Главная
>
Статьи
>
Культура
>
«Почти никого не осталось»: ищем людей в далекой от Красноярска чувашской деревне

«Почти никого не осталось»: ищем людей в далекой от Красноярска чувашской деревне

30.10.2021
16
Татьяна Романова живет в Казанке и подрабатывает в ней переписчиком
Фото: Денис Давыденко

На пароме и по кочкам

Деревня Казанка находится на юго-востоке Казачинского района. Основана она была в 1911 году, а в 1970 году здесь уже проживало 406 человек — 205 мужчин и 201 женщина, в основном — чувашской национальности. Массово мигрировали чувашские крестьяне еще в годы Столыпинской реформы, тогда они обосновались по деревням и селам Сибири, переехав на новые места со своей культурой, языком и правилами. С годами численность населения, конечно же, падала — и в 2010 году в Казанке насчитали 240 жителей — 125 мужчин и 115 женщин.

Казалось бы, десятилетие спустя численность должна еще больше уменьшиться — но в Казанке живут, ведут хозяйство, работают и растят детей 249 человек — даже больше, чем при переписи населения 2010 года. Что заставляет местных жителей оставаться в глубинке?

Добраться до Казанки оказалось непросто — несколько часов на машине до села Галанино, там — на паромную переправу по Енисею, далее 50 км по кочкам извилистой дороги, в окне машины — тайга, затем — Пискуновка, следом почти «погибшая» Александровка (там осталось около 80 человек, но почти половина домов уже заброшены), и в конце концов — долгожданная Казанка.

Весь путь занял у нас часов пять, но оно того стоило: не каждый день удается выбраться из шумного Красноярска.

Хлеб да соль по-чувашски

Встретили нас, как и полагается, с национальными песнями, закусками и историями в сельском Доме культуры. Женщины в чувашских национальных костюмах, немного смущающийся глава сельсовета, 5-летняя дочка одной из девушек с игрушкой-жуком не отходит от мамы. Вокруг дома культуры — ни души, осенняя хтонь контрастирует с ярко-красными платьями жительниц.

В деревне интернета практически нет — позволить себе его могут только единицы, потому что это дорого, зато кое-где есть стационарные телефоны или спутниковые тарелки. Телевизор посмотреть можно, но мобильная связь ни у кого из нас не работала, мессенджеры не бушевали, звонки не ломились. Люди живут практически без связи, но автобус ходит часто.

Жители Казанки сообща собирали свой маленький музей (который располагается в доме культуры): с 2005 года сюда несут старую мебель, кухонную утварь, игрушки, вышивки, люльки и одежду — с земли предков, то, что привезли с собой еще бабушки и дедушки в прошлом веке. Фотографии еще помнят шумные посиделки с чувашскими песнями и плясками, когда в деревне было весело и безбедно — «при колхозе».

Сейчас иначе — жители разъезжаются, кто куда, однако национальную культуру стараются беречь: говорят на чувашском, отмечают национальные праздники, берегут собственную кухню, песни и танцы, а в школе раз в год устраивают чувашскую неделю.

Ольга Васильева, библиотекарь из деревни Казанка, рассказывает о быте местных жителей-чувашей

Видео: newslab.ru

Истории местных жителей

В Казанке люди живут по-разному. Сельский дом культуры, школа с девятью классами, ФАП (фельдшерско-акушерский пункт), в Александровке — дорожная служба и сельсовет. Это вся работа, что есть на округу, поэтому люди живут собственным хозяйством — мясом, птицей, молочными продуктами. Собранные черемшу, ягоду, грибы и шишки продают в Казачинске.

Молодежи на улицах деревни не встретишь, потому что многие уехали за лучшей жизнью поближе к городам.

Татьяна Романова, заведующая в доме культуры, 24 года:

«Мне бывает временами одиноко: молодежи мало, хотя и некогда скучать — встаешь с утра и занимаешься делами. Я родилась в Александровке, отучилась на бухгалтера и приехала нарабатывать стаж в сельсовет. Тут же встретила любовь моей жизни — мужа, а моему стажу уже 4 года, вон, бегает (смеется). Я молодая, ребенок — маленький, мне бы хотелось его определить в секцию, в садик, да и мне самой здесь не хватает общения. Мои подруги живут в разных городах и деревнях — а я ведь не всё могу рассказать маме, или бабушке, или свекрови. Мне хочется уехать, но муж — коренной житель, он охотится, рыбачит, работает в лесу, — и не хочет переезжать, а если перебираться — то всем вместе.

Наша деревня не умирает, но и не растет — держится на плаву, кто-то уезжает, кто-то возвращается. Хорошо, что есть школа, но работы у нас мало: некоторые стоят на бирже или ведут хозяйство как самозанятые. Я работаю заведующей в клубе. Вообще, надо понимать, что в деревне так: есть хозяйство — есть деньги. В Казанке людей без определенного места жительства нет, все работают и заняты делами».

Казанка входит в Александровский сельсовет — раньше за ним значилось шесть населенных пунктов, теперь — четыре. В двух небольших деревнях, по словам главы сельсовета, люди просто «побросали свои дома и исчезли». И сейчас люди «убывают», но Казанка «держится и будет держаться».

