Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
«Покупаем китайские машины, над которыми еще вчера смеялись»: как российский авторынок выжил в 2022-м и что его ждет дальше

«Покупаем китайские машины, над которыми еще вчера смеялись»: как российский авторынок выжил в 2022-м и что его ждет дальше

31.01.2023
50
Кадр из фильма «Берегись автомобиля» (1966)

Автокатастрофа длиной в год

В ушедшем 2022-м в российские дилеры продали почти на миллион легковых автомобилей меньше, чем годом ранее. Как сообщили Newslab в аналитическом агентстве «Автостат», жители Красноярского края за год купили в автосалонах всего 7,6 тысяч новых машин, против 18,5 тысяч в 2021-м. Падение составило 58,8 %, что соответствует общероссийской статистике, а ведь 2021 год тоже не назвать эталонным: рынок тогда еще не успел оправиться от последствий пандемии.

«Когда-то Красноярск входил в тройку самых автомобилизированных городов России, но это уже давно не так. Сейчас мы хорошо, если входим в топ-10, хотя все еще обгоняем по числу машин в пересчете на население и Москву, и Новосибирск, — говорит автор телеграм-канала „АвтоНовости-24“ Евгений Уколошик. — И всё же регион остается крупным рынком, у нас стабильный спрос как на эконом-сегмент, так и на более дорогие модели. 22-й год обещал быть хорошим для большинства дилеров, увы, февральские события всё изменили».

С таким кризисом автомобильная отрасль в России не сталкивалась никогда: речь идет не просто о падении продаж, но о полном разрушении самой концепции автобизнеса. Весной почти все иностранные автоконцерны остановили поставки в Россию, одно за другим были заморожены производства на территории страны. Renault после недолгих сомнений остановил конвейеры и передал долю в «Автовазе» государству, начавшийся еще в 2020 году дефицит моделей LADA усугубился. От своих предприятий и активов избавились Nissan, Toyota, Mercedes-Benz, Ford, Mazda и другие.

Некоторые из брошенных производств «подобрали» китайцы, так, например, на бывшем заводе «Рено Россия» начали выпуск китайских автомобилей JAC под маркой «Москвич». С ноября по середину января там было изготовлено около 2000 кроссоверов. Напомним, что до пандемии коронавируса на этом предприятии делали по 2-3 тысячи седанов Logan и по 4-5 тысяч внедорожников Duster ежемесячно.

В январе этого года первые автомобили под новой для российского рынка китайской маркой Kaiyi сошли с конвейера калининградского завода «Автотор». Напомним, после того как многолетнее сотрудничество с «Автотором» приостановили BMW, Kia и Hyundai, концерн заметно сократил объемы производства в 2022 году и начал поиск новых партнеров — уже в Китае.

На LADAн дышат

Из-за дефицита и санкций предзаказ как на отечественные, так и на иностранные транспортные средства стал невозможен. Весной дилеры подняли цены на имеющиеся в наличии машины, продавцы, понимая, что будущее туманно, пытались выжать из рынка максимум здесь и сейчас. Конечно, красноярцы были не готовы к такому: апрель и май стали рекордными по низкому спросу.

«Доходило до абсурда. Салоны отказывались передавать на руки предзаказанные авто, купленные по старым ценам, — рассказывает менеджер одного из центров по продаже автомобилей Руслан Воронов. — Начались кадровые движения, часть опытных менеджеров популярных раньше марок пошли торговать „Ладами“. Сокращение зарплат до минимального оклада вынудило людей увольняться из автосалонов. Немного восстановился спрос к осени, но тут объявили частичную мобилизацию и продажи снова встали».

Доходы упали у дилеров всех автопроизводителей, кроме китайских. Последние, напротив, показали небольшой рост: например, по некоторым данным марка Chery продала на 4 % больше автомобилей. Люди привыкают к новым брендам, над которыми раньше посмеивались, считает Руслан Воронов. «Выбора-то нет, китайские автомобили заполняют рынок и ведут агрессивный маркетинг, их доля будет только расти», — говорит продавец.

