Главная
>
Статьи
>
Культура
>
«Всё, что там увидела — это толпы людей»: почему я сбежала со скандальной Музейной ночи-2022

«Всё, что там увидела — это толпы людей»: почему я сбежала со скандальной Музейной ночи-2022

18.04.2022
6
«Музейка» в этот раз собрала порядка 5000 красноярцев

«Музейная ночь — большой фестиваль, объединяющий перформативное искусство, музыку, театр и коммуникацию, — поясняют в соцсетях музейного центра „Площадь Мира“. — На всех пяти этажах музея одновременно в течение шести часов слушают музыку, проводят экскурсии, смотрят спектакли, участвуют в перформансах, акциях, событиях, а также рассматривают выставки». И в этом году красноярцам предстояло вновь окунуться в современное искусство.

И программа, на первый взгляд, была предложена красноярцам неплохая — экскурсии с закрытыми глазами (гидом выступали и электрик, и директор музея), коллажный воркшоп, кружки набросков, несколько перформансов — как танцевальных, так и поэтических, видеоарты, подкасты, показы фильмов и арт-аукционы и, на сладкое — концерт модного хип-хоп исполнителя Антохи MC и легендарный спектакль. В итоге красноярцы выстроились в километровые пробки, дотянувшиеся аж до набережной Енисея.

Мне повезло — получив заветную журналистскую аккредитацию, я протиснулась с коллегами в музейный центр, потратив на это всего пару минут, что явно не понравилось тем, кто стоял в огромнейших очередях. И если сначала такие толпы красноярцев лишь удивляли, то по прошествии некоторого времени в самом музее они начали пугать — людей было настолько много, что ничего из того, что происходило на Музейной ночи, разобрать было просто невозможно.

Всего лишь толпы красноярцев в гардеробной музейного центра

Куда бы ты ни отправился — а у меня была собственная обязательная программа — всё, что ты мог увидеть, — это огромное количество людей. Первой локацией под грифом «обязательно посетить» в моем списке был перформанс танцевальной группы Evolvers — на мой взгляд, это один из сильнейших танцевальных коллективов Красноярска. Мы прибыли загодя, отсчитав минут 15 до начала выступления, отправились на его поиски и попросту потерялись.

Обошли все светлые залы несколько раз, встретили десятки знакомых лиц, со всеми поздоровались — и попросту не отыскали места, где должен был танцевать любимый коллектив. Даже звуков музыки не услышали, потому что бесконечный поток людей и их разговоров вытеснял даже собственные мысли.

Перформанса «Внутри», обещанного организаторами, мы так и не увидели — поэтому делимся выступлением группы Evolvers на шоу «Танцуют все» в записи на телеканале. Кстати, финал программы, где красноярский коллектив взял почетную бронзу, запомнился многим — поскольку один из танцоров сделал предложение своей возлюбленной на глазах у всей России. Очень хотелось увидеть новобрачных в стенах музейного центра, но не вышло.

Следующая остановка из обязательных на «Музейке» — конечно же, концерт Антохи МС. В ноябре прошлого года стало известно, что продюсер забрал у Антона Кузнецова (настоящее имя исполнителя, — прим. Newslab) сценическое имя и весь репертуар. Скандал облетел пользователей сети — выяснилось, что псевдоним, как и творчество артиста принадлежат продюсеру по условиям договора до 2028 года. История выдалась запутанная и сложная; сам Антоха МС в интервью нескольким изданиям сообщил, что испытывает финансовые и моральные трудности из-за возникшего с продюсером конфликта.

Выступление Антохи МС хотелось посетить и поддержать музыканта — и красноярцы отправились на выручку любимому исполнителю, заполонив весь четвертый этаж музейного комплекса. Чтобы увидеть своими глазами артиста, нужно было либо прийти за час (а лучше за два!) до его выступления и «забить» себе местечко, или — довольствоваться звуками и маленькими экранчиками смартфонов впереди стоящих людей, которые снимали концерт.

