Пошел по стопам отца
Умар Кулматов — потомственный участковый. Его отец тоже трудился в органах внутренних дел и тоже когда-то следил за порядком на улицах. Говорит, что в выборе профессии никогда не сомневался.
«У меня не было никаких иллюзий по поводу работы, я знал, что такое работа в полиции, работа участковым. Эта должность — хороший старт для карьеры, чтобы в дальнейшем получить звание, ну и чтобы получить опыт с работы с людьми. Главное ведь — людям помогать», — поделился Умар Кулматов.
Главная задача участкового — поддерживать порядок на вверенном ему участке. В подчинении участкового Кулматова — околотки в районе Красномосковской, Куйбышева, Толстого, Белопольского. Те, кто жил здесь, знают — район не из простых: много старых пятиэтажек, общаги; люд живет, в основном, рабочий. Отсюда и главные проблемы — алкоголь, кражи, разбой. Всех «подопечных» Умар знает в лицо, каждого, за кем нужен присмотр, встречает на улице, проверяет — не нарушает ли он. Одним из главных пунктов работы является обход. Вместе с участковым идем и мы.
Под надзором участкового
Первая квартира — пенсионер Игорь Борисович. «У него племянница, ее муж сильно избивал. Вот я им помог — в полицию привел», — рассказывает участковый. Игорь Борисович открывает быстро, ждет, как своих.
«Заходи, дочка, заходи», — встречает нас житель квартиры.
Внутри обычная двухкомнатная хрущевка. Если ваше детство пришлось на 90-е, и ваша семья была, мягко говоря, небогатой — вы жили в такой же. Только в этом жилье еще есть многолетний налет табачного дыма. Хозяин оказался словоохотлив.
«Короче, племянница уехала, у меня ее паспорт, она по-любому приедет заберет... Как только приедет , я тебе сразу наберу, у меня номер ее есть. Муж у нее — конь здоровый, ума нет. Сломал ей ногу, сломал ключицу, день через день избивает ее. Ну вот я участкового попросил помочь, теперь в суде будут разбираться. Он не раз помогал и во дворе многие его знают — мы же между собой знаем абсолютно всех, я здесь 35 лет живу. Знаком с этим участковым больше двух лет. А до этого какой был? Ой господи... Они тут как перчатки меняются. А этим довольны, и местные довольны, всем всё доходчиво объясняет, вначале предупредит, потом только наказывает», — говорит Игорь Борисович.
Здесь обход завершен. Напоследок участковый напоминает о телефонных мошенниках, и мы уходим. Следующая на повестке — квартира двух неоднократно судимых братьев.
«Есть освобожденные, которым положен административный надзор — они должны приходить в полицию и отмечаться. А есть те, кто потенциально подлежит административному контролю. Таких я хожу проверяю», — рассказывает участковый Кулматов.
Нас ожидает квартира, в которой живут два брата — у одного пять судимостей, второй стоит на учете в психоневрологическом диспансере, судимости с него сняты из-за невменяемости. На звонки в домофон никто не отвечает, попадаем в подъезд в тот момент, когда из него выходят другие жильцы. Поднимаемся в квартиру, по дороге к ней весь подъезд расписан граффити.
«Это вот как раз тот брат рисует, который на учете в ПНД стоит. Но соседи не жалуются, поэтому рисунки не стираем», — поясняет наш проводник.
На звонок в дверь выходит бабушка, рассказывает про внуков.
«Нет их, на работу еще утром ушли. Максим в шесть утра убежал, он грузчик, а Вова — отделывает квартиры. Приходят вечером — часов в 9. Алкоголь? Нет, не пьют. Я за ними смотрю, считай всех их вырастила — у меня два внука и внучка, она у меня в госуниверситет поступила. Так я им как вторая мать, их-то выпивает немного. У меня и правнучечка родилась, хорошая девочка», — рассказывает женщина.
Участковый наказывает передать братьям, чтобы дали о себе знать, отметились, так сказать.
Одни и те же лица
Кроме лиц, находящихся под надзором, участковый посещает тех, кто стоит на учете в ПНД, тех, у кого есть алкогольная зависимость, домашних дебоширов — таких тоже ставят на учет на год. На участке порядка 1,5 тысяч человек. Бывают в практике и случаи раскрытия преступлений, в основном, небольшой и средней тяжести, но встречается и настоящий криминал.
«Был такой случай — молодой человек порезал ножом свою 16-летнюю девушку. Мы за дежурные сутки раскрыли его местонахождение, доставили его в отдел, там он во всем признался. Опросили девушку. Молодого человека доставили в Следственный комитет. И, собственно, вот за сутки раскрыли дело», — рассказал Умар Кулматов.
Но основная масса преступлений — это кражи, побои, разбой.
«На удивление лица все одни и те же ходят по кругу — матери, отцы, их дети. Те, кто растет в таком окружении, все из одного круга, все в одном котле варятся. И чаще всего повторные преступления совершают все одни и те же», — поделился участковый.
Работы у участкового много, обращаются к нему по многим вопросам. И на наших глазах произошел случай, где без него было не обойтись!
Быть участковым — не самая легкая и не самая завидная работа в системе органов внутренних дел. Здесь тебе и работа с людьми, и работа детектива, и навыки соцработы. Умар Курматов всеми знаниями и умениями точно владеет, раз сумел стать лучшим участковым города.
Знакомилась с нелегкой работой участкового Валя Котляр,
специально для интернет-газеты Newslab