Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Первый базар, музей провизора и теплоход Гадалова: каким был Минусинск 100 лет назад

Первый базар, музей провизора и теплоход Гадалова: каким был Минусинск 100 лет назад

21.06.2022
43
Посадка деревьев в Пушкинском сквере рядом с Спасским собором, 8 мая 1911 года

Минусинск был основан в 1739 году казёнными крестьянами, приписанными к медеплавильному и железоделательному заводам, и работавшими на них ссыльными. Вскоре в солнечный, теплый и плодородный край потянулись крестьяне из северных районов Сибири.

Сначала нынешний город назывался поселением и деревней Миньюсинская. Крупным населенным пунктом Минусинск стал лишь к концу XIX века, закрепив за собой статус сельскохозяйственного и торгового центра.

Основным занятием минусинцев в первой половине XIX века оставалось сельское хозяйство: земледелие и скотоводство. Но особый отпечаток столичной культуры в Минусинск привнесли декабристы — участники восстания 1825 года, жившие на поселении в Енисейской губернии после отбытия каторги. Их стараниями в городе выстроили мост через реку Минусинку, появилась богадельня, было положено начало местному садоводству и бахчеводству.

Существенное развитие город получил с 40‑х годов XIX века в связи с развитием золотопромышленности. В это время в городе появились первые каменные дома, увеличилось количество магазинов и лавок, растет и население — с 10,3 тыс. в 1897 году до 12,8 тыс. в 1917 году. — 12,8 тыс.). Во второй половине ХIХ века Минусинск становится крупным торговым центром на юге Сибири.

Первый базар в городе появился еще в 1834 году, а в конце XIX века их стало три: Средовой, Пятницкий, Субботний. В 1897 году в Минусинске была учреждена Введенская ярмарка, а с 1911 года ярмарки стали проводить три раза в год. На них приезжали не только из ближайших городов, но и из других регионов Сибири.

В Минусинске долгое время развивалась мелкая промышленность по переработке продукции сельского хозяйства: свечные, мыловаренные, салотопенные, мукомольные, кожевенные заводы, заводики по производству кирпича. Они располагались в отдельной части города.

Позднее в окрестностях Минусинска начали появляться более крупные заводы минусинских купцов. Так купец 1‑й гильдии Иван Гаврилович Гусев в 1871 году построил в селе Знаменка Минусинского округа стекольный завод. Он работал в основном на местном сырье. В 1889 году в 20 верстах от Шушенского на реке Ашпе Гусев открыл первый в Сибири сахарный завод. Сырье для него поставляла свекольная плантация в 500 десятин (546 гектар). За 9 лет своего существования на заводе изготовили 123 608 пудов сахарного песка (2 024,78 тонн).

В конце XIX — начале XX века в городе открылся пивоваренный завод, в 1904 году появился казенный винный склад, который имел не только технику, но и собственную узкоколейную железную дорогу. В 1909 году местный крестьянин Павел Пашенных построил 4-этажную паровую мельницу, которая продолжила работать и при советской власти.

Судоходство по Енисею было открыто в 1863 году. Первый пароход, построенный в Енисейске, назывался «Енисей». С 1884 года в Минусинск ходил пароход «Граф Игнатьев» (с 1895 года переименован в «Дедушку»), первым совершавший рейсы от Минусинска до Енисейска.

Передвижение по Енисею осуществлялось пассажирскими и буксирными пароходами, которые доходили до Минусинска, иногда (в большую воду) до деревни Означенной (ныне Саяногорск), осенью — до пристани Сорокиной (70 км ниже Минусинска). По рекам Туба, Оя, Абакан для сплава леса, чурок и дров применялось барочное и плотовое движение. За лето 1888 года четыре парохода совершили 51 рейс с пассажирами и перевезли 2 064 000 кг груза.

Регулярное пассажирское сообщение между Минусинском и Красноярском началось в 1882 году с прибытием 80‑сильного парохода «Москва» красноярского купца Н. Г. Гадалова. С этого времени существует и минусинская пристань.

Оценить красноярский флот можно по декрету, изданному советской властью в период Гражданской войны. Национализации подлежали суда, ремонтные предприятия и пристани. Так образовалось Енисейское национальное пароходство. В его состав передали 30 пароходов, 12 паровых катеров, 6 моторных катеров, один земснаряд, 10 лихтеров (барж), один несамоходный рефрижератор и 56 деревянных барж.

В начале XX века Минусинск и Ачинск должна была связать железная дорога. Задумала эту стройку Вера Арсентьевна Баландина, которая начала разработку угольных копей. В 1906 году она изучила рынок потребителей топлива и пришла к выводу, что выгоднее продавать его Сибирской железной дороге. Расстояние до нее составляло 500 км по Енисею и около 400 — сухим путём до Ачинска. Поэтому нужна была железная дорога.

Строительство железных дорог в то время требовало значительных вложений. Стоимость сооружения одной версты, по данным Министерства путей сообщения, колебалась в 1913 году от 44,5 до 156,9 тыс. рублей.

Большая часть изысканий проводилась на личные деньги семьи Баландиных. В 1912 году проект обсудили в Петербурге на Комиссии о новых железных дорогах. Вера Арсентьевна сумела найти деньги на постройку дороги через консорциум петербургских банков — 36 миллионов рублей. В 1913 стройка началась. За три года было проложено 80 км от Ачинска. Остановила стройку Первая мировая война, затем были две революции и Гражданская война. Вернулись к проекту лишь в 1922 году.

Строительство проходило вручную, техники не было, не хватало рельсов. По постановлению Совета труда и обороны они должны были быть получены от запасных и служебных путей на дорогах Сибири. На стройку выделили сначала 3 млн рублей, но были нужны еще минимум 9 млн. Вместо них правительство выделяло ссуды по 300-800 тысяч.

Несмотря на это стройка продолжилась и 23 ноября 1925 года состоялось торжественное открытие станции Абакан, положив официальное движение по Ачинско-Минусинской железной дороге. Правда, до Минусинска, расположенного в 25 км от Абакана, дорога так и не дошла. Причиной этому была высокая стоимость строительства мостов через Абакан, Енисей и Минусинскую протоку.

Мировую известность Минусинску принес его музей. Это был один из первых публичных городских музеев в Сибири. Основал его в 1877 году Николай Михайлович Мартьянов — провизор, ученый-ботаник, основоположник сибирской музейной школы. Здание для музея построили в 1887–1890 годах по проекту иркутского архитектора В. А. Рассушина. Оплачивали стройку из средств горожан, причем жертвовали не только деньги, но и материалы.

Сегодня в Минусинском краеведческом музее хранится более 200 тысяч экспонатов. Наиболее значительные и уникальные коллекции — этнографическая, археологическая, естественно-историческая. Фонд научной библиотеки музея, одной из старейших библиотек Сибири, насчитывает более 137 тысяч изданий.

Минусинск — одно из мест, которые обязательно надо посетить. Город до сих пор сохранил свою уникальную атмосферу, а также привлекает множество туристов традиционным праздником Минусинского помидора, которому даже поставили памятник. А вы были в Минусинске?

По материалам книги «Николай Федоров. Светопись старинного Минусинска».

Фото сделаны одним из первых фотографов Минусинска — Николаем Васильевичем Фёдоровым (1880–1918 гг). Из архивов музея имени Мартьянова.

Рекомендуем почитать