Директор Красноярского краевого краеведческого музея, председатель Ученого Совета Красноярского краевого краеведческого музея, заслуженный работник культуры России, член ИКОМ (ICOM - International Council of Museums - Международная ассоциация музеев).
Родилась 31 июля 1949 г. в п. Ивантеевка Саратовской области.
1970 г. - окончила Саратовский государственный университет. По распределению приехала в Красноярск;
1974 г. - работала инструктором школьного отдела Красноярского крайкома ВЛКСМ;
С 1980 г. - директор краевого краеведческого музея, председатель Ученого Совета Красноярского краеведческого музея;
с 1998 г. - член ИКОМ.
13 марта 2002 г. указом Президента РФ Валентине Ярошевской присвоены государственная награда и звание заслуженного работника культуры России. В том же году она стала победительницей на Всероссийском конкурсе "Женщина - директор года".
Член совета благотворительного фонда им. В. Астафьева.
Двое детей.
Валентина Михайловна, Вы ведь родом из Саратова? Расскажите, пожалуйста, как Вы попали в Красноярск?
Я училась в Саратовском государственном университете на историческом факультете, а потом окончила высшую комсомольскую школу при ЦК ВЛКСМ, тоже исторический факультет. Сегодня эта школа называется Современным институтом молодёжи. В то время это было достаточно престижное закрытое заведение, где советских слушателей было всего 30%, остальные - иностранцы. По окончании этой школы я распределилась в Красноярский край, где сначала работала в крайкоме комсомола, а потом попала в музей. У меня в трудовой книжке две записи всего, комсомол и музей. В августе этого года исполнится 30 лет с тех пор, как я приехала в Красноярск, и уже 24 года из них я работаю директором музея.
Каким Вы увидели музей в первый раз?
Музей всегда по праву гордился своими коллекциями. То, что было сделано предшественниками – настоящий подвиг. Взять хотя бы этнографические коллекции или коллекции научно-естественного фонда. Другое дело, как все это выглядело в экспозиции. Это было убого и уныло, совершенно невозможно смотреть. По крайней мере, такое у меня сложилось первое впечатление. Я вообще считаю, что главная функция музея - это учить человека любить Родину. А если музей будет унылым и убогим, то такой же будет ему представляться и его Родина.
А какую цель Вы поставили перед собой, когда пришли в музей?
Мне захотелось, чтобы музей стал достойным и красивым, богатым и умным. Чтобы он представлял наш край, наш город, нашу страну. И эта цель частично уже достигнута, хотя работы ещё много.
Кто был инициатором ремонта музея, и кто помогал Вам в этом?
Инициатором была я. А помогали разные люди. В принципе, все первые лица края, так или иначе, чем-то мне помогли. С большой благодарностью вспоминаю Владимира Васильевича Плисова, с которым мы всё начинали. Он был председателем крайисполкома в 70-е годы. Последние, с кем мы работали по этому вопросу - Валерий Зубов и Александр Лебедь. Конечно, на время Лебедя пришлось самая большая часть работы. Потому что с Зубовым мы только начинали реконструкцию, а Лебедю пришлось принимать волевое решение для того, чтобы открыть наш музей. Но здесь, конечно, и большая заслуга нашего коллектива.
Сколько лет музей был закрыт на ремонт?
В общей сложности 14 лет. При этом сама реконструкция музея шла 4 года. Для того, чтобы начать непосредственно ремонт здания, нам надо было его освободить от всех экспонатов. А их было около полумиллиона. Вот мы и построили пристройку, куда перевезли экспонаты, а также заняли ещё одно трёхэтажное здание на пр. Карла Маркса. Только после того, как мы получили площадки для переезда, у нас появилась возможность реального ремонта. Но тут начались 90-е, и наша История стала выделывать такие пируэты! Власть менялась одна за другой, и всем было не до нашего музея.
Как же вы все-таки в таких условиях продолжили ремонт?
Мы выселились из главного здания, отдали его коммерсантам в аренду. Благодаря этому мы сделали все коммуникации в здании, то есть самое сложное в ремонте. А потом надо было расставаться с этими коммерсантами, а это было довольно опасно (смеется). В то время бизнес был ещё криминальный, и вы не представляете, чего нам это стоило. Но всё равно мы их выдавили, приступили к реконструкции. Она проходила очень медленно, но я считаю, что 4 года - не такой большой срок для ремонта. С другой стороны – наверное, здесь всё предопределено свыше. Откройся мы раньше, и музей не был бы таким красивым. Ведь буквально за последние 5 лет появились материалы и технологии, которых в то время было не найти даже за большие деньги.
Я считаю, что мы открылись вовремя, другое дело, что целое поколение красноярцев выросло без музея. Но мы пытаемся делать различные благотворительные акции, которые помогли «развернуть» красноярцев лицом к музею.
Например, какие?
