Время собирать камни
Мозаики начали появляться в больших количествах на фасадах зданий краевой столицы в 70-х годах прошлого века. Связан такой всплеск с тем, что в Красноярск приехало большое количество художников-монументалистов из Москвы и Ленинграда. Художники отражали в них темы труда, спорта, семьи и науки.
«Мозаика дает высокие обобщенные символические образцы и самое главное — долго хранится, если не испортить специально. Поэтому неудивительно, что уже в послевоенное время мозаика становится одним из любимейших видов украшения общественных, жилых зданий и в целом, активно развивается. В Красноярске не было особой мозаичной школы, но сохранилось множество образцов, которые показывают всю мощь этого искусства — пропагандистскую, патриотическую. А также демонстрируют уникальные возможности мозаики», — рассказывала профессор, доктор искусствоведения, ректор Сибирского института искусств Марина Москалюк в разговоре с порталом «Культура24».
Привет из Древней Греции
Еще одна популярная у монументалистов техника — сграффито. Она пришла из Древней Греции и относится к декоративному оштукатуриванию. Для создания рисунка на стену наносится несколько слоев разноцветной штукатурки, которые потом прорезаются таким образом, чтобы из-под верхнего слоя был виден нижний.
Перед Зимней универсиадой 2019-го года красноярцы боялись, что сграффито на Свободном могут быть уничтожены, но обошлось — власти учли опыт с фресками на проспекте имени газеты «Красноярский рабочий». Изображения достаточно аккуратно раскрасили.
Объемная обнажёнка
Барельефы и горельефы — самые массивные работы по украшению зданий. Различаются они тем, насколько скульптурное изображение выступает над плоскостью фона. Поэтому изображение «Свободы» с голой грудью на «Доме кино» — это горельеф (фигура утоплена в фон), а космонавты на ГорДК — барельеф.
«Свобода» появилась на проспекте Мира в 1977 году — тогда, к 60-летию Октябрьской революции, перестроили кинотеатр «Октябрь». Полуобнаженная дама с серпом и молотом в руках окружена ружьями и стоит на геральдическом орле и символах монархической власти: скипетре и державе. Каким образом обнажёнку пропустил творческий совет и власти, остается загадкой.
Фрески и муралы
Еще один древний вид украшения зданий — фреска. Это вид живописи для украшения здания выполняется на влажной штукатурке. При высыхании на изображении образуется тонкая прозрачная кальцитная плёнка, делающая фреску долговечной.
В Красноярске такие изображения можно увидеть на краеведческом музее. Их в 1930 году делал художник К. Ф. Вальдман. В более поздней реставрации фресок участвовали известные красноярские художники.
Кстати, некоторые из них делали и самостоятельные работы. Например, руководителем коллектива, который создавал фрески на четырех домах на проспекте имени газеты «Красноярский рабочий», был Тойво Ряннель. К несчастью, работы вовремя не были признаны памятниками культуры, поэтому две из них были уничтожены — их просто закрасили при ремонте дома.
Монументальное искусство в Красноярске возрождается. В последние годы стены домов в разных районах начали украшать огромными картинами — муралами. Об их художественной ценности и качестве спорят, их критикуют. Но, безусловно, они украшают наш город и создают новую историю, которую когда-нибудь будут изучать.
Анна Кравченко специально для Newslab