И всё же марку первенства по востребованности удерживает LADA, хотя и на ее модельную линейку продажи рухнули почти на 60 %. Самым покупаемым автомобилем в 2022 году у красноярцев стала LADA Granta: продано чуть больше 700 штук. Также спросом пользовались другие модели концерна LADA (Vesta, Niva Travel, Niva Legend) и самые ходовые модели от Hyundai и KIA. Эксперты считают, что в текущем году место корейцев займут китайские конкуренты и никакой альтернативы в эконом-сегменте не будет.

Не нравится, не бери!

Из-за дефицита некоторые дилеры долгое время могли накручивать дополнительные услуги, выставлять требования по количеству платных комплектующих и отказываться продавать автомобиль без оформления страховки. А значит цена, которую покупатели видят на сайте того или иного продавца, еще не окончательная и к этому нужно быть готовым. Ответ на жалобы один: не нравится, не бери!

«Так что мы как в лихие 90-е, — говорит Евгений Уколошик, — перед приобретением автомобиля вынуждены торговаться у прилавка, требовать соблюдения прав потребителя, или же — идти к перегонщикам и заказывать у них тачку из-за границы. Очень быстро появились люди, которые сориентировались в ситуации и привозят авто из Арабских Эмиратов и Южной Кореи, налаживают параллельный импорт из Казахстана. Только вот с растаможиванием и оформлением стоимость автомобиля сильно возрастает».

А значит это имеет смысл только в сегментах выше «эконом». Как нам сообщили игроки рынка, красноярцы заказывают ввоз автомобилей в ценовом сегменте от 2,5 до 4 млн рублей всё чаще. Основные покупатели таких машин — люди возраста 35+, предприниматели, топ-менеджеры. Среди них есть мнение, что возобновления официальных поставок популярных марок и моделей не предвидится в ближайшие лет пять. Правда, к этому осознанию покупатели шли почти год.

«Розовые очки спали, и понимание того, что как было „до“ уже не будет, случилось, — говорит Юлия Брок, руководитель фирмы TIKSAN AUTO в международной группе компаний TIKSAN GROUP. — Всем нам пора „переобуваться“, и теперь мы живем в новой реальности, в том числе и в новых реалиях спроса. Производители потеряли свои позиции на рынке, дилерским центрам потребуется восстановление с нуля».

Спрос вернется вслед за стабильностью

На сегодняшний день в Красноярске зарегистрировано 73 центра по продажам и обслуживанию новых легковых автомобилей. Эксперты считают, что их количество сократится в ближайшем будущем, ведь резкого подъема рынка не предвидится. Возвращаться спрос начнет только после того, как появится какое-то стабильное представление о завтрашнем дне у населения страны. Другие дилеры настроены более оптимистично. Как сообщили Newslab представители ГК «Медведь Холдинг», количество сделок всё же постепенно растет.

«Если весной и в начале лета клиенты занимали выжидательную позицию, то сейчас готовы к покупке, изучают предлагаемые автомобили из КНР, выражают положительное впечатление. Что касается ожиданий на 2023 год, то мы прогнозируем постепенный рост продаж новых автомобилей тех марок, по которым есть поставки. Это бренды из КНР и LADA», — говорится в сообщении от холдинга.

Серийная сборка автомобиля «Москвич 3» на московском автозаводе «Москвич», ноябрь 2022 г.
Источник: government.ru

Самыми перспективными для нашего рынка автомобилями «Медведь Холдинг» считает компактные кроссоверы из Китая, такие как Chery, Geely, Omoda и Exeed. Другие дилеры обещают в 2023 году несколько новых марок автомобилей, ранее не представленных в России. Например, иранский бренд бюджетных авто Iran Khodro или вьетнамские автомобили VinFast. Доедет до краевой столицы и многострадальный «Москвич»: отгрузки автомобилей в дилерские центры должны стартовать уже в феврале.

Будет ли спрос на эти марки, покажет время. Вероятно, будет. На фоне дефицита покупатели осторожно «принюхиваются» ко всем новинкам и различным схемам приобретения. Ведь никому не хочется жить в мире, где не то что иностранный автомобиль, но даже «Лада» перестает быть средством передвижения и превращается в роскошь.

Анна Козлова специально для Newslab

Рекомендуем почитать