«Музейная ночь — большой фестиваль, объединяющий перформативное искусство, музыку, театр и коммуникацию, — поясняют в соцсетях музейного центра „Площадь Мира“. — На всех пяти этажах музея одновременно в течение шести часов слушают музыку, проводят экскурсии, смотрят спектакли, участвуют в перформансах, акциях, событиях, а также рассматривают выставки». И в этом году красноярцам предстояло вновь окунуться в современное искусство.
И программа, на первый взгляд, была предложена красноярцам неплохая — экскурсии с закрытыми глазами (гидом выступали и электрик, и директор музея), коллажный воркшоп, кружки набросков, несколько перформансов — как танцевальных, так и поэтических, видеоарты, подкасты, показы фильмов и арт-аукционы и, на сладкое — концерт модного хип-хоп исполнителя Антохи MC и легендарный спектакль. В итоге красноярцы выстроились в километровые пробки, дотянувшиеся аж до набережной Енисея.
Мне повезло — получив заветную журналистскую аккредитацию, я протиснулась с коллегами в музейный центр, потратив на это всего пару минут, что явно не понравилось тем, кто стоял в огромнейших очередях. И если сначала такие толпы красноярцев лишь удивляли, то по прошествии некоторого времени в самом музее они начали пугать — людей было настолько много, что ничего из того, что происходило на Музейной ночи, разобрать было просто невозможно.
Куда бы ты ни отправился — а у меня была собственная обязательная программа — всё, что ты мог увидеть, — это огромное количество людей. Первой локацией под грифом «обязательно посетить» в моем списке был перформанс танцевальной группы Evolvers — на мой взгляд, это один из сильнейших танцевальных коллективов Красноярска. Мы прибыли загодя, отсчитав минут 15 до начала выступления, отправились на его поиски и попросту потерялись.
Обошли все светлые залы несколько раз, встретили десятки знакомых лиц, со всеми поздоровались — и попросту не отыскали места, где должен был танцевать любимый коллектив. Даже звуков музыки не услышали, потому что бесконечный поток людей и их разговоров вытеснял даже собственные мысли.
Перформанса «Внутри», обещанного организаторами, мы так и не увидели — поэтому делимся выступлением группы Evolvers на шоу «Танцуют все» в записи на телеканале. Кстати, финал программы, где красноярский коллектив взял почетную бронзу, запомнился многим — поскольку один из танцоров сделал предложение своей возлюбленной на глазах у всей России. Очень хотелось увидеть новобрачных в стенах музейного центра, но не вышло.
Следующая остановка из обязательных на «Музейке» — конечно же, концерт Антохи МС. В ноябре прошлого года стало известно, что продюсер забрал у Антона Кузнецова (настоящее имя исполнителя, — прим. Newslab) сценическое имя и весь репертуар. Скандал облетел пользователей сети — выяснилось, что псевдоним, как и творчество артиста принадлежат продюсеру по условиям договора до 2028 года. История выдалась запутанная и сложная; сам Антоха МС в интервью нескольким изданиям сообщил, что испытывает финансовые и моральные трудности из-за возникшего с продюсером конфликта.
Выступление Антохи МС хотелось посетить и поддержать музыканта — и красноярцы отправились на выручку любимому исполнителю, заполонив весь четвертый этаж музейного комплекса. Чтобы увидеть своими глазами артиста, нужно было либо прийти за час (а лучше за два!) до его выступления и «забить» себе местечко, или — довольствоваться звуками и маленькими экранчиками смартфонов впереди стоящих людей, которые снимали концерт.
Пробиться сквозь толпы фанатов творчества Антохи МС мне не удалось, и в таком душном и заполненном людьми пространстве о танцах под любимые треки не шло даже речи. Люди сновали туда-сюда в попытках ухватить хотя бы «кусочек» артиста, который выступал на маленькой сцене зала «Полиэкран»; кто-то, оставив затею увидеть музыканта, находил себе место на лестницах и любых свободных уголках четвертого этажа, прислушиваясь к знакомым звукам.
Музейный комплекс был настолько «забит» людьми, что казалось, будто выражение «яблоку негде упасть» придумали специально для концерта Антохи МС в Красноярске.
«Я еще ни разу в своей жизни не видел столько народу. Меня иногда „сносит“ потоком — когда люди пытаются пройти, меня „захватывает“ с ними. Думаю, что дело в исполнителе — оказывается, Антоха МС настолько популярен. Я прошел через служебный вход в семь вечера вместе с ним, но я тогда не знал, что это он, просто подумал, что какой-то парень прошел мимо», — рассказал мне Лев, волонтер «Музейной ночи».
Однако самое страшное творилось за стенами музейного комплекса «Площадь мира» — выяснилось, что огромное количество людей простояли в очереди несколько часов, так и не попав на выступление любимого артиста. Конечно же, такое стечение обстоятельств вызвало целый шквал критики — и комментарии на страницах музейного комплекса в соцсетях тому подтверждение.
Я решила узнать, есть ли у организаторов Музейной ночи информация о том, сколько же человек прибыли в музей на этот раз, и является ли такое количество любителей искусства среди красноярцев беспрецедентным. Выяснилось, что самая нашумевшая «Музейка» случилась в 2002 году — тогда помещения «КИЦа» оккупировали порядка 7 000 красноярцев.