Например, мы принимаем в музей молодожёнов. Раньше они к памятникам ездили и цветы возлагали. А ведь сейчас женится как раз то поколение, которое выросло без музея, мы их принимаем бесплатно в день свадьбы, рассказываем, как этот ритуал проходил раньше в Енисейской губернии, показываем необходимые атрибуты, они фотографируются в музее. То есть, мы восполняем пробелы, которые у них возникли из-за отсутствия в их юности нашего музея. И им такой ритуал очень даже нравится.
Что Вы можете рассказать про имидж музея? Какой он?
У нас в одном здании представлена история края с древнейших времён и до наших дней. Это единственный музей в России, который полностью представляет историю региона. Поэтому краеведение для нас главное: ведь это и краезнание, и краелюбие. Здесь любовь к своей малой родине является вообще основой любви к Родине, к Отечеству, поэтому воспитание любви к родному краю через его познание - наша главная задача, и вся экспозиция, и все наши мероприятия служат этому. Недавно в музее работала выставка, которая называлась «Ратные подвиги Отечества». Там были представлены подвиги красноярцев, начиная с крымской войны, японской войны, первой мировой, войны 1812 года, Великой Отечественной войны, афганской и чеченской. То есть ратные подвиги красноярцев представлены на протяжении трёх веков. Я считаю, это своего рода патриотическое воспитание, в котором очень много упущено за последнее время.
Расскажите пожалуйста, какие у вас есть информационные проекты?
Здесь мы, наверное, опередили многих. Во-первых, самой первой в 2001 году открылась у нас экспозиция "Приметы советской эпохи". Это была экспозиция социалистического периода в виде поезда, идущего по Красноярскому краю. Там было много выразительных эффектов: например, экспозиция была расположена на дверях теплушек, а окна вагонов являлись окнами истории. Кроме этого, в зале установлены четыре монитора, в которых идут лучшие фильмы советского периода, начиная с «Чапаева» и заканчивая «Холодным летом 53-го». Еще у нас есть новые экспозиции природного мира. Теперь там уже не увидишь, как раньше, ни карт, ни диаграмм, ни гербариев, ни схем. Теперь у нас 4 инфотрона, в которых заложена вся информация об экономическом, географическом положении края, о флоре, фауне и многом другом.
Кроме того, в этой экспозиции в каждом зале стоит по восемь компьютеров, где демонстрируются видеоролики о животных, о птицах, то есть, мы применяем такие современные технологии, каких раньше себе позволить не могли. Но самое главное, чем мы очень гордимся - у нас будет две электронные экспозиции, которые мы сейчас готовим. Это - «Человек, природа, планета», в виде экологического электронного шоу о том, как мы своими руками разрушаем биосферу Земли. Вторая экспозиция – это «Тунгусский феномен», она посвящена событию вселенского масштаба, которое случилось в 1908 году на территории нашего края.
Есть какие-нибудь экспонаты, которые особенно дороги именно для Вас?
Для меня очень дорога экспозиция советской эпохи, потому что период современной истории с 1917-го года и по 1993-й был необыкновенно интересен тем, что многие были его свидетелями. И наша задача состояла в том, чтобы преподнести ее для каждого человека индивидуально, чтобы каждый человек увидел в ней свою примету, почувствовал какую-то свою ностальгию. Вот это был самый трудный для меня этап, потому что сейчас не многие музеи решаются открывать экспозиции, посвящённые современному периоду, именно потому, что еще живы свидетели тех событий, и у всех своя личная оценка тех событий.
И вот здесь была проблема: как не вступить в конфликт с представителями разных взглядов на этот период, как сохранить здравый смысл, найти здесь чувство меры - все это было очень важно. Мне тогда за эту экспозицию очень досталось: меня вызывали на Законодательное Собрание, где коммунисты очень мощно выступали против этой экспозиции. Ну что ж, пришлось учить товарищей коммунистов любить Родину. Я им сказала, что этот период истории ими не приватизирован, это и наш период тоже. И мы имеем по этому поводу свой взгляд. В итоге мы отстояли свою экспозицию, поэтому она мне очень дорога.
Также мне очень дороги эти инновационные экспозиции, ведь на них пришлось искать деньги, никто их не финансировал, поэтому все новое, которое вообще тяжело пробивается, для меня тоже особенно дорого.
Вы можете в плане стоимости назвать какую-нибудь экспозицию особенно дорогой?
Нет, я не могу так сказать. Но, наверное, самые дорогие экспозиции это последние - «Человек, природа, планета» и «Тунгусский феномен».
Расскажите о структуре вашего музея и о его филиалах?
Да, наш Краеведческий музей – это головной музей, кроме этого существуют филиалы - Юдинская библиотека, дом-музей Красикова, музей-пароход св. Николай, а также Литературный музей и дом-музей Виктора Петровича Астафьева в Овсянке.
