Когда плату за проезд повышали в последний раз?
Цена на проезд в Красноярске не поднималась три года. Последний раз цены на проезд в автобусах поднимался в 2019 году. Тогда перевозчики посчитали, что поездка должна стоить не менее 25-30 рублей, но цену увеличили с 22 до 26 рублей.
В феврале 2020 года подняли стоимость проезда и в электротранспорте — с 19 до 22 рублей. С тех пор поднялись цены и на бензин, и на запчасти, да и в целом уровень цен в магазинах вырос, а проезд все так же стоил 26 рублей. Осенью-зимой ситуация для перевозчиков стала критической, и они обратились в правительство региона с просьбой поднять тариф.
Основанием для пересмотра тарифов является обращение не менее половины перевозчиков с обоснованиями роста издержек. В 2021 году с такой инициативой обратились 27 из 39 красноярских перевозчиков. Они обслуживают 85 % от всех автобусных маршрутов Красноярска. Также в министерство поступили соответствующие обращения от транспортных предприятий Железногорска.
Как считается тариф?
Когда перевозчики подают обращение о поднятии тарифа, то сообщают о желаемой стоимости. В этот раз перевозчики заявили о необходимости поднять цену проезда от 37 до 50 рублей.
«Эксперты министерства провели многостороннюю работу по оценке необходимости повышения платы за перевозку пассажиров. Мы активно взаимодействовали с краевым профсоюзом работников автомобильного транспорта и другими общественными организациями, чтобы учесть интересы и пассажиров, и перевозчиков. В результате детальной экспертизы представленных перевозчиками документов было принято решение о повышении стоимости проезда. Тарифы установлены на экономически обоснованном уровне в соответствии с действующим законодательством», — прокомментировала это решение министр тарифной политики Красноярского края Марина Пономаренко.
В результате министерство тарифной политики Красноярского края установило новые предельные тарифы — с 1 февраля 2022 года для жителей Красноярска стоимость проезда в городских автобусах составит 32 рубля за одну поездку, для ЗАТО Железногорск — 30 рублей.
Зачем поднимать тариф?
В 2021 году перевозчикам было довольно сложно работать при существующем тарифе.
«Главные проблемы возникают у предпринимателей из-за значительного роста цен на топливо и горюче-смазочные материалы, запасные части для автобусов», — отметил начальник отдела министерства тарифной политики Красноярского края Роман Дубровский.
Из-за экономической невыгодности часть перевозчиков просто ушла с рынка. В марте прошлого года закрылись два маршрута — № 20 и № 51. Вместо них запустили маршрут № 21. Появление нового маршрута в мэрии объяснили тем, что 15 апреля истекает срок контракта по обслуживанию автобусного маршрута № 20. Перевозчик заявил, что не сможет принять участие в конкурсе на обслуживание маршрута, так как имеющийся у него подвижной состав не соответствует современным требованиям. По этой же причине контракт не продлят и с маршрутом № 51.
Еще одна причина, по которой необходимо поднимать тариф, это низкие зарплаты и кадровый голод.
«В этом году дефицит кадров впервые в истории составил 25 %. То есть перевозкам не хватает четверти сотрудников. Подъем платы принесет ожидаемый рост зарплат, а это значит, что в отрасль придут водители, механики, слесари. Если кадровый состав будет укомплектован полностью, на линии смогут выйти дополнительные автобусы», — уверен заместитель руководителя департамента транспорта Красноярска Игорь Манченко.
Льготы сохраняются
Несмотря на рост тарифа, в Красноярске сохранятся все существующие льготы.
К одной из мер социальной поддержки относится льготный проезд в общественном транспорте по социальной карте. Она дает право совершать 36 базовых поездок для взрослых и 40 для школьников. Ежемесячная сумма для пополнения карты в 2022 году составляет 187 рублей, то есть одна поездка обойдется держателю карты около 5 рублей. По данным министерства социальной политики края, почти 500 тыс. жителей региона имеют социальную карту.
Социальную карту могут оформить граждане 22 льготных категорий — ветераны Великой Отечественной войны, ветераны труда, пенсионеры по старости, инвалиды, школьники из многодетных семей и другие. Пенсионеры могут пополнить социальную карту за счет ежемесячных денежных выплат от соцзащиты. Родителям школьников из многодетных семей компенсируются расходы по поп
Кроме того, с октября 2021 года в Красноярске действует безлимитный проездной для расчета во всех видах общественного транспорта. Проездной работает на базе стандартной транспортной карты, ее стоимость — 100 рублей. Цена ежемесячного абонемента — 2100 рублей.
«Проездной позволяет совершать неограниченное количество поездок в течение месяца. Его стоимость с повышением тарифа не изменится», — добавил заместитель руководителя департамента транспорта Игорь Манченко.
На что пойдут деньги?
По словам заместителя председателя ассоциации перевозчиков края Константина Кнапнугеля, за то время, что не поднимался тариф, в системе общественного транспорта накопилось много проблем. Усугубил ситуацию и пандемийный 2020-й год, когда пассажиров практически не было .а автобусы продолжали ходить.
«По сравнению со многими другими городами, в Красноярске работу общественного транспорта можно оценить на твердую „четверку“. Но на рынке есть как крупные игроки, так и поменьше, у которых, соответственно, меньший предел прочности. В первую очередь, мы надеемся, что отстающие перевозчики „подтянутся“ за теми, кто прочно закрепился. Также новый тариф позволит улучшить состояние подвижного состава. Хотя средний возраст автобусов в городе — не старше шести лет, в этом году планируется убрать все автобусы экологического стандарта Евро-3 и ниже», — отметил Константин Кнапнугель.
Также он подчеркнул, что в Красноярске действует единый тариф абсолютно на всех маршрутах, и красноярцы могут пользоваться существующими льготами вне зависимости от того, кто является перевозчиком.
В ассоциации перевозчиков высказали мнение, что индексировать стоимость проезда желательно раз в год. Во-первых, новые цены не будут шоком для пассажиров, и вместо роста более чем на 20 % за раз, цена будет увеличиваться на 7-10 %. А во-вторых, при своевременной индексации проблемы в перевозках можно будет решать своевременно, а не тогда, когда уже наступила критическая стадия.
С 1 февраля красноярцы поедут по новым ценам. Рост тарифа был необходим перевозчикам, так как без него горожане просто лишились бы привычных маршрутов.
Интернет-газета Newslab