Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
«Проедемся по-новому»: почему в Красноярске подняли плату за проезд в автобусе?

«Проедемся по-новому»: почему в Красноярске подняли плату за проезд в автобусе?

21.01.2022
57

Когда плату за проезд повышали в последний раз?

Цена на проезд в Красноярске не поднималась три года. Последний раз цены на проезд в автобусах поднимался в 2019 году. Тогда перевозчики посчитали, что поездка должна стоить не менее 25-30 рублей, но цену увеличили с 22 до 26 рублей.

В феврале 2020 года подняли стоимость проезда и в электротранспорте — с 19 до 22 рублей. С тех пор поднялись цены и на бензин, и на запчасти, да и в целом уровень цен в магазинах вырос, а проезд все так же стоил 26 рублей. Осенью-зимой ситуация для перевозчиков стала критической, и они обратились в правительство региона с просьбой поднять тариф.

В последний раз стоимость проезда с 22 до 26 рублей поднималась в 2019 году. Сколько всего подорожало за это время?

Основанием для пересмотра тарифов является обращение не менее половины перевозчиков с обоснованиями роста издержек. В 2021 году с такой инициативой обратились 27 из 39 красноярских перевозчиков. Они обслуживают 85 % от всех автобусных маршрутов Красноярска. Также в министерство поступили соответствующие обращения от транспортных предприятий Железногорска.

Как считается тариф?

Когда перевозчики подают обращение о поднятии тарифа, то сообщают о желаемой стоимости. В этот раз перевозчики заявили о необходимости поднять цену проезда от 37 до 50 рублей.

«Эксперты министерства провели многостороннюю работу по оценке необходимости повышения платы за перевозку пассажиров. Мы активно взаимодействовали с краевым профсоюзом работников автомобильного транспорта и другими общественными организациями, чтобы учесть интересы и пассажиров, и перевозчиков. В результате детальной экспертизы представленных перевозчиками документов было принято решение о повышении стоимости проезда. Тарифы установлены на экономически обоснованном уровне в соответствии с действующим законодательством», — прокомментировала это решение министр тарифной политики Красноярского края Марина Пономаренко.

В результате министерство тарифной политики Красноярского края установило новые предельные тарифы — с 1 февраля 2022 года для жителей Красноярска стоимость проезда в городских автобусах составит 32 рубля за одну поездку, для ЗАТО Железногорск — 30 рублей.

Министерство тарифной политики установило ещё несколько предельных тарифов на пассажирские перевозки электротранспортом. С 1 февраля стоимость проезда в трамваях и троллейбусах в краевом центре составит 28 рублей. Столько же, 28 рублей, будет стоить проезд в пригородных электричках.

Зачем поднимать тариф?

В 2021 году перевозчикам было довольно сложно работать при существующем тарифе.

«Главные проблемы возникают у предпринимателей из-за значительного роста цен на топливо и горюче-смазочные материалы, запасные части для автобусов», — отметил начальник отдела министерства тарифной политики Красноярского края Роман Дубровский.

Из-за экономической невыгодности часть перевозчиков просто ушла с рынка. В марте прошлого года закрылись два маршрута — № 20 и № 51. Вместо них запустили маршрут № 21. Появление нового маршрута в мэрии объяснили тем, что 15 апреля истекает срок контракта по обслуживанию автобусного маршрута № 20. Перевозчик заявил, что не сможет принять участие в конкурсе на обслуживание маршрута, так как имеющийся у него подвижной состав не соответствует современным требованиям. По этой же причине контракт не продлят и с маршрутом № 51.

Заместитель руководителя дептранса Игорь Манченко

Еще одна причина, по которой необходимо поднимать тариф, это низкие зарплаты и кадровый голод.

«В этом году дефицит кадров впервые в истории составил 25 %. То есть перевозкам не хватает четверти сотрудников. Подъем платы принесет ожидаемый рост зарплат, а это значит, что в отрасль придут водители, механики, слесари. Если кадровый состав будет укомплектован полностью, на линии смогут выйти дополнительные автобусы», — уверен заместитель руководителя департамента транспорта Красноярска Игорь Манченко.

Льготы сохраняются

Несмотря на рост тарифа, в Красноярске сохранятся все существующие льготы.

К одной из мер социальной поддержки относится льготный проезд в общественном транспорте по социальной карте. Она дает право совершать 36 базовых поездок для взрослых и 40 для школьников. Ежемесячная сумма для пополнения карты в 2022 году составляет 187 рублей, то есть одна поездка обойдется держателю карты около 5 рублей. По данным министерства социальной политики края, почти 500 тыс. жителей региона имеют социальную карту.

Социальную карту могут оформить граждане 22 льготных категорий — ветераны Великой Отечественной войны, ветераны труда, пенсионеры по старости, инвалиды, школьники из многодетных семей и другие. Пенсионеры могут пополнить социальную карту за счет ежемесячных денежных выплат от соцзащиты. Родителям школьников из многодетных семей компенсируются расходы по поп

Кроме того, с октября 2021 года в Красноярске действует безлимитный проездной для расчета во всех видах общественного транспорта. Проездной работает на базе стандартной транспортной карты, ее стоимость — 100 рублей. Цена ежемесячного абонемента — 2100 рублей.

«Проездной позволяет совершать неограниченное количество поездок в течение месяца. Его стоимость с повышением тарифа не изменится»,  добавил заместитель руководителя департамента транспорта Игорь Манченко.

На что пойдут деньги?

По словам заместителя председателя ассоциации перевозчиков края Константина Кнапнугеля, за то время, что не поднимался тариф, в системе общественного транспорта накопилось много проблем. Усугубил ситуацию и пандемийный 2020-й год, когда пассажиров практически не было .а автобусы продолжали ходить.

Материалы по теме

«По сравнению со многими другими городами, в Красноярске работу общественного транспорта можно оценить на твердую „четверку“. Но на рынке есть как крупные игроки, так и поменьше, у которых, соответственно, меньший предел прочности. В первую очередь, мы надеемся, что отстающие перевозчики „подтянутся“ за теми, кто прочно закрепился. Также новый тариф позволит улучшить состояние подвижного состава. Хотя средний возраст автобусов в городе — не старше шести лет, в этом году планируется убрать все автобусы экологического стандарта Евро-3 и ниже», — отметил Константин Кнапнугель.

Также он подчеркнул, что в Красноярске действует единый тариф абсолютно на всех маршрутах, и красноярцы могут пользоваться существующими льготами вне зависимости от того, кто является перевозчиком.

В ассоциации перевозчиков высказали мнение, что индексировать стоимость проезда желательно раз в год. Во-первых, новые цены не будут шоком для пассажиров, и вместо роста более чем на 20 % за раз, цена будет увеличиваться на 7-10 %. А во-вторых, при своевременной индексации проблемы в перевозках можно будет решать своевременно, а не тогда, когда уже наступила критическая стадия.

С 1 февраля красноярцы поедут по новым ценам. Рост тарифа был необходим перевозчикам, так как без него горожане просто лишились бы привычных маршрутов.

Интернет-газета Newslab

Рекомендуем почитать