Карьерные искания и кризис в стране
Наталья Назарова родилась и выросла в Усть-Каменогорске — городе в Восточном Казахстане. Она получила инженерно-экономическое образование, став широкопрофильным специалистом с возможностью работать как экономистом и бухгалтером, так и программистом. Наталья начала свой длинный карьерный путь на родине, хотя уже после распада СССР появилась мысль о переезде в Россию.
«На первой моей работе экономистом в одной из авиакомпаний Казахстана шла реорганизация, сотрудникам перестали выплачивать заработную плату, — рассказывает Наталья. — Поэтому временно пришлось устроиться преподавателем информатики в колледж, в котором была хоть и небольшая, но стабильная зарплата. В начале нулевых мы переехали ненадолго в Томск, но пришлось вернуться на родину. Тогда в моей жизни случилось счастливое событие — я родила дочь, и, выйдя после декрета, попала под сокращение из-за закрытия авиакомпании. Брак к тому моменту расстроился, и я стала единственной кормилицей в своей семье — поэтому пришлось согласиться на первое предложение от нового работодателя. И, поработав бухгалтером в производственно-коммерческой фирме, мне предложили место руководителя учебного центра в IT-компании, где я проработала 10 лет».
«Компания занимается разработкой типовых программных решений для Казахстана. Мы создавали учебный центр с нуля — помню, как зашла в класс, а столы еще неровно составлены, техника не разобрана, методичек нет... Но преподавательский опыт у меня уже был, поэтому я справилась — могла как администрировать процесс, так и преподавать, писать учебные курсы, организовывать различные мероприятия, развивать сотрудничество с учебными заведениями. Это был интереснейший период в жизни — подобрался отличный коллектив, даже наши дети до сих пор общаются между собой, дружат, а что говорить о нас! Постепенно мне захотелось более практической деятельности, появилось желание войти в проекты, хотя из учебного центра отпускать меня не хотели».
«В 2013 году я перешла работать бухгалтером по автоматизации на новый завод по производству элементов для солнечных батарей, а спустя полтора года, в результате девальвации тенге, завод не справился с кризисом, и мне пришлось снова пуститься в карьерные поиски. У меня на тот момент было размещено резюме на „хэдхантере“ — можно сказать, оно даже жило своей жизнью, — и мне периодически звонили с предложениями вакансий, а коллеги и знакомые предлагали варианты трудоустройства. Сменив еще одно место работы, я приняла решение о переезде с дочерью в Россию».
«Красноярск полюбился нам с первого взгляда»
До этого я была в Красноярске в 2011 году — мы с дочерью приезжали сюда как туристы, и полюбили краевую столицу с первого взгляда. Мы были в местном зоопарке, изучали городские окрестности, но на «Столбы» так и не попали — у медведей начался активный сезон. Я запомнила вид на горы, который открывался практически из любой точки города. Для нас при переезде одним из важнейших факторов являлась природная составляющая места для жизни. Выбор стоял между несколькими городами — Томском, Новосибирском, Москвой и Красноярском. И мы выбрали последний, сменив полноводный Иртыш на могущественный Енисей.
Я начинала новую жизнь не с чистого листа, а с богатым профессиональным и житейским опытом за плечами, но начался сложный процесс адаптации. Мы с дочерью поменяли не просто город, а страну и ментальность. Сначала на новом месте сложно было заводить контакты, притираться в новых коллективах. Но со временем всё наладилось.
Зато с климатом мы не прогадали — выбрали похожий на наш, привычный. Усть-Каменогорск расположен на Рудном Алтае, так что о сорокоградусных морозах мы знали не понаслышке. Когда переехали, для нас с дочерью было большим шоком, что у Енисея снег выдувается ветрами. Дочь спрашивала, где же снег? «Мы же в Сибири, как же так — мороз есть, а снега нет?», — задавались мы вопросом. Ноябрьский леденящий ветер был для нас непривычным, но в остальном погодная разница была небольшая, и мы акклиматизировались. Долго не могли сообразить, как одеваться — хотя приехали, как положено, с по-сибирски теплой зимней одеждой, но ветер нас путал.
В Красноярске я перестала носить шубу, потому что я до сих пор не могу перестать ассоциировать ее со снегом, которого в городе все-таки мало.
С трудоустройством у меня проблем не было. Первую красноярскую работу в торговой компании я нашла, живя еще в Усть-Каменогорске. А затем мне повезло устроится работать на декретную ставку менеджером в ИТ-компанию «Сибинфософт» — она входит в состав компании РУСАЛ. Затем я трудилась в компании «Сибинтек» в качестве консультанта-аналитика по программным продуктам на платформе «1С:Предприятие».