Пробиться сквозь толпы фанатов творчества Антохи МС мне не удалось, и в таком душном и заполненном людьми пространстве о танцах под любимые треки не шло даже речи. Люди сновали туда-сюда в попытках ухватить хотя бы «кусочек» артиста, который выступал на маленькой сцене зала «Полиэкран»; кто-то, оставив затею увидеть музыканта, находил себе место на лестницах и любых свободных уголках четвертого этажа, прислушиваясь к знакомым звукам.

Крохотная частичка выступления Антохи МС в Красноярске

Видео: Newslab.ru

Музейный комплекс был настолько «забит» людьми, что казалось, будто выражение «яблоку негде упасть» придумали специально для концерта Антохи МС в Красноярске.

«Я еще ни разу в своей жизни не видел столько народу. Меня иногда „сносит“ потоком — когда люди пытаются пройти, меня „захватывает“ с ними. Думаю, что дело в исполнителе — оказывается, Антоха МС настолько популярен. Я прошел через служебный вход в семь вечера вместе с ним, но я тогда не знал, что это он, просто подумал, что какой-то парень прошел мимо», — рассказал мне Лев, волонтер «Музейной ночи».

Когда силы, чтобы высмотреть на сцене Антоху МС красноярцев покинули, им пришлось оккупировать все свободные места для того, чтобы немного отдохнуть

Однако самое страшное творилось за стенами музейного комплекса «Площадь мира» — выяснилось, что огромное количество людей простояли в очереди несколько часов, так и не попав на выступление любимого артиста. Конечно же, такое стечение обстоятельств вызвало целый шквал критики — и комментарии на страницах музейного комплекса в соцсетях тому подтверждение.

Я решила узнать, есть ли у организаторов Музейной ночи информация о том, сколько же человек прибыли в музей на этот раз, и является ли такое количество любителей искусства среди красноярцев беспрецедентным. Выяснилось, что самая нашумевшая «Музейка» случилась в 2002 году — тогда помещения «КИЦа» оккупировали порядка 7 000 красноярцев.

«Не последнюю роль в очередях, выстроившихся перед музейным центром, сыграла, на мой взгляд, пандемия — два года мы были лишены крупных культурных мероприятий, и Музейная ночь проходила в это время не в классическом формате. Вероятно, люди соскучились по большим событиям. Я думаю, что хедлайнер — Антоха МС — конечно же, привлек молодую аудиторию, но остальные площадки музея точно не пустовали. На Музейную ночь собралось около 5 000 красноярцев, однако цифры будут уточняться. Феноменальное количество участников Ночи — 7 000 человек — было зафиксировано в 2002 году, тогда никто не мог предположить, что придет столько красноярцев. В этот раз мы контролировали процесс, и к концу недели у нас было продано кололо 3 000 билетов. Но основной поток пришелся на последний момент», — рассказала Анастасия Безвершук, со-куратор Музейной ночи.

«Я думаю, что на Пушкинскую карту пришлась треть или даже половина всех проданных билетов. У людей 14-22 лет есть возможность ходить на культурные мероприятия и покупать на них билеты с помощью такой карты с депозитом от государства в 5 000 рублей. И в последнее время молодежь активно ей пользуется», — подытожила Анастасия Безвершук, со-куратор Музейной ночи.

В моей обязательной программе Музейной ночи третьим важнейшим событием значился моноспектакль «Театра на крыше» под названием «Моя Psyche» — услышав несколько одобрительных рекомендаций со стороны знакомых, очень хотелось увидеть, что же предлагает красноярцам нашумевший проект «летнего театра», который начался «не с вешалки, а с крыши». Побывать на выступлениях театрального проекта за все 10 лет его существования мне так и не удалось, поэтому было решено испытать удачу на «Музейке». Но и тут меня поджидали проблемы.

Из-за огромного количества людей, которые постоянно двигались из одной точки музея в другую, заполняя собой всё пространство, под конец вечера мне стало дурно. Искусство во всех своих проявлениях попросту «исчезло» — я перестала понимать, что происходит вокруг, хотелось только поскорее сбежать. Когда из-за духоты и лавины звуков мне физически стало тяжело находиться на «Музейке», мы спустились на первый этаж и вызвали такси, не решившись снова подниматься на выступление театра. Но позже «ухватили» несколько фотографий и отзывов красноярцев о нашумевшем моноспектакле.

