Первые сообщения...
Первые сообщения о «китайской пневмонии» появились в конце января 2020 года. К тому времени количество тех, кто столкнулся с этой заразой в мире было ничтожными — 324 человека заразились, 9 погибли. Локализация заболевания ограничивалась городом Ухань в центральной части Китая.
В качестве защитных мер красноярский аэропорт тогда ввел обязательную термометрию у приезжающих, но министр здравоохранения края заверял, что «поводов для паники нет». При этом с 28 января Российский союз туриндустрии официально закрыл въезд организованных туристских групп из Китая, а уже в феврале Россия полностью запретила въезд граждан Китая в страну.
Всей серьезности нового вируса тогда не понимали даже ученые. Они утверждали, что коронавирус малозаразен.
«В России в любом случае не случится эпидемии, если вирус останется в нынешнем состоянии и не мутирует», — уверял заведующий кафедрой инфекционных болезней Российского национального исследовательского медицинского университета имени Пирогова Владимир Никифоров.
...и первые больные
В России первые заболевшие появились 31 января 2020 года — это были два гражданина Китая. Их сразу госпитализировали, но остановить распространение болезни это не помогло.
Роспотребнадзор дал рекомендации по защите от нового вируса — исключить контакты с больными, укрепление иммунитета, мытье рук и ношение защитных масок. Кто бы тогда знал, что этот предмет останется с нами на долгие два года. Красноярцы сразу кинулись скупать медицинские маски, которые обычно свободно лежали во всех аптеках, что сразу же привело к дефициту. Появились и случая спекуляции — цены на маски завышали.
Количество заболевших в мире нарастало, как волна, поэтому Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) дала уже другой прогноз — коронавирусом переболеет каждый третий житель планеты Земля.
10 марта в Красноярском крае на карантине по подозрению на коронавирус находилось 228 человек. А первого больного крае нашли 16 марта. Мужчина прилетел из Австрии с пересадкой в Москве. Тогда в Красноярске делали только предварительные анализы, а подтверждения приходилось ждать несколько дней — тест делали в Новосибирске. Болезнь у него протекала в легкой форме, потом он даже записал обращение к красноярцам с пожеланием не бояться врачей и доверять спецслужбам.
Главной инфекционной больницей для больных коронавирусом стала красноярская БСМП. Первую смену врачей боялись отпускать домой, поэтому 85 человек на месяц закрыли в отделении вместе с больными. Красноярцы пытались поддержать врачей, как могли — они собрали деньги на покупку хорошей кофеварки в «красную зону», оплачивали доставку для них из городских кафе и ресторанов.
Что делали власти?
Как бороться с неизвестной заразой, распространяющейся со скоростью лесного пожара, было совершенно непонятно. В городе начали проводить дезинфекцию общественного транспорта, подъездов жилых домов и организаций, а в храмах ввели одноразовые стаканчики и начали обеззараживать иконы.
Для того, чтобы сократить контакты людей, школы приостановили программы дополнительного образования, часть из них перешли на дистанционный формат обучения. Тогда еще никто не мог предположить, что дистанционка плотно войдет в нашу жизнь.
25 марта случилось то, что раньше казалось совершенно невозможным — президент страны Владимир Путин объявил неделю с 28 марта по 6 апреля нерабочей. Бизнесу он пообещал поддержку и отсрочку по налогам, обычным людям упростили получение льгот и предоставили «кредитные каникулы».
Но неделей все не закончилось. Коронавирус лишил красноярцев развлечений, кафе, работы, отпуска, планов. Кроме того были отменены или переведены в дистанционный формат все праздничные мероприятия.
Люди при этом бунтовали из-за нерасторопности сотрудников Роспотребнадзора при проверке самолетов, которые один за одним шли из туристических мест, сбегали из карантина и устраивали войны в автобусах. А представители бизнеса начали говорить о возможном банкротстве.
Раз плато, два плато...
Только к декабрю 2020 года Красноярскому краю удалось «выйти на плато» — распространение коронавируса замедлилось, существенных колебаний суточного прироста не было. Тогда ежедневно заболевало около 300 человек. Но облегчения это не принесло, потому что на это самое плато всем пришлось «карабкаться» еще пять раз.
Еще одной вехой, после которой жителям Красноярского края и других регионов России обещали видимые изменения, было появление вакцины. О первых успешных испытаниях отечественного препарата сообщили еще в мае 2020, а первую ее партию привезли в Красноярск уже в сентябре.
Сначала ее получали врачи, но постепенно она стала обязательной почти для всех. Несмотря на существующие ограничения, прививку поставил себе и губернатор Красноярского края Александр Усс. «Реклама» действовала не очень хорошо, люди все еще боялись «непроверенных» вакцин и отказывались ставить прививки.
«Дельта», «омикрон» и QR-коды
В первые месяцы появления в нашей жизни ковида все волновались и следили за новостями, но потом люди успокоились. Ежедневная сводка с сотнями, а потом и тысячами заболевших стала восприниматься как обыденность. Появление «дельт» и «омикронов», которые были все более заразными тоже уже не пугало.
Больше проблем, судя по разговорам в соцсетях и на улицах, доставляла необходимость предъявления при входе в крупные магазины и на мероприятия QR-кода. Получить его можно только после вакцинации или перенесенной болезни.
В начале февраля текущего 2022 года врачи отметили, что, несмотря на резкое увеличение количества ковидных больных, в стационарном лечении нуждается значительно меньше людей. Из-за этого в регионах начали отменять обязательную ранее изоляцию тех, кто контактировал с больными.
К середине месяца глава минздрава сообщил о достижении «пика пятой волны», а 1 марта, перед началом экономического форума, были отменены почти все ранее действовавшие ограничения — QR-коды, запрет на посещение детьми торговых центров, неполную загрузку концертных и спортивных площадок и другие. А в 15 марта ушли в прошлое и маски.
Коронавирус еще окончательно не побежден, возможны новые штаммы, но пока все идет к тому, что он станет еще одним привычным сезонным заболеванием, как грипп и простуда. За эти два года весь мир пережил совершенно новый опыт, выводы из которого еще предстоит всем нам сделать. А пока, учитесь снова улыбаться, ведь под маской этого не было видно!
Интернет-газета Newslab