Главная
>
Статьи
>
Культура
>
«Всё голливудское сейчас показывают нелегально»: станет ли 2022 год последним для красноярских кинотеатров?

«Всё голливудское сейчас показывают нелегально»: станет ли 2022 год последним для красноярских кинотеатров?

07.12.2022
34
Кадр из российского фильма «Чебурашка», премьера которого запланирована на 1 января 2023 г.

«Чебурашка» вместо «Аватара»

Конец осени этого года продемонстрировал неплохие показатели наполняемости кинозалов: около 20 % по будням и 50 % в выходные дни, сообщили в красноярском кино-развлекательном комплексе «Эпицентр». Правда, стоит учитывать, что сейчас открыты только малые залы. Если же говорить об общем количестве посетителей, то, например, октябрь 2022 года показал падение на 60 % относительно октября 2021-го.

Основная аудитория кинотеатров по-прежнему молодые люди 18-35 лет, в некоторые кинотеатры больше ходит молодежь, в некоторых основной клиент — семьи с детьми, особенно высок процент таких посетителей бывает в выходные дни и на праздники.

В том числе поэтому работники кинотеатров ждут новогодних каникул: мультики и семейные фильмы традиционно хорошо себя показывают в прокате, и российские кинопроизводители приготовили для нас несколько таких проектов.

«Из графика декабря могу выделить „Чук и Гек“, картина выглядит качественно и имеет неплохой потенциал, — говорит представитель КРК „Эпицентр“ Артем Остапенко. — Еще есть „Непослушник-2“ и „Маша и Медведь в кино“, опоздавшая, к сожалению, лет на 5. Новогодние праздники ждем со сдержанным оптимизмом. Про голливудские премьеры, которые мы вынуждены пропускать, говорить очень грустно, но там в декабре есть пара гарантированных хитов. А в январе мы ждём проблемного „Чебурашку“, который в любом случае покажет неплохую кассу».

В целом же эксперт с грустью отмечает, что каких-то значительных сдвигов в кинотеатральной индустрии в России он не наблюдает. Также как и положительных тенденций.

Кадр из российского фильма «Чук и Гек». Премьера 22 декабря 2022 г.

Попытки в импортозамещение

А ведь отрасль возлагала на уходящий год по-настоящему большие надежды. Смягчение «ковидных» ограничений на посещение общественных мест, возвращение Голливуда к нормальному графику мировых премьер, — всё это еще в январе-феврале позволяло рассчитывать на то, что кинотеатры наконец-то выберутся из депрессии. Но после введения санкций против России в связи с началом спецоперации на Украине, представителям индустрии вновь получили по рукам, и удар этот был не из приятных.

В марте ряд крупных зарубежных правообладателей объявил о прекращении проката своих фильмов на территории России. Российские кинопроизводители не могли восполнить образовавшийся дефицит, чтобы выжить, кинотеатры спешно переориентировались на повторный прокат старых отечественных хитов, советской классики, картин индийского и корейского производства. Всё это обеспечило лишь 5 % от ожидаемых кассовых сборов. Как сообщает Ассоциация владельцев кинотеатров, почти 200 кинотеатров в России закрылись еще летом, треть коммерческих кинозалов приостановила деятельность.

«Еще один удар по кинотеатрам нанес бурный рост онлайн-платформ для просмотра фильмов, — говорит Лидия Маркова, автор телеграмм-канала „СибКультПривет“. — Активные и молодые потребители развлекательного контента переключились на стриминг, и кинотеатры сейчас выживают очень большими усилиями: вынуждены сдавать свои площади под конференции, мероприятия. Вопрос „импортозамещения“ очень сложный: безусловно российское кино за последнее время шагнуло далеко вперед, появилось действительно много хороших продуктов в том числе для массового зрителя. Но только сам зритель всё еще находится в плену стереотипов из 90-х: всё отечественное равно скучное, неинтересное, низкокачественное».

Кое-какие голливудские фильмы все таки «просачиваются» в отечественный прокат: недавно сошел с экранов «В эфире» с Мэлом Гибсоном, в январе ожидается премьера нового фильма Гая Ричи с Джейсоном Стэйтемом. Как поясняют специалисты, близкие к отрасли, эти картины появляются благодаря отчаянным попыткам дистрибьюторов договориться хоть с кем-то из кинопроизводителей США о легальном прокате в России.

