Карьер «под боком»
Жители Бархатово узнали о том, что возле их поселка собираются строить карьер, еще в 2017 году. По их словам, тогда им сказали, что геологоразведка еще ведется, а как только станут известны ее результаты, проведут публичные слушания и спросят местных — стоит ли рыть карьер или нет. Но в конце 2021 года Бархатово поставили перед фактом — карьеру быть: вот лицензия, вот планы, вот хозяин.
Новый владелец карьера — Юрий Башкиров, директор ООО «Карьер «Правобережный». Это для него не первое место добычи, разработкой он занимается очень давно. Он лично приехал на встречу с жителями и попытался объяснить свою точку зрения.
«Мое предприятие вам давно известно, оно работает более 60 лет, из материалов, которое оно производит, строили еще красноярскую ГЭС. За всё это время претензий к предприятию не было ни разу, нам ни разу не выписывали предписания о приостановке работы, можно сказать, что наш коллектив умеет работать, со всей ответственностью относится к предъявляемым требованиям», — начал диалог с жителями Юрий Башкиров.
Почему именно это место и почему нужен именно этот щебень? По словам Юрия Башкирова, щебень из изверженных пород намного прочнее, чем тот, что есть, например, в Березовке. Те щебни, которые делаются из булыжников — не могут применяться в производстве мощных бетонов, верхних слоях асфальта. Последние годы этот щебень возят из Хакасии, тратя деньги на перевозку. Из-за этого в крае кубометр асфальта выходит значительно дороже, как и кубометр бетона.
Вот вам крест!
У жителей к новому карьера пока вопросов больше, чем ответов. Ряд перспектив мягко, говоря, их пугает. Например, тот факт, что с карьера к трассе будут ездить грузовики, что по всему поселку понесется пыль, и что лес, который прикрывает Бархатово, будет уничтожен.
На пути пролегания карьера попался и крест, который важен для многих жителей.
«Несмотря на то, что лицензионное соглашение захватывало и этот крест, и лысую гору. на которой он расположен, мы отступили от него и не стали разведывать на этом участке. На балансе запасы на этом участке не стоят. Если принципиально, мы можем урезать лицензию дополнительным протоколом. В таком случае я не буду отвечать за этот участок. И при составлении проекта мы это учли и от этого участка отказались», — попытался успокоить жителей Юрий Башкиров.
Есть у него ответы и на другие претензии жителей.
«Мы заехали на гору и проверили, что там и как. Если там будет работать экскаватор, мы его не услышим. Далее: это не песок, который перемалывается в муку и летит, как пыль. Здесь она будет крупная - оседает в пределах 50-80 метров. При сильном ветре — 100 метров. Говорят, что будут слышны взрывы и разброс камней. На Торгашинском месторождении порода разлетается в радиусе 50 метров , но это крупные взрывы и добыча в пределах 5-7 миллионов кубов в год. Здесь добыча будут в пределах 300-400 тысяч кубов в год. Что касается дорог, то в день будет проезжать около 50 груженых машин по дорогам, и только по тем, которые разрешены законом для такого веса», — сказал Башкиров.
По закону писаному или человеческому?
Процедура получения лицензии по карьеру была проведена абсолютно легально и законно. Собственник имеет на руках все разрешительные документы и результаты проверок. Это подтвердил и присутствовавший на встрече министр экологии края Павел Борзых.
«После коллективного обращения мы провели проверку выдачи лицензии на разработку территории, где предполагается добыча камня. В 2016 году мы предварительно согласовали и прошли всю процедуру, потом согласующими органами было и министерство обороны, и департамент по недропользованию. После согласования лицензия была выдана. В настоящий момент все лицензионные соглашения выполняются в полном объеме. Мы пока не видим оснований, чтобы их не выполнять», — отметил на встрече министр.
«Вопрос о строительстве карьера велся с 2017 года. Нам говорили, что это обсудят с жителями поселка. Почему нельзя было провести публичные слушания? Второй вопрос — это машины: 50 машин в день — это по две ходки туда и обратно, это сто раз будут проезжать. В Киндяково, например, нет тротуаров, там происходит очень много несчастных случаев, там ходят дети по обочинам дорог, а теперь будут ходить грузовики. Сто машин — это достаточно много. Если бы вы сказали, что будет дополнительная дорога в объезд, вопросов таких бы не было. Все очень обеспокоены, потому что нарушится экология. Участки очень большие — 29 гектаров. Там есть кедрач, там птицы, животные. Почему этот карьер почти в селе Бархатово, всего в 800 метрах?», — отметила жительница Бархатово Людмила Ловилкина.
Жители жалуются на то, что их просто поставили перед фактом.
«Мы защищаем свои права, нас — 3,5 тысячи жителей местных поселков — просто не приняли во внимание. Вы говорите, что дорога в Бархатово не будет затронута. Да, не будет. А Киндяково? А новый район „Гольфстрим“? Через эти населенные пункты будут проходить машины», — сказали жители на собрании.
Директор ООО «Карьер „Правобережный“» Юрий Башкиров заключил, что зона будущего карьера не является зеленой зоной Красноярска и с опять же с точки зрения законодательства нарушений нет, а значит и причин отказываться от карьера — нет.
«Сегодня законов, которые предписывают, как работать и как добывать камень — их много. Мы со своей стороны все делали по закону. Все структуры нас проверяют ежемесячно. Закон будет исполняться на карьере. А если не будет — меня закроют», — сказал он.
Десятки миллионов инвестиций
Заинтересованность в появлении карьера есть и у администрации сельсовета. Еще бы — ежегодно на развитие дорог на весь Березовский район (а это пять сельсоветов) выделяют 12 миллионов рублей, на развитие ЖКХ — 3-4 миллиона. Если же на территории появится инвестор, то район сможет войти в программу «Комплексное территориальное развитие Красноярского края», для которой уже подготовлен муниципальный комплексный проект. В случае его утверждения муниципалитет получит деньги на ремонт инфраструктуры уже в этом году, а это 73 миллиона рублей. Деньги можно будет направить и на ремонт, и на благоустройство, и на многое другое. Но для этого нужны частные инвестиции, стабильная работа малых и средних предприятий.
«После появления карьера в деньгах уже не будет смысла, потому что вся экосистема здесь будет нарушена. Сельское хозяйство не будет работать, курица не будет нестись, это наше основное производство (в Бархатово находится одна из крупнейших птицефабрик — прим. Newslab). Эти горы — они многовековые, их тронуть — неизвестно какие последствия будут. И жизнь пяти поселков будет нарушена, конечно, по закону», — высказала мнение местная жительница.
Об этом же жителям говорят и депутаты Законодательного Собрания.
«Конечно, никому не хочется, чтобы возле его дома было промышленное предприятие. Но если мы хотим, чтобы район развивался, чтобы экономика развивалась, мы должны допускать эту работу. Мы совместно с депутатами и прокуратурой искали в выданной Башкирову лицензии изъяны и рассматривали ее с правовой точки зрения. Лицензия выдана законно, абсолютно никаких поводов для отзыва нет. Поэтому жителям теперь нужно определиться, чего они хотят и договориться о совместном существовании с предприятием, о сотрудничестве, а не о вражде», — заключил Александр Новиков.
Появление карьера в поселке Бархатово — уже решенный вопрос. Сумеют ли жители свыкнуться с новым предприятием или же поселок придет в упадок, пока говорить рано. Собственник планирует, что разработка здесь будет идти минимум 15-20 лет.
Валя Котляр специально для интернет-газеты Newslab,
фотографии Алины Ковригиной