Город не для пешеходов
Мне очень хотелось побывать во Владивостоке, потому что для меня с самого детства это был эдакий край земли — казалось, что организовать туда поездку — либо сложно, либо дорого. Одна на путешествие я бы не решилась — взяла своего молодого человека. С билетами нам повезло — мы «урвали» дешевые на распродаже одной из авиакомпаний; 5 часов самолета до столицы Приморья обошлись нам в 10 тысяч туда и обратно для каждого.
Наш Владивосток начался с полупустого аэропорта, дождя и слякоти. «Автобусов вечером в город можно не ждать — они заканчивают работу около 18:00», — так нам сказал мужчина, ждущий свою машину. Электрички и аэроэкспрессы тоже уже не ездят, хотя прилетели мы примерно в 19:00. Делать нечего — заказали такси. Ценник на дорогу до города — 1300 рублей в одну сторону, «бомбилы» просят 2 000.
Вообще, аэропорт расположен в 38 км северо-восточнее города и находится так далеко потому, что другого ровного места поблизости просто не нашлось. Известный французский актер Пьер Ришар в 2013 году заявил журналистам: «При приземлении в аэропорту Владивостока я ожидал увидеть маленький терминал с парой самолетов. Но каково же было удивление, когда перед моими глазами появился современный, большой аэропорт». Это действительно так — аэропорт выглядит достаточно комфортабельным. Но почему автобусы и электрички так рано прекращают свою работу?
С жильем у нас вышло не очень удачно. Букинг предложил двухместный номер в отеле «Корона», куда мы и отправились с надеждами и чемоданами. Только вместо чистого номера с фотографий и изящного сервиса мы получили недовольную девушку на ресепшене, которой не очень хотелось с нами разговаривать, а также пыльноватую комнату с очень потертой мебелью и видавшим виды постельным бельем.
Всё это удовольствие с грязными окнами и ванной комнатой без мыла и шампуня обошлось нам в 16 000 рублей за пять ночей.
На следующее утро мы отправились изучать портовый городок на своих двоих — и это была самая большая ошибка в нашем путешествии, хотя автомобильные права до поездки мы вряд ли бы успели получить.
Дело в том, что Владивосток — город абсолютно не для пешеходов. «Каждый местный с рождения передвигается на Nissan Skyline», — пошутил мой спутник, а мы гуляли по городу, взбираясь туда и обратно по «вечным» сопкам и протискиваясь по тоненьким тротуарам. Возникло ощущение, что культ автомобиля в столице Приморья выражен настолько, что здесь просто нет места ни для общественного транспорта, ни для пешеходов.
Как писал у себя в блоге урбанист Илья Варламов, «машина победила Владивосток». Здесь нет прозрачных и логичных маршрутов у автобусов, чтобы доехать до достопримечательностей или «большой воды». По городу встречаются маршрутки и старые корейские автобусы без кондукторов, но вечером на них можно не надеяться и сразу заказывать такси, которое заметно дороже, чем в Красноярске. Выбор встает следующий — либо качаешь ноги и взбираешься на горку с горки, либо отдаешь кучу денег на арендованный автомобиль или за такси.
Каким бы диким ни был автомобильный трафик и как бы ни было сложно передвигаться по городу, Владивосток впечатляет своей непосредственностью. Несмотря на то, что новодел практически вытеснил историческую постройку, посмотреть здесь есть на что.
Где бы ты ни гулял, всё равно окажешься на площади Борцов за Власть Советов. Здесь проходят парады, митинги, праздники, концерты и ярмарки, тут устанавливают новогоднюю елку — и просто гуляет народ. Практически каждый вечер, если мы не выезжали за город, то оказывались здесь — во многом потому, что в отдаленных районах, во-первых, делать нечего, а, во-вторых, попросту нет освещения.
Бесконечные сопки
Достопримечательность, смотрящая на вас с каждого второго магнитика из Владивостока, — это маяк Токаревского. Казалось бы, центральное место, где обязательно захочет побывать турист. Однако добираться до него — целое испытание, и это опять тот случай, когда без машины у тебя связаны руки, и ты ползешь несколько километров в гору по проезжей части. В центральное-то городское место!
«Рельеф во Владивостоке невыносимо красив и невыносим сам по себе: бесконечные сопки прекрасны, но из-за них передвигаться пешком по городу крайне тяжело физически. А общественный транспорт не всегда удобен в плане маршрута. Допустим, на тот же маяк Токаревского — открыточный вид Владивостока — просто не ходит прямой автобус, нужно идти от конечной остановки пару километров. Хотя сами приморцы, наверное, этого и не замечают», — поделился впечатлениями Владимир, мой спутник.
«Запечатать» город в памяти мы решили на смотровой площадке, до которой легко добраться на фуникулере. Правда, едет он всего минут пять, но детский восторг обеспечен. Мы должны были доехать на вагончике до смотровой «Орлиное гнездо» и сделать пару классических фотографий Золотого моста, но судьба распорядилась иначе. Доехать-то мы доехали, но смотровая была закрыта на ремонт. Тогда мы отправились на свой страх и риск на дикую видовку, откуда через 10 минут нас выгнал шквалистый ветер и злая собака.
Из культурных развлечений у нас состоялся поход в музей истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева, но мы разочаровались — особенно я как большой любитель бегать по выставкам и галереям в разных городах России. Дело в том, что краеведческий музей во Владивостоке — такой же, как и сам город — хаотичный, отрывистый и совершенно нелогичный. Выставочные залы «мотают» тебя по разным периодам истории Дальнего Востока, так что ты понять не можешь, когда и что произошло, и кто же здесь находился у истоков — ссыльные крестьяне или приезжие китайцы?