Обычно «урвать» удается какие-то картины, которые не сделали кассу в родной стране, и имеют низкие оценки на imdb. Например «Операция „Фортуна“: Искусство побеждать» Гая Ричи будет прокатывать новая компания Global Film, которая в июне этого года открылась на осколках других разорившихся дистрибьюторов. Но ни о каких законных возможностях сотрудничать с компаниями, вроде Disney, Warner Bros, Sony и Universal, речи быть не может.

Кадр из фильма «Операция „Фортуна“: Искусство побеждать». Премьера в России запланирована на 5 января 2023 г.

А в ответ тишина...

«На самом деле все голливудские блокбастеры, которые вы сейчас видите в некоторых кинотеатрах, это нелегальные показы. „Аватар“, „Черный Адам“, „Черная пантера“ — это всё незаконно, — рассказала Newslab представитель A-One FILMS, дистрибьютора иностранных фильмов на территории России (Санкт-Петербург) Василиса Шпоть. — Чтобы показывать фильмы в России, необходимо, во-первых, договориться с международным дистрибьютором, заключить контракт. Происходит оплата прав и материалов: это сама копия фильма, трейлер, постеры и прочее. Сейчас с этим трудности, перевод денежных средств за границу представляет огромную проблему, но мы решаем этот вопрос. Во-вторых, мы делаем локализацию материалов. Третий важный этап — получение прокатного удостоверения на территории РФ. Если все эти три шага выполнены, можно показывать фильм на территории страны легально».

Всё остальное является по сути — пиратским контентом, который некоторые фирмы на свой страх и риск запускают на экраны, для поддержания зрительского интереса. «Запрещенный контент» при желании можно найти в афишах некоторых кинотеатров почти каждого города страны, документально в этот момент кинозалы находятся в аренде у сторонних организаций. В августе Ассоциация владельцев кинотеатров даже совершила попытку сделать такую деятельность легальной: обратилось с открытым письмом к президенту РФ с просьбой разрешить прокат голливудских блокбастеров без разрешения правообладателей. Письмо осталось без ответа.

Фото: freepik.com

Когда надежды рухнут

«Мне сложно ответить, как выживают другие кинотеатры, — говорит Артем Остапенко. — Кто как может, наверное. Известно, что московские получили поддержку на городском уровне. Многие держатся по инерции или на ожиданиях, что голливудские фильмы так или иначе вернутся, копят убытки. Некоторые не ждут, а экспериментируют с серыми схемами показа „альтернативного контента“. Некоторые закрываются, но меньше, чем ожидалось весной. Не слышал, чтобы у какого-нибудь кинотеатра было все хорошо. Была надежда на господдержку всей отрасли аналогично ковидному 2020 году, но учитывая общую ситуацию в экономике, скажем так, мы на это не рассчитываем».

Другие представители отрасли выражают еще меньше оптимизма относительно ближайшего будущего: предполагают, что массовые банкротства кинотеатров все же грядут, предположительно в феврале-марте, когда «новогодний» ажиотаж в индустрии сойдет на нет и последние надежды рухнут. Особенно это касается тех кинотеатров, у которых все площадки арендованные и нет площадей в собственности. У крупных же сетей миллиардные долги, которые продолжают расти, как пузырь. А все пузыри рано или поздно лопнут.

В относительной безопасности находятся лишь те кинотеатры, которые изначально заняли свою нишу и не претендовали на прокат блокбастеров.

«Происходящее коснулось нашего кинотеатра в меньшей степени, — говорит Ксения Вологдина, пресс-секретарь Дома кино. — По большей части мы остаемся кинотеатром, который популяризирует авторское, независимое, артхаусное кино. Мы работаем с независимыми прокатными организациями, а они санкции против России не поддержали. В кинопрокате всё чаще появляются отечественные киноновинки, с мая 2022 года программа расширилась показами фильмов, созданных без государственного софинансирования».

Возможно, для выживания другим кино-развлекательным центрам следует искать свою нишу? Некоторые уже это делают: внедряют в дополнение к развлекательному, образовательный контент, устраивают встречи с авторами фильмов и кинокритиками. Кому-то эта стратегия, возможно, поможет выжить. Кому то — нет.

Анна Козлова специально для Newslab

Рекомендуем почитать