Традиция ставить ёлку в Сибирь пришла только в конце XIX века. Впервые в Енисейской губернии общественную ёлку для детей из бедных семей организовал глава города Николай Переплетчиков в 1891 году на свои деньги. Тогда на праздник пришло 500 детей. Для них были устроены игры и пение, чаепитие. Потом все смотрели спектакль при освещении бенгальскими огнями. В конце праздника детям раздали подарки, и извозчики всех развезли по домам. Праздник имел такой успех, что с этого времени стал проводиться ежегодно.
В 1858 году в Красноярске в здании Благородного собрания состоялся первый в истории Новогодний бал. Для него были подготовлены большой зал для танцев, помещения для карточных игр и комната для бильярда.
«Петр Иванович Кузнецов любил посещать маскерады и любил маски, угощать чаем, конфетами и шампанским. Однажды его жена Александра Федоровна вздумала испытать мужа, закостюмеровалась и приехала в маскерад, а он, угощая масок, привязывается к ней, как к новой маске, ухаживает, угощает шампанским, она же не пила и была никем не узнана, а на завтра всё выговорила мужу. Кузнецов же жену боялся и очень уважал», — записал современник И. Ф. Парфентьев, связанный с семьей Кузнецовых.
Балы вошли в традицию, участников на них созывали через прессу. Проводились они в театре или в здании Общественного собрания (ул. Перенсона, 20) с 26 декабря и длились почти до конца января. На Новый год программа была расписана буквально по часам.
«После елки КАБАРЭ. Ужин и чай по предварительной записи. В буфете имеется пиво, квас и другие прохладительные напитки», — говорится в программе новогоднего вечера, который в 1922 году устраивал Собор Рабочих Полиграфического Производства.
В начале XX века праздник предваряла Рождественская ярмарка. Проходила она с 20 декабря по 10 января в Красноярске. Ее оборот, по данным краеведов, составлял немалую по тем временам сумму — до 20 тысяч рублей.
В некоторых городах и селах праздник отмечали с Крестным ходом, среди них, с 1758 года, значится Енисейск, сёла Усть-Питское Енисейского уезда и Христорождественское Канского уезда.
А с вечера 24 декабря по 6 января начинались святки с гаданиями и, конечно, ряжеными. «Рядились и мужчины, и женщины, причем устраивали групповые представления. В Сибири в первой половине XIX века святки отмечались, по существу, как светский праздник — «веселье для дев и молодежи...».
При этом только застольями праздник не ограничивался. Как и сегодняшние жители Красноярска, в начале века любили «экстремальные» развлечения — катались с гор. Для этого использовали естественные косогоры или строили специальные высокие горки. Их делали из дерева, посыпали спуск снегом и заливали водой. В качестве «транспорта» использовались санки или замороженные коровьи шкуры.
В 1925 году общественную ёлку в Красноярске ставить запретили, объявив этот обычай «буржуазным», «поповским» и антисоветским. Несмотря на это, Новый год и Рождество продолжали праздновать дома. В итоге запрет продержался недолго и уже в 1937 году новогоднее дерево вернулось — его установили в здании городского цирка. Вокруг ёлки на радость детям бегал маленький трамвайчик, а в фойе детей ждали комната смеха и карусель.
Кроме этого, праздничные новогодние ели были установлены на городском катке, в ДК железнодорожников, Доме учителя и даже в детской больнице. А афиши, расклеенные по всему Красноярску, приглашали взрослое население города посетить театр, где проходил бал-маскарад, которым руководил не рождественский дед, а настоящий Дедушка Мороз.
Новый год — по-прежнему самый долгожданный и общелюбимый праздник у россиян. И главные его приметы — украшенная ёлка, Дед Мороз со Снегурочкой и зимние развлечения — остаются неизменными. А сегодня вы ждете его так же сильно, как в детстве? Расскажите в комментариях.
Интернет-газета Newslab.ru на основе материалов vk.com/historickrasnoyarsk и публикации сотрудника Красноярского краеведческого музея Людмилы Сысоевой с сайта kaleda.ru.