Вот отзывы, которые мне удалось заполучить от тех, кто всё же попал на «Мою Психею».

«Спектакль от Театра на крыше выдался крутым, но я не смог вникнуть в постановку, как нужно, потому что в такой духоте, тесноте и режиме „полустоя-полусидя“ улавливать смыслы было непросто», — поделился Игорь.

«Сначала мы с девушкой пошли на Антоху MC и каким-то чудом протиснулись за угол рядом со сценой, — рассказал Роман. — Глядя на толпу, которая заняла каждый сантиметр зала, мы начали подозревать, что на „Мою Психею“ будет такой же аншлаг, поэтому после концерта Антохи не стали уходить, а заняли места и час ждали спектакля — оказалось, народу пришло почти столько же. Оценивать театральные постановки — это, на мой взгляд, полная вкусовщина, но я смотрел „Психею“ уже второй раз, девушка — впервые, и нам очень понравилось. В моноспектакле нет ничего заумного или шокирующего, так что ретироваться с него решили только человек пять, остальные досидели до конца. Актриса в тяжелых ботинках и плаще а-ля шинель рассказывает про любовь между людьми и богами, о зависти к красоте и настоящих женщинах, и пытается найти смысл своего существования. Получается весело, задорно и местами слегка драматично. Зрители по итогу аплодировали стоя, и я уверен, что так всегда случается с этим спектаклем».

А вы уже побывали на спектакле «Моя Психея»?

Пока мы ждали такси, находясь на платформе, где издавна следят за порядком грозные скульптуры Ленина и его компании — случайно оказались на арт-аукционе. «Была не была, хотя бы работу какого-нибудь крутого красноярского художника отыщу», — пронеслось в моей голове, но и здесь поджидала засада.

Дело в том, что аукцион «организовался» непростой — и вместо обычной процедуры, когда ты борешься за право обладать работой поднятием руки или специального предмета, нужно было кидать плюшевые кости на стоимость картины. Я и так чувствовала себя «потерянной», а здесь и вовсе не смогла понять, что нужно сделать, чтобы купить картину или небольшой арт-объект.

«Я не ожидала простоять в очереди два часа, и главная причина, почему мы не ушли из этой очереди — было уже грустно и жалко потраченного времени. „Музейка“ — это будто бы важная культурная „ачивка“ в жизни города, от которой ты ничего не ожидаешь — и в этом вся ее прелесть. За творчеством Антохи МС я не слежу, мы попытались послушать часть его выступления — убедились, что такой музыкант существует, но не совсем поняли, почему он выступал именно в этом зале, поскольку это было крайне неудобно для всех. Прошлись по „историческому этажу“ ленинианы, побывали как всегда в „Зале Афганистана“. Всё то, что было нам интересно, прошло вначале, я хотела посмотреть перформансы, но мы на них опоздали», — рассказала красноярка Дарья.

Что ж, ждем следующую — более комфортную — «Музейку»

Музейная ночь «Ностальгия по будущему» состоялась и произвела настоящий фурор — как на «пятачке» перед музеем из-за огромной очереди красноярцев, желающих попасть на событие, так и в соцсетях, где горожане выкладывали свои фото и видео с площадок «Музейки». Я — как человек, который объездил десятки музеев по всей России, искренне уважаю комплекс «Площадь мира» за новаторство и внимание к деталям, но в этот раз поход обернулся плохим самочувствием и желанием изолироваться на некоторое время от людей, чтобы восстановиться морально и физически.

Вопросов к организаторам возникло множество, но, с другой стороны, приятно, когда культурные события в Красноярске собирают такой аншлаг — не часто увидишь, чтобы в музей ломилось столько людей. А вы побывали на Музейной ночи? Или сознательно не пошли? Расскажите в комментариях.

Анастасия Гнедчик специально для Newslab

Рекомендуем почитать