Всего в Музее Норильска в рамках биеннале выставили 11 проектов. Все они созданы с использованием новых технологий и анализируют то, как эти технологии меняют мир, в котором мы живем. Многие работы появились специально для биеннале. Организаторами выступили Музей Норильска и МАММ при поддержке компании «Норникель».
Международная биеннале «Искусство будущего» впервые прошла в 2021-2022 годах в Мультимедиа Арт Музее, Москва (МАММ). Ознакомиться с работами можно было в офлайн и онлайн-формате, очно ее посетили около 300 000 человек, а охват онлайн-мероприятий превысил 7 млн человек. На прошедшей премии Russian Creative Awards «Искусство будущего» признали лучшим цифровым проектом.
Норильск стал первым городом в региональном маршруте биеннале. В каждом городе экспозицию выстраивают заново — в зависимости от особенностей музея, аудитории, пространства.
«Современное искусство, музеи современного искусства — являются концептуальным ядром креативных индустрий, законодателями новых веяний и новых технологий, новых путей развития для общества. Сегодня как никогда в своих размышлениях о будущем мы нуждаемся в проектах, пространствах, событиях, дающих возможность увидеть наше будущее. Таким событием для Норильска станет международная биеннале „Искусство будущего“ МАММ», — рассказала директор «Музея Норильска» Наталья Федянина.
«Норильск заслужил приезд такой выставки, поскольку сам в себе город создает ценности во имя будущего, во имя прогресса, во имя новой экономики. На протяжении 80 лет мы создаем металлы, которые дают возможность изобретать новые технологии и распространять их среди людей», — отметила директор департамента общественных связей «Норникеля» Татьяна Смирнова.
Одним из участников, представившим свой проект, стал современный автор Ростан Тавасиев. Его «Планетарные туманности» посвящены художественному освоению космического пространства. Сам художник встретился с жителями Норильска и рассказал им о своем творчестве.
Героями работ Ростана Тавасиева изначально были игрушки — из них он создавал инсталляции и скульптуры. Тогда же он задумался над будущим и роли художника в эпоху нейросетей и компьютеров. Ростан Тавасиев соединил искусство и космос.
Задумка в том, чтобы творить в космосе космическими инструментами, на космическом холсте и создавать космические же скульптуры. В качестве объекта своего интереса художник выбрал планетарные туманности. Это скопление ионизированного газа вокруг центральной звезды.
«Я сначала рисую карандашом туманность на белой бумаге, которую потом сканирую. Компьютер используется для того, чтобы сделать инверсию: я использую рисунок как негатив. Затем отрисованную с разных ракурсов и отсканированную туманность я еще раскрашиваю», — рассказал автор на встрече с норильской публикой.
А 3 декабря Художественная галерея Норильска приглашает на лекцию Дмитрия Кавки, известного своими интернет- и постинтернет-проектами. Дмитрий Кавка — художник, графический дизайнер. Его работы экспонировались на нескольких десятках групповых и персональных выставок.
Кавка в своем творчестве соединяет цифровую и материальную реальности. С помощью технологий он превращает компьютерную реальность в часть городского пространства. Дмитрий Кавка работает вместе с нейросетью — она выбирает картинки из базы Гугл, а он дорабатывает.
На лекции Дмитрий Кавка расскажет, как искать вдохновение в повседневности и выходить за рамки привычного. Что первично: идея или технология? Научится ли искусственный интеллект творить автономно и как художнику в этих обстоятельствах не потерять свою индивидуальность?
Важным дополнением норильской версии биеннале стали интерактивные медиаинсталляции, выполненные в арт-резиденции PolArt, которую открыли в 2016 году в Норильске для поддержки современного российского искусства, художников и кураторов при содействии администрации города и компании «Норникель».
Три работы резиденции дополнили восемь проектов, которые участвовали в биеннале в Москве. Анна Толкачева из Нижнего Новгорода представила «ЦветНор», где норильчане виртуально могут менять цвета на улицах и площадях. А Мила Михайлова из Москвы сформулировала для города световые дизайн-коды.
Современное искусство — важный элемент в культурной жизни норильчан. Тем более, что именно здесь появится Арктический музей, который станет воплощением футуристической архитектуры. Проект АММА благодаря поддержке «Норникеля» воплотится в 2025 году. Это только первый этап реализации комплексной программы развития музеев заполярного города.
Интернет-газета Newslab