Рейд вместе с проверяющими мы начали с площадки для мусора по улице Каурова, 1. Частный сектор Покровки — это россыпь милых домиков, зеленые лужайки за забором и густая поросль деревьев.
Однако живописную картину омрачают мульды (большие баки для сбора ТКО), забитые строительным мусором — видавшими виды расколотыми заборами, битым стеклом, линолеумом, ветками деревьев и бревнами.
Как рассказал Дмитрий Кузнецов, директор «Красноярской рециклинговой компании», проблема Покровки — это недостаток оборудованных в соответствии с нормами контейнерных площадок. Еще в самом начале мусорной реформы установка мульд — то есть 8-кубовых контейнеров под сбор ТКО — в проблемных точках Красноярска стала временным спасением там, где не хватало контейнеров. С их установкой у районных администраций появилось время на создание полноценных контейнерных площадок. Однако те мульды, что еще не удалось убрать из общего доступа, теперь увязли в строительном мусоре, вывозить который левобережный оператор не имеет права.
«Мульды были временным решением, и сейчас мы в плановом порядке от них избавляемся. В том числе, и по причине складирования в них не относящихся к ТКО отходов. При погрузке в мусоровозы строительного мусора, дорогостоящая техника ломается, мы несем серьезные убытки, а наш генеральный подрядчик-перевозчик не может себе позволить в условиях сегодняшнего дня такие траты на запчасти для мусоровозов — они сильно подорожали. К тому же, в тариф регионального регоператора входит только вывоз и захоронение ТКО, мы не имеем права везти строительный мусор на полигон», — рассказал Дмитрий Кузнецов, директор «Красноярской рециклинговой компании».
Жительница Покровки Ольга Гамер уточнила, что проблема с переполненными строительным мусором мульдами возникла недавно — и местные гадают, по какой причине это произошло.
«Когда произошла мусорная реформа, отходы из Покровки стали постоянно вывозить. Жители готовы были платить за утилизацию и купили контейнеры — кто на свой дом, кто в складчину с соседями. Однако недавно система дала сбой, и Покровка стала зарастать грязью — появились свалки, мульды — переполнены. Никто не может понять, почему так случилось — мульды были предназначены для тех, у кого нет контейнеров, и, кажется, сюда свозят строительный мусор не только местные, но и жители других районов Красноярска. Я думаю, что мульды притягивают людей, который хотят избавиться от строительных отходов — поэтому лучше их убрать», — поделилась Ольга Гамер.
На сегодняшний день каждый человек должен самостоятельно утилизировать строительный мусор, который остался после ремонта. Проблема вывоза решаема — сначала нужно заказать 8-кубовый мусорный контейнер и установить его возле дома, пока идут отделочные или другие работы. Затем — вызвать специалистов лицензированной организации, которые смогут вывезти такие отходы на специальные полигоны. А неугодные шины необходимо сдать на предприятия переработки.
Как же «поймать за руку» тех нарушителей, что скидывают строительный мусор в мульды для ТКО, и сделать так, чтобы таких отходов на улицах стало меньше? Как пояснил Вадим Войцеховский, руководитель администрации Центрального района, есть несколько решений этой проблемы.
«Сейчас мы отрабатываем с „Красноярской рециклинговой компанией“ этот вопрос. Будем менять на местах мульды на баки, чтобы у нерадивых жителей не было возможности вывозить крупногабаритный мусор на площадки для утилизации ТКО. Также начнем контролировать мусорные площадки с помощью камер видеонаблюдения, чтобы понять, кто именно вывозит такие отходы. Например, штрафы для юридических лиц, которые неправильно утилизируют тот же строительный мусор, составляют от 50 до 200 тысяч рублей», — отметил Вадим Войцеховский, руководитель администрации Центрального района.
Решение убирать мульды из мест общего доступа уже принято — и в Железнодорожном, и Октябрьском районах появились оборудованные контейнерные площадки. Например, в Октябрьском районе сейчас осталось 19 из 39 мульд, из них 12 — для юридических лиц на закрытых территориях, и только 7 — для населения.
В частном секторе Центрального района из 19 мульд осталось 12. Взамен трех в самых проблемных точках, на улицах Гагарина и Березина, «Красноярская рециклинговая компания» поставила четыре контейнера. Однако цивилизованные площадки, как в Октябрьском и Железнодорожном районах, там так и не появились.
Напомним, собственники земельных участков, УК, ТСЖ или муниципалитеты обязаны создавать, оборудовать и содержать площадки для накопления твердых коммунальных отходов, а ответственность регионального оператора начинается с момента погрузки отходов в мусоровоз. Поэтому красноярцам стоит раз и навсегда разобраться — как же утилизировать мусор правильно.
Анастасия Гнедчик специально для Newslab