С другими инсталляциями вышла та же история — они либо очень эстетичные, но бессмысленные, либо информативные, но безвкусные, но обязательно — и те и другие — разобщены между собой.
Бархатный сезон
Во Владивостоке мне очень хотелось поплавать, несмотря на то, что мы полетели сюда уже осенью. Нам повезло с погодой, так что первым делом мы отправились на остров Русский, чтобы посмотреть на кампус Дальневосточного федерального университета и, пройдя чуть дальше, оказаться на университетской набережной на прибрежной территории бухты Аякс. Так, свой купальный сезон я открыла именно там 25 сентября — на зависть родным и друзьям, оставшимся дома с дождем и температурой в 10 градусов тепла.
Пляж ДВФУ, разумеется, обустроен больше для прогулок, чем для водных процедур, но у него есть свои преимущества — во-первых, до него можно почти-что-спокойно добраться на автобусе, а во-вторых, прогулочное пространство располагает к прогулкам, здесь есть магазины, лестницы и дорожки — то, чего так не хватает Владивостоку.
Второй пляж, где мы побывали, расположен на территории бухты Горностай и заметно отличается от того, что мы видели возле Кампуса ДВФУ. Он более дикий, люди приезжают сюда (опять же на машине, автобусная остановка далеко) с мясом и мангалами, привозят детей и выгуливают здесь собак. Добираться до пляжа где-то полчаса по пыльной дороге, где постоянно снуют машины. Но оно того стоит.
Инфраструктуры — никакой, из плюсов — теплая вода и маленькие стеклышки, которые вымыло с соседней бухты Стекляшка. Она также значилась в нашем путеводном листе, но ехать туда не пришлось (ведь любая поездка — это стресс из-за выбора самого короткого и удобного пути без автомобиля).
«Близость к морю — тоже отдельный плюс. Казалось бы, пляжный отдых в России — это больше про юг. Но, вопреки стереотипу, в сентябре во Владивостоке и пригороде море и бухты теплые, плавать можно, даже приятно. Правда, тут можно покритиковать само побережье за отсутствие благоустройства. Хотя шезлонги здесь особо и не нужны, это больше тема для людей, предпочитающих какие-то тепличные условия на уровне пакетных туров», — отметил Владимир, который отправился со мной во Владивосток.
«Поешьте крабов»
«Поедете во Владивосток, обязательно поешьте крабов», — доносилось до нас из каждого утюга, но вот незадача — во Владивостоке не так уж просто найти готовых и вкусных крабов. Зато легко можно отыскать разную японскую и корейскую снедь — от лапши быстрого приготовления до различных газировок и соков. Точек больших сетей типа нашего «Красного Яра» и «Командора», например, здесь не найдешь, поэтому довольствоваться пришлось малым — покупать еду в павильонах и минимаркетах.
Кафе, рестораны и точки питания сосредоточены в основном центре города и «расцветают» с наступлением темноты. Выбор — хороший, цены — адекватные. Особенно нам понравилась «историческая» столовая «Не рыдай» в здании гостиницы «Версаль».
Именно здесь некоторое время жил автор известного цикла романов о советском разведчике Исаеве (Штирлице) Юлиан Семенов — и здесь же придумал образ своего главного героя.
«Город, который находится на краю России, приятно удивил своим сиянием и чистотой. Но это, конечно, именно про центральную часть — витрину всего Приморья. Сразу видно, что туризм тут был развит. Сейчас он, конечно, потрепан пандемией, но все равно есть множество заведений, где можно пообедать или поужинать с хорошими интерьерами и приличным меню», — подытожил мой спутник Владимир.
С крабами во Владивостоке у нас не вышло: единственным местом, где ракообразные предлагались по адекватному ценнику, стала кафешка возле Токаревского маяка, но так как добираться до него то еще удовольствие — мы попытались найти место с морской кухней в центре города.
Оказалось, что готового краба можно найти в нескольких заведениях: в одном из них нам предложили сушеного краба, а в другом можно было попробовать его в остром соусе. Так как это недешево (и в общем-то бессмысленно) в обоих случаях (от 1200 до 2000 тысяч руб. за порцию), мы остановились на ресторане «Сингапур» и отведали там других морских жителей.
«Туристы здесь не нужны»
Во Владивостоке прекрасно — тут есть, на что посмотреть: природа — удивительная, архитектура — уникальная, а студенты-моряки встречаются настолько часто, что кажется, что это исключительно их город. Для красноярца это непривычно и вызывает оголтелый детский интерес и искреннюю улыбку.
Куда бы ты ни попал, чувствуется, что эти люди научились жить далеко от столицы и держат всё в своих руках, независимы по своей природе. Местные открыты, стильно одеваются и выглядят достаточно счастливыми.
Однако вряд ли можно назвать этот город туристическим при всех его возможностях — нужно постоянно преодолевать препятствия, которые существуют непонятно для чего. Хотелось бы приезжать в столицу Приморья и изучать бесконечные бухты, есть крабов и кататься на какой-нибудь лодке, но это практически невозможно, если автотранспорт по какой-то причине тебе не подходит.
Вряд ли эта острая пешеходная ситуация когда-то изменится — кажется, Владивостоку не сильно нужны туристы, хотя им и рады, потому что город уже привык существовать независимо, на отшибе. Если бы здесь вспомнили про пешеходов, то город вполне мог бы стать курортным Краснодаром по другую сторону России.
Анастасия Гнедчик специально для интернет-газеты Newslab