Что могло пойти не так? Всё!
Никита Чисников: Мы познакомились лет шесть назад в Центре вайшнавской культуры (Красноярское общество сознания Кришны, — прим. ред), пару лет назад задумались, чем полезным можно было бы заняться в жизни. Пришла идея: мы же все в нашем кругу вегетарианцы, но доставки такой еды в городе нет. Потом Илья доработал эту идею.
Илья Суриков: Я шесть лет после университета был программистом. Вроде бы всё устраивало, да и работа по специальности, но... Я мечтал заниматься чем-то в кругу единомышленников, людей со схожими ценностями. Так мы сошлись с Никитой, к тому же мы оба любим готовить.
НЧ: Я около года работал поваром в кафе, получалось неплохо. Решили попробовать что-то сделать вместе. Как ни странно, начали мы... с проведения электрики в одну из гостиниц Красноярска. Я там тоже подрабатывал. Месяц мы тянули провода, заодно смотрели, сработаемся ли, а во время обедов обсуждали, обдумывали. С названием определились быстро, часа за два.
ИС: Мы ведь не просто готовим еду, но и освящаем ее в нашей традиции. Как раз была пандемия, активно развивались сервисы доставки. Мы решили рискнуть, разработали меню, заявили о себе в соцсетях, рассказали всем знакомым. Стартовали 1 октября 2021 года и в этот день, конечно же, всё, что только могло пойти не так, пошло.
Мы думали, что заказов будет немного и большинство от наших знакомых. Но друзья, наоборот, решили дать нам время войти в ритм. И это хорошо, ведь в честь открытия мы объявили бесплатную доставку, и нам поступило 17 заявок! Все из соцсетей. Шквал заказов и наша полная неготовность к ним.
Рекордное опоздание и вегетарианские торты
НЧ: Нам не пришли сумки для доставки, мы не успевали в приготовлением блюд, не хватало рук. Когда пришло время выезжать, еще ничего не было упаковано. В итоге первый заказ доставил наш друг (ему было по пути), следующий отправился на такси, но оказалось, что пакеты перепутали. Мы сели на свою машину и поехали догонять.
Таксист, по-моему, так и не понял, что происходит, подумал, что мы его проверяем или что-то такое: только что забрал у нас посылку в одном месте, а тут мы его уже ждем в другом. Кто-то оформил самовывоз, потом перенес время, в итоге сам гонялся за нами по городу, мы все никак не могли состыковаться. Мы поняли, что нам очень нужен курьер. И листы заказов, без которых в куче коробок непонятно кому и что везти.
ИС: В этот день мы поставили рекорд по опозданиям, который до сих пор не побили: один человек ждал нас 1,5 часа. Вечером мы составили список, что нам нужно сделать с пометкой «срочно». Там было пунктов шесть, кажется. Мы сократили количество блюд вполовину, потому что 12 позиций в день для двух поваров это слишком. Попросили знакомого помогать с доставкой, правда сейчас опять развозим всё своими силами. После у нас сильно уменьшилось количество заказов, были дни без единого звонка. Но нам нужно было это время: докупить холодильник, решить какие-то вопросы.
Сейчас у нас в среднем 10 заявок в день, но так только последние два-три месяца. К 11 утра все блюда уже обычно готовы, а в 12 первая доставка и до двух-трех часов дня мы катаемся. По всему городу, как правило, но чаще всего на Взлётку и в Покровский. Пробок в обед нет. У нас бывает и вечерняя доставка иногда, но это разовые случаи.
Также случались корпоративные заказы, обслуживали мероприятия — это (и еще вегетарианские торты) было большим подспорьем летом, когда по заказам было затишье.
