Завод металлургии и тяжелого машиностроения
Решение о строительстве первого для Красноярска крупного завода было принято ЦК ВКП(б) 23 февраля 1932 года по предложению наркомата (министерства) тяжелой промышленности. По документам предприятие получило незамысловатое наименование — «Завод металлургии и тяжелого машиностроения».
Выбранное место застройки предлагало проектантам большой простор — рядом находились лишь две железнодорожные станции (Злобино и Базаиха) да три небольших деревни (Торгашино, Ладейка и Базаиха).
Уже на старте заводу определили обширную производственную программу: ежегодно 10 драг для золотодобытчиков, 35 экскаваторов для них же и 48 паровых котлов. Выпуск продукции планировали начать не позднее ноября 1933 года, а численность трудового коллектива установили в 18 тысяч человек... Проектирование предприятия поручили ленинградскому объединению «Гипромаш».
В сентябре 1932 года ЦК утвердил Александра Петровича Субботина руководителем Стройкрасмаша и первым директором предприятия, на которое руководство страны возлагало большие надежды.
«Завод будет иметь огромнейшее значение не только для Восточносибирского края, но и для всего Советского Союза. Он будет снабжать золотопромышленность всей страны механическим оборудованием и явится в кооперировании с Иркутским заводом имени Куйбышева и другими предприятиями материальной базой для реконструкции золотопромышленной отрасли», — говорилось в заметке газеты «Красноярский рабочий» от 15 ноября 1932 года.
Первый цех Красмаша — цех металлоконструкций — встал на Московско-Сибирском тракте, торговом пути с Сибирью и Китаем. По нему ежегодно двигались тысячи людей — партии ссыльных по 200-300 человек. Невольники шли от Петербурга до Иркутска два года, останавливаясь каждые двадцать верст в этапных тюрьмах. Первый камень и бронзовую плиту с надписью «23 июня 1933 г. здесь пересечен тракт «Великий Сибирский каторжный путь» заложил начальник строительства А. П. Субботин.
Первые заказы...
В 1935 году завод получил первое производственное задание на четыре миллиона рублей — строительство пассажирских теплоходов, которые предназначались для мелководных рек. Корпус водного транспорта собирался электросваркой, что являлось по тем временам новшеством в судостроении. Два теплохода спустили на воду уже во втором квартале 1935 года. Что интересно, одному из них было присвоено имя «Комсомолец Ямкин» — в честь первого стахановца Красноярского края и строителя Красмаша землекопа Павла Ямкина.
Со второй половины 1936 года предприятие приступило к изготовлению оборудования для золотодобывающей промышленности и выполнению заказов для нужд обороны страны.
Накануне Великой Отечественной войны завод находился на стадии завершения строительства и развертывания производства. С 26 июня, через четыре дня после начала войны, Красмаш перешел на особый режим работы: отменялись очередные и дополнительные отпуска сотрудников, вводились обязательные сверхурочные работы, дежурства ответственных лиц в ночное время, устанавливалась 11-часовая продолжительность рабочего дня с двумя перерывами по 30 минут. Приказом от 20 июля 1941 года производство гражданской продукции на предприятии прекращалось с 13 ноября.
Уже в октябре на завод из западных регионов страны начали прибывать эвакуированные эшелоны с людьми, оборудованием, заготовками и инструментом. Первый выгрузили 21 октября, а к монтажу техники приступили через неделю, работая под открытым небом по 16 часов. Таким образом, на площадке Красмаша расположились восемь эвакуированных предприятий: Коломенский завод № 4 имени К. Е. Ворошилова (полностью); ленинградские «Арсенал», «Большевик», завод № 7 имени Фрунзе (частично); завод имени Куйбышева из Коломны; Калужский машиностроительный; заводы «Баррикады» из Сталинграда и киевский «Арсенал».
Уже через 19 дней (!) — 15 ноября 1941 года — на фронт отправился первый состав с пушками 61-К, собранными из привезенных узлов и деталей. Автоматические зенитки стали основной продукцией завода. Цех по их сборке размещался в помещении гаража. В цехе металлоконструкций находились два участка: сборки повозок пушки 61-К и сварки и сборки минометных плит, цилиндров и корпусов фугасных авиабомб. На площадях чугунолитейного цеха расположилось механическое производство и цех термической обработки стволов.
...и первый орден
До окончания войны на предприятии наравне со взрослыми трудились и совсем юные работники — поступавшее кадровое пополнение состояло более чем на половину из молодежи в возрасте 15-22 лет. Тем не менее, подростки, не имея никакого опыта, выполняли и перевыполняли план (случалось, 15-летние «стахановцы» перекрывали дневную норму на 150-250%), равняясь на старших, по 12 часов не отходя от станка.
Тем, кто защищал Родину на передовой, заводчане помогали не только, выпуская зенитные орудия, минометы и боеприпасы. Например, в августе 1941 года для советских солдат красмашевцы передали более двух тысяч валенок, шапок и других теплых вещей. Год спустя работники предприятия приняли активное участие в сборе и отправке продовольствия для жителей блокадного Ленинграда. А в начале 1943-го организовали сбор средств на строительство танковой колонны «Красноярский рабочий» (2,5 млн. рублей) и восстановление Сталинграда (1,2 млн рублей).
На протяжении всей войны не прекращалась и добровольная донорская деятельность — красмашевцы с готовностью сдавали кровь для раненых бойцов, находившихся в госпиталях. Добрые дела коллектива завода не остались без внимания — дважды на Красмаш приходили правительственные телеграммы с благодарностью лично от Иосифа Сталина.
С осени 1944 года Красмаш вернулся к производству гражданской продукции различного назначения: универсальных врубовых машин и проходческих комбайнов ПК-2 для угольной промышленности, сельхозтехники, тракторных двигателей и др.
А 16 сентября 1945 года предприятие удостоилось первого из пяти орденов — ордена Ленина — за успешное выполнение заданий государства по бесперебойному обеспечению фронта автоматической зенитной артиллерией и создание новых образцов вооружения для Военно-морского флота.
В 1956-1959 годах специалисты Красмаша оказывали помощь Китайской народной республике в постановке на производство пушек 61-К и С-60. В КНР даже выезжала делегация специалистов завода для консультации по организационным и техническим вопросам. Зенитную ствольную артиллерию завод изготавливал до 1958 года, когда постановлением правительства Красмашу было предписано перепрофилироваться на выпуск ракетно-космической техники и начать новый большой этап в жизни предприятия.
За годы продуктивного сотрудничества Красмаш совместно с Государственным ракетным центром им. Макеева отработал и поставил на серийное производство четыре типа баллистических ракет для подводных лодок. Также заводом был освоен выпуск 16-ти модификаций базовых модулей разгонных блоков типа ДМ для ракет-носителей «Протон» и «Зенит», а позднее и «Ангара-А5», предназначенных для вывода космических аппаратов на высокоэнергетические орбиты.
А вы или ваши родные и близкие работали на Красмаше? Расскажите в комментариях.
Интернет-газета Newslab,
фото предоставлены пресс-службой Красмаша