Moodle, который не справлялся с нагрузкой одновременно сидящих на одном сайте студентов и „вылетал“ — какие-то занятия у нас пропадали. Вообще, Moodle — это площадка для обучения: туда можно выкладывать задания, там есть функция „отвечать на вопросы“, преподаватели проверяют и выставляют там оценки, можно „чатиться“. Есть и видеосвязь, но она работает похуже, чем Zoom, например. Поэтому наши преподаватели начали переходить туда, но кое-кто из студентов успел „потеряться“».

«Кто-то из преподавателей отправлял лекции в письменном виде, нам нужно было их прочесть и сделать по ним задания. Тут больше ответственности ложится на студента — ему всё это нужно изучить, и когда он видит такой большой объем работы, то сложно взять себя в руки. Стало больше домашних заданий».

«В дистанционку появились разные мемы. „Когда занимался очно — задавали один листик, а когда онлайн — домашки стало, как будто на год вперед“. Было сложно — я помню, что мы сидели ночами и делали задания, чтобы уложиться в дедлайны»
Фото: vk.com/kspu_today

«Я почувствовала, что сильно соскучилась по своим одногруппникам. Мне нужно с кем-то видеться, общаться. Тем более, когда ты сидишь один дома — тебе становится грустно, а пришел на занятие — все шутят, общаются. Даже преподаватели сейчас рады, что мы наконец-то вернулись и можем заниматься в прежнем режиме».

«Из плюсов дистанционки — не нужно тратить деньги на дорогу и еду — можно поесть дома. Еще у нас была одна онлайн-сессия, когда принимали один экзамен, который было комфортнее сдавать в зуме, потому что преподаватель был хороший, но очень требовательный. Когда я приходила на настоящий экзамен — у меня руки тряслись, и вся я тряслась, переживала, а тут ты сидишь себе дома, в комфортной обстановке, приготовился и ждешь, пока тебе позвонят, а ты ответишь. Тогда всё легко прошло».

«Минус — внеучебная деятельность пропадает. Я четыре года работала фотографом в СМИ университета — KSPU TODAY. Когда началась дистанционка и собираться нам стало негде, мы работали онлайн — пытались делать интерактив в соцсетях, реализовывали идеи из дома, фотографировали, рассказывали, как проходит дистанционное обучение. Тогда у нас зародилась новая рубрика — подкасты, и я даже была первым ее участником. Мой одногруппник был зачинщиком этого дела, а первый подкаст был посвящен родителям. Когда вернулись в университет — с новыми силами взялись за проекты, отметили 10-летний юбилей, сняли для него праздничную фотосессию и полностью обновили дизайн оформления. Попозже — сняли новый короткометражный фильм».

«Когда началась дистанционка, я уехала в Железногорск и большую часть времени проводила со своей собакой Рокки — ходила гулять с ним в лес. У нас в городе есть горнолыжная база, там небольшой лесок — и я могла там часа по четыре сидеть на пеньке, пока пес гулял по лесу. Тогда была очень хорошая погода — жаркая весна. Дома было тяжело — сидеть в четырех стенах, видя, какая погода на улице замечательная, как солнце светит.

Первый месяц в университете я ценила, радовалась: „Ура, иду в пед, наконец-то я буду со всеми общаться!“. Потом уже привыкла, стало как обычно. Я бы не хотела снова полностью уходить в онлайн, потому что так качество образования, по моему мнению, страдает, какие-то предметы проседают».

«Но мне понравилось, как некоторые преподаватели проводили занятия, например, Людмила Викторовна и Ираида Дмитриевна, преподающие немецкий язык, всегда проводили видео-занятия, отправляли нам дополнительные ссылки, чтобы мы могли сами изучить что-то и посмотреть, а также очень быстро проверяли задания и давали обратную связь. Они смогли полностью погрузиться в онлайн-обучение, оно стало интересным».

«Для себя я вывела топ приложений, которые помогли мне преодолеть дистанционку, а также выручают в моем ремесле — я фотографирую.

  • Forest — помогает сконцентрироваться: если не заходить в другие приложения, то растет дерево — помогает меньше отвлекаться, когда нужно выполнить сложную задачу;
  • Приложения для фото: Adobe Sketch, Befor After, PicsArt, VCUS, VOCHI, Pantone;
  • Словарь английского языка Cambridge Learner’s Dictionary;
  • Мой лайфхак: включать на Youtube канал „Study with me“ и заниматься вместе с человеком, который делает собственные задания на видео».

Чтобы за несколько секунд скачать любое приложение или поболтать в скайпе с носителем английского языка, нужен быстрый интернет. Мы проверили скорость 4G МегаФона в центре Красноярска, где и находится педагогический университет — и оказалось, что проблем у студентов не возникнет как в стенах альма-матер, так и за ее пределами.

Спидтест 4G МегаФона в центре Красноярска

Во время пандемии я поняла, насколько ценно, когда ты можешь выходить из дома и видеться с друзьями, ходить в кафе, гулять не только с собакой. Очень классно собираться вместе в одной аудитории и иметь живой контакт с преподавателями — это очень важно.

«Прикольно: никуда не надо идти, дома сидишь...»

Лиза Манчак учится в 10-м классе школы № 149. Учиться ей всегда нравилось, потому что почти каждое утро в классе ее ожидали друзья с новыми историями, шутками и обсуждениями. Однако Лиза не просто школьница, но и активистка всего-чего-только-можно — за ее плечами десятки побед в олимпиадах, собственный образовательный проект и путешествия по всей России в рамках конкурсов и фестивалей. Однако сейчас Лиза уже начинает задумываться о не менее активном будущем.