«Не последнюю роль в очередях, выстроившихся перед музейным центром, сыграла, на мой взгляд, пандемия — два года мы были лишены крупных культурных мероприятий, и Музейная ночь проходила в это время не в классическом формате. Вероятно, люди соскучились по большим событиям. Я думаю, что хедлайнер — Антоха МС — конечно же, привлек молодую аудиторию, но остальные площадки музея точно не пустовали. На Музейную ночь собралось около 5 000 красноярцев, однако цифры будут уточняться. Феноменальное количество участников Ночи — 7 000 человек — было зафиксировано в 2002 году, тогда никто не мог предположить, что придет столько красноярцев. В этот раз мы контролировали процесс, и к концу недели у нас было продано кололо 3 000 билетов. Но основной поток пришелся на последний момент», — рассказала Анастасия Безвершук, со-куратор Музейной ночи.
В моей обязательной программе Музейной ночи третьим важнейшим событием значился моноспектакль «Театра на крыше» под названием «Моя Psyche» — услышав несколько одобрительных рекомендаций со стороны знакомых, очень хотелось увидеть, что же предлагает красноярцам нашумевший проект «летнего театра», который начался «не с вешалки, а с крыши». Побывать на выступлениях театрального проекта за все 10 лет его существования мне так и не удалось, поэтому было решено испытать удачу на «Музейке». Но и тут меня поджидали проблемы.
Из-за огромного количества людей, которые постоянно двигались из одной точки музея в другую, заполняя собой всё пространство, под конец вечера мне стало дурно. Искусство во всех своих проявлениях попросту «исчезло» — я перестала понимать, что происходит вокруг, хотелось только поскорее сбежать. Когда из-за духоты и лавины звуков мне физически стало тяжело находиться на «Музейке», мы спустились на первый этаж и вызвали такси, не решившись снова подниматься на выступление театра. Но позже «ухватили» несколько фотографий и отзывов красноярцев о нашумевшем моноспектакле.
Вот отзывы, которые мне удалось заполучить от тех, кто всё же попал на «Мою Психею».
«Спектакль от Театра на крыше выдался крутым, но я не смог вникнуть в постановку, как нужно, потому что в такой духоте, тесноте и режиме „полустоя-полусидя“ улавливать смыслы было непросто», — поделился Игорь.
«Сначала мы с девушкой пошли на Антоху MC и каким-то чудом протиснулись за угол рядом со сценой, — рассказал Роман. — Глядя на толпу, которая заняла каждый сантиметр зала, мы начали подозревать, что на „Мою Психею“ будет такой же аншлаг, поэтому после концерта Антохи не стали уходить, а заняли места и час ждали спектакля — оказалось, народу пришло почти столько же. Оценивать театральные постановки — это, на мой взгляд, полная вкусовщина, но я смотрел „Психею“ уже второй раз, девушка — впервые, и нам очень понравилось. В моноспектакле нет ничего заумного или шокирующего, так что ретироваться с него решили только человек пять, остальные досидели до конца. Актриса в тяжелых ботинках и плаще а-ля шинель рассказывает про любовь между людьми и богами, о зависти к красоте и настоящих женщинах, и пытается найти смысл своего существования. Получается весело, задорно и местами слегка драматично. Зрители по итогу аплодировали стоя, и я уверен, что так всегда случается с этим спектаклем».
Пока мы ждали такси, находясь на платформе, где издавна следят за порядком грозные скульптуры Ленина и его компании — случайно оказались на арт-аукционе. «Была не была, хотя бы работу какого-нибудь крутого красноярского художника отыщу», — пронеслось в моей голове, но и здесь поджидала засада.
Дело в том, что аукцион «организовался» непростой — и вместо обычной процедуры, когда ты борешься за право обладать работой поднятием руки или специального предмета, нужно было кидать плюшевые кости на стоимость картины. Я и так чувствовала себя «потерянной», а здесь и вовсе не смогла понять, что нужно сделать, чтобы купить картину или небольшой арт-объект.
«Я не ожидала простоять в очереди два часа, и главная причина, почему мы не ушли из этой очереди — было уже грустно и жалко потраченного времени. „Музейка“ — это будто бы важная культурная „ачивка“ в жизни города, от которой ты ничего не ожидаешь — и в этом вся ее прелесть. За творчеством Антохи МС я не слежу, мы попытались послушать часть его выступления — убедились, что такой музыкант существует, но не совсем поняли, почему он выступал именно в этом зале, поскольку это было крайне неудобно для всех. Прошлись по „историческому этажу“ ленинианы, побывали как всегда в „Зале Афганистана“. Всё то, что было нам интересно, прошло вначале, я хотела посмотреть перформансы, но мы на них опоздали», — рассказала красноярка Дарья.
Музейная ночь «Ностальгия по будущему» состоялась и произвела настоящий фурор — как на «пятачке» перед музеем из-за огромной очереди красноярцев, желающих попасть на событие, так и в соцсетях, где горожане выкладывали свои фото и видео с площадок «Музейки». Я — как человек, который объездил десятки музеев по всей России, искренне уважаю комплекс «Площадь мира» за новаторство и внимание к деталям, но в этот раз поход обернулся плохим самочувствием и желанием изолироваться на некоторое время от людей, чтобы восстановиться морально и физически.
Вопросов к организаторам возникло множество, но, с другой стороны, приятно, когда культурные события в Красноярске собирают такой аншлаг — не часто увидишь, чтобы в музей ломилось столько людей. А вы побывали на Музейной ночи? Или сознательно не пошли? Расскажите в комментариях.
Анастасия Гнедчик специально для Newslab