Хобби как источник энергии
Плаванием я занимаюсь с 9 лет, и в прошлом году благодаря плаванию жизнь заиграла новыми красками. Тогда я случайно увидела рекламу любительского заплыва на 800 метров, который проводился в спортивном кластере «Радуга» школой плавания для взрослых. И я приняла в нем участие, испытав только положительные эмоции.
Вообще, плавание — это мощный источник энергии, который помогает справляться с различными трудностями, продуктивнее работать, поддерживать здоровье и чувствовать себя счастливее. Плавание давно стало моим образом жизни, как минимум один раза в неделю я обязательно еду в бассейн поплавать, это даже не обсуждается. В апреле прошлого года, присоединившись к Клубу «Енисей-Мастерс», я начала принимать участие в соревнованиях категории «Мастерс», в том числе и на открытой воде, и тренируюсь теперь три раза в неделю с командой «Мегаполюс».
Жизненный график выстроен так, что гулять часто у меня не получается, но мне нравится, что Красноярск — очень природный город. А Усть-Каменогорск, хоть и окружен роскошными видами, очень загазованный — все предприятия замкнуты в его пределах. В этом смысле Красноярск гораздо чище. И культурная жизнь здесь кипит — мы уже были в Театре оперы и балета, драмтеатре имени Пушкина, в Филармонии, заглядывали в Органный зал и музей Сурикова.
«Нужно искать свой путь, а жизнь подскажет»
Все-таки я — тот человек, которому нужно развивать проекты, предлагать идеи, и мне не хотелось вязнуть в рутинной работе одного звена из большой цепи. И зимой этого года судьба снова свела меня с РУСАЛом — я устроилась менеджером отдела анализа и автоматизации. На мне — сопровождение проекта по внедрению программного продукта. Я работаю с проектной документацией, помогаю пользователям, при необходимости пишу технические задания. Суть моей деятельности уже 19 лет не меняется — я тружусь в IT.
Однако новое место работы стало для меня любимым. РУСАЛ — стабильная компания, которая продолжает развиваться даже во время кризиса. К тому же, я люблю динамично развиваться в карьере, для меня важно, чтобы работа была интересной, а жизнь — кипела. Мне бы хотелось связать свою жизнь с компанией РУСАЛ, выстроив здесь траекторию профессионального роста.
Из моей семьи я — не первый человек, который переехал из Казахстана и теперь трудится в РУСАЛе. В 1985 году моего дядю пригласили строить Саяногорский алюминиевый завод, и он отработал на нем до пенсии начальником электроремонтного цеха. Его сын трудился там же, а в 2008 году его пригласили на Красноярский алюминиевый завод, где он сейчас и работает в должности мастера-технолога одного из корпусов. Можно сказать, что у нас трудовая династия.
Для меня Красноярск — это развитый город с большим количеством перспектив. Я прожила здесь уже 5 лет и «обросла» новыми знакомыми и друзьями. Казалось бы, если переезжаешь в новый город будучи немного за 40, то, возможно, и не найдешь уже людей, которые станут тебе близкими. Если бы меня спросили в Казахстане, есть ли среди моих друзей те люди, с которыми я могу пойти в разведку, я бы ответила положительно, но и в Красноярске я тоже нашла таких же верных и надежных единомышленников, которым я полностью доверяю. Думаю, нужно прислушиваться к себе и искать свой путь, а жизнь подскажет.
В компании РУСАЛ действует также программа релокации, по которой сотрудники из других городов могут переехать в Красноярск — именно здесь алюминиевая компания сосредотачивает свои кадровые ресурсы. В регионе работают Красноярский и Богучанский алюминиевые заводы, Ачинский глиноземный комбинат, заводы по производству дисков «СКАД» и «КиК» и другие крупные предприятия. Компания помогает сотрудникам с переездом, предоставляет комфортные условия проживания и работы, дополнительное медицинское страхование и помощь с образованием детей. Работа в Красноярске позволяет сотрудникам быть ближе к собственному производству РУСАЛа в Красноярском крае. Первым об идее перенести центр принятия решений из Москвы в Красноярск высказался основатель компании Олег Дерипаска в 2011 году — на Красноярском экономическом форуме, а на Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2015 году промышленник представил концепцию развития Сибири, в которой отвел Красноярску роль промышленного и делового центра.
Беседовала Анастасия Гнедчик специально для Newslab,
фото из личного архива героини интервью