Елизавета Манчак, школьница и активистка

«Мне всегда нравилось учиться, тем более школа — это не только уроки, но и общение с друзьями, поэтому всё классно. В одном классе со мной учатся мои лучшие друзья. Любимые предметы — история, обществознание, литература, — я, наверное, гуманитарий. Вопрос поступления — очень сложный, потому что я еще до конца не определилась. Один из последних вариантов — хочу попробовать поступить в Высшую школу экономики и заняться бизнес-процессами».

«Когда наступила удалёнка, учиться стало сложнее, потому что информация воспринималась хуже. Первое время мы просто решали задания, потом начались дистанционные уроки через интернет. Дело в том, что исчезло человеческое общение. Я училась дома, а мама уезжала на работу — она мне доверяла. Учителя тоже стали хитрее — они просили включать камеру на уроках, и ты просто не мог заниматься своими делами.

Семейный созвон. Мама Елизаветы, Наталья, рассказала нам, что контролировать учебный процесс ребенка не было необходимости, поскольку Лиза „очень самостоятельная и ответственная девочка, и с первого класса выполняет домашнюю работу сама, достаточно только проверить тетради“.

Сначала все в нашем классе обрадовались — „Прикольно: никуда не надо идти, дома сидишь, только задания надо решить и отправить в срок“. Потом начались видео-уроки, и оказалось, что удалёнка — это когда ты целый день сидишь перед монитором и что-то пишешь. Стало сложнее, и все захотели побыстрее вернуться обратно за парты».

«Сложности вызвали электронные тетради. По сути, это сайт, где публикуются задания, и там нужно вставить слова или решить задачку. Но чаще всего эти сайты работали плохо — очень часто даже правильные ответы они не засчитывали, если слово было написано с большой буквы, например. Оценки местами ухудшились, и мы стали фиксировать привычными способами наши ответы — фотографировали сайт, или переписывали ответы в обычную тетрадку, а потом отправляли учителям. Были и другие тетради, с индивидуальными заданиями и на время. Ничего нигде не спишешь. Нет шансов!»

«Но где-то нас ожидали и плюсы — в нашем классе появилась смарт-доска, на ней можно писать пальцем. У нас теперь нет мела! Учительница что-то пишет на такой доске, всё это транслируется на ее компьютер и на наши экраны.

Когда мы вернулись в классы, очень обрадовались. „Снова уроки пошли в привычном формате — это здорово!“. Сейчас дистанционка местами перекочевала в школу — у нас остались электронные тетрадки, мы по-прежнему работаем через электронный журнал. В школе раз в неделю у каждой параллели класса есть свой дистанционный день — у нас это пятница — и все уроки в этот день проходят в зуме или скайпе, или учителя отправляют задания, а мы их выполняем».

«Еще один плюс дистанта в том, что учиться можно не только за партой, но и в более приятных местах — в парке, на даче, да хоть в кафе с друзьями, если скорость интернета позволяет. По данным независимого исследования международной компании Ookla, самый быстрый 4G в Красноярском крае — у МегаФона. Оператор уже не первый раз признается лидером и за последний год увеличил среднюю скорость скачивания в регионе с 31,73 Мбит/с до 35,92 Мбит/с».

«Помимо учебы я увлекаюсь журналистикой. Сейчас участвую в телевизионном проекте „Край глазами детей“, там же мы ведем соцсети и снимаем сюжеты про актуальные проблемы города и края. Проект запустился совсем недавно, и в нем я — корреспондент».

«Летом я очень много ездила по России — была во всероссийских детских центрах „Артек“ и „Океан“, летала в Москву, Владивосток, Крым. Тяга к поездкам у меня была и до пандемии — в 2019 году я впервые побывала в „Артеке“, в первый раз съездила куда-то одна и так далеко. Мне очень понравилось, и я начала заниматься разными проектами и собирать достижения. А тут началась дистанционка, все лагеря и мероприятия закрыли».

«Сидишь дома и не знаешь, чем заняться. Тогда я решила, что буду участвовать в дистанционных конкурсах. Когда дистанционка кончилась, победы в этих конкурсах позволили мне попутешествовать».

«Для себя я вывела топ ресурсов: с их помощью можно не только черпать информацию о разных мероприятиях и олимпиадах, но и „прокачать“ учебу:

  • Платформа „Россия — страна возможностей“ — здесь очень много крутых Всероссийских конкурсов;
  • „Сириус. Курсы“ — это сайт с курсами по школьным предметам, который помогает разобраться в сложных темах и дает возможность прорешать более сложные задачи;
  • „Лекториум“ — ресурс, где можно найти учебные материалы в формате открытых онлайн-курсов и видео-лекций.

Вряд ли бы я хотела, чтобы дистанционка полностью вернулась. Но у нее есть свой плюс: если мероприятия „переезжают в онлайн“, то можно участвовать в них из любой точки России. Мы с мамой были в Крыму, а в это время шла Российская компетентностная олимпиада. Я поехала с ноутбуком и выходила на связь из отеля, с улицы, где бы я ни находилась — отвечала на вопросы и разрабатывала проект. Однажды даже смогла побывать на двух мероприятиях сразу, будучи на другом конце страны. Пандемия научила совмещать несовместимое, быстро действовать. Я научилась приспосабливаться к новому времени и смогла общаться по-новому».

Мы выяснили, что отношение к дистанционке у всех разное — в ней, по мнению наших героев, есть свои минусы и плюсы. Так, телефон не заменит живого общения, но поможет быть на связи, когда ты учишься, работаешь или путешествуешь. Именно удалёнка помогла многим сблизиться с родными, а некоторые «фишки» сделали обучение более приятным. Расскажите в комментариях, какой опыт погружения в онлайн пережили лично вы?

Анастасия Гнедчик специально для интернет-газеты Newslab

Рекомендуем почитать