Виктор Романов, глава Александровского сельсовета, 52 года:

«Распорядок дня у меня такой: встаю рано, сразу сажусь за телефон, звоню в МЧС, узнаю о происшествиях. Может, где-то свет ночью отключился, или часто бывает, что люди не могут переправиться — например, из Большемуртинского района в Язаевку: 40-градусный мороз, провода оборвались, население сидит без света. Едут, сломались — и мы отправляемся их спасать. В прошлом году пять человек пришлось вызволять, а в позапрошлом — еще больше.

Сейчас в Казанке живут в основном чуваши. Есть и русские, и украинцы, но их мало. Люди разъезжаются: рядом есть деревня, Золотой ключ, там всего шесть человек осталось, и тоже все чуваши, пенсионеров много. У меня — куры, свиньи — мелочь одна, но в Казанке без хозяйства считаешься тунеядцем. В основном народ дружный, мы отличаемся от других деревень тем, что у нас нет пьющих, максимум — пара человек, и люди без дела не сидят. Я в Казанке родился и живу всю свою жизнь, переехать не хотел бы — хотя дети мне предлагали, есть и возможности, и жилье, но мы не хотим, хотя все мои дети разъехались. Из пятерых — только сын, который сейчас служит на Камчатке, хочет вернуться в деревню, говорит: „Я в Казанке буду жить“».

Однако, что интересно, прожив жизнь где-нибудь вдалеке от Казанки, местные возвращаются к истокам — жить и работать в деревне, и не только потому, что здесь остаются родственники, но и за природой — «тянет». Другие же всю жизнь проживают здесь.

Тамара Борисова, пенсионерка, 70 лет:

«Я живу в доме одна, детей и мужа нет и не было. Мои предки переехали из Чувашии — и мама, и папа. Я старая уже, не работаю, держу огород, хозяйства нет. В соседних домах живет моя большая семья. Мы, когда были молодые, маму пожалели — она нас пятерых одна вырастила, отец рано умер, самой старшей из нас тогда было десять лет, а младшей — два года».

«Я работала дояркой в колхозе 30 лет, сестра там же — 37 лет, брат — шофером, другая сестра — учительницей, и сейчас на пенсии. Деревня умирает, наверное, все уезжают — хотя раньше хорошо было. У нас в деревне русских мало — говорим на чувашском между собой. Из праздников — отмечаем Агатуй, праздник после посевной».

Песня о несчастной любви на чувашском языке

Видео: newslab.ru

Сколько в Красноярском крае русских?

По данным переписи населения 2010 года, в Красноярском крае больше всего по национальности русских людей — 2 490 730 человек. В пятерку других национальностей, численность которых не превышает тысячи человек, на тот момент вошли исконно коренные народности края — кеты, нганасаны, селькупы, энцы и чулымцы.

Люди разговаривают на разных языках, некоторые из них, как и целые национальности, исчезают, поэтому по итогам переписи 2021 года «национальная ситуация» в России может измениться.

По словам Альбины Рудневой, заместителя руководителя Красноярскстата, Казанке «повезло» — у местных жителей хотя бы есть стационарные телефоны: в некоторых деревнях нет вообще ничего. Например, деревня Прилуки, где занимаются только бытом и хозяйством. В местной школе — всего три первоклассника, мужчины с длинной бородой, женщины — без косметики и покрытые.

«У них глаза — такие чистые, будто попадаешь в Древнюю Русь. Мужчины красивые, женщины миловидные, все — естественные, ребятишки — приветливые, для них целое событие, когда приезжают в гости. Сообщение до деревни — вертолетное, поэтому добраться до нее почти невозможно. Однако по всей России в этом году внедрили первую цифровую перепись, а в местах, где нет интернета, информация о местных жителях передается на флешках. В среднем на одного переписчика приходится порядка 550 человек», — рассказала заместитель руководителя Красноярскстата Альбина Руднева.

Поучаствовать в переписи 2021 года можно очно и онлайн:

  • Прийти на стационарный участок. Где располагается ближайший, можно посмотреть на специальной карте;
  • Дождаться переписчика дома. Он не будет спрашивать никакие документы, все данные он занесет в анкету со слов граждан;
  • Пройти перепись на портале «Госуслуг». Необходимо иметь стандартную или подтвержденную учетную запись, а отправить свои данные в электронном виде можно до 8 ноября. Можно также внести также данные членов своей семьи, а при визите переписчика на дом ему нужно просто показать сгенерированный по итогам заполнения анкеты QR-код;
  • Узнать полную информацию о способах участия в переписи в Красноярском крае можно по телефонам горячей линии, которая работает ежедневно, без выходных, с 9:00 до 21:00 по номерам: +7-905-974-00-97 и +7-905-975-89-59.

И пока специалисты-статистики ездят по деревням, где живут люди разных национальностей — у каждой самобытной культуры есть шанс сохраниться. С данными переписи этого года нам предстоит жить следующие десять лет: поэтому именно сейчас необходимо узнать, какие люди живут в нашем крае, и на основе этих данных помочь региону сформировать бюджет, построить школы, детские сады там, где это необходимо; чтобы дети разных национальностей могли говорить на родном языке.

Интернет-газета Newslab

Рекомендуем почитать