Это будет дорога памяти, которая будет начинаться от нашего Литературного музея, где есть зал, посвящённый Виктору Петровичу Астафьеву. И далее она будет пролегать через весь Красноярск, как если бы Виктор Петрович ехал в Овсянку. Сейчас к 80-летию писателя на личные средства губернатора края возводится мемориальный комплекс, где будет отремонтированный домик Виктора Петровича, в котором он жил последние годы. А также строится музей повести «Последний поклон», которая полностью посвящена Овсянке, а одним из объектов той старой Овсянки будет музей бабушки Екатерины Петровны.
Предполагается ещё сделать музейный центр, где будут развёрнуты экспозиции о разных периодах жизни Виктора Астафьева, будет работать конференц-зал. Кроме того, здесь будет проведена большая работа по благоустройству берега Овсянки, потому что главные мероприятия будут проводить на берегу, на любимом месте отдыха Виктора Петровича.
Что представляет собой экспозиция «Египет на берегах Енисея»?
Это рассказ о встрече двух цивилизаций: Древнего Египта и современного Красноярского края, потому что само здание нашего музея уникально, оно единственное в мире, которое построено в виде усеченной египетской пирамиды. Вообще, древний Египет будоражил и волновал умы многих красноярцев. Одним из них был Леонид Александрович Чернышев, архитектор нашего здания, наверное, поэтому коллекции на эту тему складывались на протяжении всего времени существования музея. И сейчас мы выставляем на всеобщее обозрение всё, что так или иначе связано с Египтом.
Может быть, мой вопрос будет банальным и надоевшим, но почему краеведческий музей был создан в виде египетского храма?
Во-первых, если мы обратимся к истории возникновения музеев, то узнаем, что самый первый музей в мире возник в Египте. Чернышев предполагал, что сам музей должен представлять собою хранилище древности. Так родилась мысль сделать хранилищем египетский храм.
Каковы Ваши планы на будущее?
Планов много. Главное – это музеефикация Овсянки и всех мест, связанных с жизнью и творчеством Виктора Петровича Астафьева. После этого – реконструкция Юдинки и открытие там досугового центра «Афонтова гора». Близится 60-летие Победы, к которому тоже нужно будет делать выставки и экспозиции. Поэтому музей живет полнокровной и насыщенной жизнью, откликаясь на все события. Работы у нас – просто море.
Как Вы относитесь к биеннале и Музейной Ночи?
Я отношусь к этому совершенно спокойно, потому что не считаю это музейными мероприятиями. Такие акции проводят только виртуальные музеи, у которых нет ни коллекций, ни экспозиций. Поэтому они и придумывают себе подобные вещи, которые провоцируют людей на какое-то неоднозначное мнение, вызывают эмоции. Не могу сказать, нравится мне это или нет. Я не считаю такие инновации функциями классического музея, а мы – все-таки классика. Это как сравнивать оперу и популярную современную музыку. Вот и получается, что биеннале – это попса, а мы – классика.
А какие у вас функции?
На нас государством возложены функции: «Мы должны учить любить Родину». А у КИЦа - непонятно какие цели.
Расскажите об итогах Вашей работы?
Каждый в начале своего жизненного пути мечтает найти свое место в обществе, жизни, работать с удовольствием. Работа в жизни современного человека занимает около 70 процентов всего времени. Я в этом отношении счастливый человек. Во-первых, потому, что у меня такая замечательная работа. А во-вторых, потому, что есть счастливое чувство удовлетворения от сделанного.
Я сделала и оставила своим потомкам то, что можно потрогать руками. Конечно, здесь «якание» не совсем правильно, потому что без коллектива, который рядом с тобой, сделать это было бы невозможно. Но, тем не менее, стратегию развития музея, пути и методы реализации этой стратегии искала все-таки я. Я горжусь тем, что сейчас на территории Красноярского края есть такой музей, такие филиалы, которые приведены в хороший вид. В них бывать не стыдно, а в некоторых - даже замечательно. Результаты – перед вами, перед посетителями.
А что для Вас самое главное в жизни?
Понимаете, для меня музей – не только смысл жизни, но и образ. Недавно мы сидели с коллегами и анализировали, что за эти почти 25 лет у нас уже дети выросли и даже внуки родились. И мы, смотря на них, поняли, что все дети выросли достойные. Нет ни одного прокола, промаха, и все потому, что наши дети росли в музее. Именно эта атмосфера необыкновенной духовности, порядочности, честности, товарищества, которая существует здесь, именно она и формирует образ жизни.
Что сказать еще? Я человек, который совершенно далек от больших материальных потребностей. Они для меня ничего не значат в жизни – ни одежда, ни украшения, ни машины. Я счастлива тем, что могу обходиться без массы лишних вещей, могу обходиться необходимым. В частности, тем, что в моей жизни есть такое замечательное явление, которое поглотило меня всю – этот Музей.
Беседовала Оксана Семенюк