Средний чек в 500 рублей и кастрюли покрупнее
НЧ: Готовим на домашней кухне Ильи, начинаем в 8 утра, успеваем сделать основные блюда, напитки, соусы, лепешки. У нас такая концепция, что один день мы предлагаем ланч из индийского меню, другой день из классического русского, но адаптированного для вегетарианцев: плов с нутом, котлеты из чечевицы и так далее. Индийская кухня хороша тем, что она сбалансирована для вегетарианцев по белкам, в ней есть бобы, орехи, шпинат. Еще успеваем приготовить пиццу, бургеры, шаурму. Вместо мяса используем в шаурме сейтан или нутовые палочки, в пицце — сыр.
Только мы подумаем, что уловили тенденцию, какие блюда больше нравятся людям, она меняется. То больше заказывают индийские блюда, то русские. Любят то рис, то картошку. В первый же день почти все заказчики отказались от картофельного пюре, но больше такого никогда не было.
ИС: Юридически мы оформили свою деятельность как самозанятость. У нас есть повар на подхвате и кондитер, наши жены принимают заказы, ведут соцсети. Развозим на собственном автомобиле, все руки не доходят его брендировать. Стараемся работать по предзаказу, но экстренные заявки — это обязательная история, а то вдруг нам скучно станет (смеется).
Сейчас большинство заказов поступает через VK, сайт есть, но он почти не приносит трафика. В основном всем удобна предоплата, деньги на руки выбирают только новые клиенты, которые нас еще не знают.
Средний чек — 500 рублей, включая напитки и доставку. Основные наши затраты — это продукты, оплата труда, обслуживание транспорта, бензин... Коммунальные платежи выросли процентов на 20 %. Купили холодильник, блендер, кастрюли побольше.
Конечно, еще есть реклама. Размещаемся в VK и Яндексе, но конверсия второго у меня вызывает некоторые вопросы. На рекламу уходит примерно 7 тысяч рублей в месяц, пока этого хватает.
НЧ: На продукты мы тратим около 12 тысяч рублей в неделю. Это крупы, овощи, молочная продукция, орехи, сухофрукты, индийские специи. Очень много уходит сливочного масла, сгущенка тоже всегда должна быть в наличии. С поставщиками у нас как-то сразу сложилась работа, только продавца овощей пришлось поискать.
Чтобы раскрутиться, мы устраивали розыгрыши. Оказалось, многие люди вообще не читают условия конкурса, в котором участвуют. Одна такая девушка написала в отзыве, что в призовой солянке было мало видов мяса. И очень удивилась, когда ей ответили, что мяса в блюде не было вообще.
«Как реагируют люди? Не обзываются»
ИС: Тяжело было объяснить родителям, зачем мы за это взялись. Да еще в кризис, да еще в такой новой нише. Но стартовать в кризис было правильным решением, тем более ковид нам скорее помог, чем помешал. Развилась культура доставки еды и выросло число вегетарианцев. Всё больше людей, которые понимают духовную составляющую процесса приема пищи. Никто нас не разу не обозвал обидными словами за концепцию наших блюд и наши убеждения.
НЧ: Да, да! Нашего клиента всегда видно в толпе. Мы приезжаем в большой офис и легко можем понять, кто из работников сделал заказ. Они более позитивные, осознанные. В основном это люди от 30 лет и старше.
Конечно, было тяжело, и до сих пор бывает. Были дни, когда мы не справлялись с заказами; перед новогодними праздниками уходили с кухни в 11 вечера каждый день несколько дней подряд. Было время, когда я настолько уставал, что хотел опустить руки. Но я всё равно ни о чем не жалею.
ИС: Когда работал в офисе, я знал всю свою карьеру наперед, знал, с чем предстоит столкнуться. И всё равно в моменты, когда было особенно тяжело, задавался вопросом: «Зачем я вообще этим занимаюсь?».
Сейчас такого вопроса нет, я точно знаю, зачем. С трудностями сталкиваются все на любой работе, это неизбежно. Но мы можем выбирать, какие люди рядом с нами в эти моменты и во имя чего мы в эти трудности идем.
Беседовала Анна Козлова специально для Newslab,
фото из личного архива героев интервью