Существуют ли технологии противодействия телефонному мошенничеству?
В Сбере работает одна из самых эффективных в мире систем фрод-мониторинга, которая использует в том числе и технологии искусственного интеллекта.
Наши технологии анализируют транзакционную активность клиента, и в случае попытки совершения подозрительной операции просто блокируют ее до выяснения обстоятельств. Но, к сожалению, технологии не всесильны — мошенники используют методы социальной инженерии, запугивают людей, входят в доверие, и те переводят им все свои сбережения. Для предотвращения подобных случаев для сотрудников наши отделений были разработаны специальные памятки: на что обратить внимание при обслуживании клиентов и как поступать, если поведение человека вызывает тревогу за него.
На официальном сайте Сбера есть целый раздел, посвященный мошенникам, их основным уловкам и методам противодействия, а через приложение Сбербанк Онлайн всегда можно передать в настоящую службу безопасности Сбера номера телефонов мошенников, если они вам позвонили.
Так, в мобильном приложении Сбербанк Онлайн можно подключить сервис проверки входящих вызовов — он предупредит о том, что звонит мошенник. Достаточно зайти в раздел «Безопасность» на главном экране и в настройках активировать кнопку «Проверять входящие звонки». Сервисом уже пользуются более миллиона клиентов.
Есть также сервис «Проверка операций близкого», который помогает защитить близких от мошенников. Например, если близкий человек захочет перевести кому-то деньги, банк пришлет вам уведомление. Вы сможете подтвердить или отклонить перевод, если он показался вам подозрительным.
Помогают ли эти меры?
Сегодня наши разработки в области выявления и предотвращения мошенничества позволяют добиться высокой эффективности. Добиться стопроцентного результата невозможно, потому что нельзя предотвратить хищения, когда человек сам снимает наличные деньги и относит их мошеннику.
Каждый месяц наша система фиксирует разное количество мошеннических звонков и обращений от граждан. Это, безусловно, помогает нам расширять базу, оперативно блокировать номера мошенников и фишинговые сайты. Здесь важна не только наша работа, но и бдительность населения, заинтересованность в решении данных вопросов.
Как быстро номер мошенников попадает в базу Сбера?
Приложение «Сбербанк Онлайн» позволяет направить в банк номера телефонов мошенников в любое время при наличии доступа к интернету — нужно всего лишь перейти по ссылке «Сообщить о мошеннике» в разделе «Безопасность» и заполнить простую форму.
Сотрудничает ли банк с сотовыми операторами и правоохранительными органами?
Сбербанк первым из российских банков начал выявлять телефонное мошенничество в режиме реального времени, объединив усилия с операторами связи и правоохранительными органами в рамках уникального технологического антифрод-решения, не имеющего аналогов в мире.
Как предостеречь себя и близких от телефонных мошенников?
На всякий случай, еще раз напоминаем: пожалуйста, никому и никогда не передавайте пин-коды и пароли от своих карт, не сообщайте коды совершения операций, которые приходят вам через СМС.
Помните, что настоящим сотрудникам банка никогда не потребуются от вас такие данные — они же и так их уже знают. Никаких «защищенных счетов», «безопасных ячеек» или «межбанковских единых счетов» не существует. В случае любых подозрений, что с вашим счетом что-то не так, пожалуйста, обращайтесь сразу в ваш банк — в Сбере это можно сделать по номеру 900.
Интернет-газета Newslab