Первую экстренную медицинскую службу в Красноярске предложили создать еще в конце XIX века. Этот вопрос подняли 8 января 1895 года на заседании Общества врачей Енисейской губернии. Автором идеи был один из членов общества — Петр Николаевич Коновалов. Что примечательно, сделать это он хотел не для пациентов, а для «личного удобства и спокойствия врачей».
Но в губернском городе оказалось недостаточно врачей, чтобы организовать ночное дежурство.
По архивным данным, тогда в Красноярске насчитывался всего 21 доктор, включая участковых, больничных, тюремных, военных, железнодорожных и переселенческих. Выезжать по ночам, тем более к бедным людям, далеко не каждый из них был готов. Основная нагрузка ложилась на плечи врачей городских больниц.
К началу века в Красноярске было создано Вольное пожарное общество, которое взяло на себя обязанность по борьбе с огнем. При нем существовали и «санитарные отряды», главной задачей которых стало оказание помощи пострадавшим во время пожаров. Но в городе постоянно фиксировались другие происшествия, которые требовали вмешательства медиков. Врачи же отказывались выезжать на место преступлений и грабежей, опасаясь за свою жизнь.
В 1916 году Вольное пожарное общество наработало достаточный опыт и предложило властям города свои услуги по оказанию населению медицинской помощи в ночное время. Станцию открыли 1 декабря 1916 года на Плац-Парадной площади (современная Красная площадь). С 10 часов вечера до 7 часов утра там дежурил один врач, нанятый Обществом, и извозчик, который должен был в случае вызова быстро доставить врача к больному. Станция обслуживала весь город. Срочные вызовы принимались по телефону. В среднем таких вызовов было 2-3.
Но врачи и извозчики не могли работать бесплатно. Поэтому очень быстро встал вопрос о недостаточности финансирования затеи с круглосуточным дежурством. Станция закрылась, но проблема оказания медпомощи осталась.
2 марта 1917 года на заседании городской врачебной санитарной комиссии известный красноярский врач Владимир Крутовский заявил, что если городу действительно необходимо иметь службу скорой помощи, то «всё дело надо взять в свои руки и организовать как следует: станция дежурств в особенности нужна для экстренной помощи при несчастных случаях; дежурство необходимо не только ночью, но и днём...».
В итоге функцию станции скорой помощи передали губернской земской больнице. Но экстренную помощь начали оказывать только тем больным, которых доставили в приемный покой больницы, а также те, кого уже лечил участковый врач. По данным врачебно-санитарной хроники города Красноярска за 1917 год, в месяц было от 40 до 80 обращений.
Но обращение экстренных больных в медицинское учреждение начало причинять неудобства. В больницу через пункт скорой помощи часто стали попадать инфекционные больные, а также пьяные, травмированные и раненые, а также бродяги. Медики считали, что это причиняет беспокойство стационарным больным.
В итоге больничный Совет губернской земской больницы решил с 1 апреля закрыть дежурный пункт по оказанию неотложной врачебной помощи. Вопрос об организации срочной медицинской помощи населению вне очереди был поставлен на обсуждение Красноярской городской думы.
6 апреля 1918 на заседании Красноярской городской думы выступил заведующий медико-санитарным бюро города Николай Михайлович Знаменский и предложил создать новый пункт, но уже отдельный от других лечебных заведений, «пункт, куда днем и ночью всякий свободно может обратиться с полной уверенностью, что помощь ему будет оказана...». Дневные дежурства должны были взять на себя врачи городской и земской больниц, а для организации пункта нужен был лишь один ночной врач, который работал бы с 20:00 до 9:00.
«Дежурный врач будет оказывать помощь привозным больным и выезжать по вызовам в районы города без Николаевской слободы. Она должна быть отдельно выделена, так как если врач туда поедет, то уйдет полтора часа, а за это время могут привезти экстренного больного, который может остаться без помощи... В помощь врачу должна быть сестра милосердия, два служителя — дневной и ночной. И кроме того, нужен выезд, телефон и оборудование. Необходимо обратить внимание на выезд: лошадь должна быть хорошая, то есть спокойная, с хорошим ходом, сильная; экипаж крытый, рессорный (пролетка), зимой - сани с меховым одеялом; кучер трезвый и знающий город. Дежурному персоналу должен быть предоставлен чай с сахаром и хлебом...», — говорилось в сообщении Знаменского.
Оказание медпомощи в этом пункте предложили сделать бесплатной, но состоятельные пациенты, по своему желанию, могли вносить плату за расходы, связанные с их обслуживанием. Эти средства должны были передаваться в городскую казну.
День рассмотрения этого вопроса городской Думой считается датой официального создания службы экстренной медицинской помощи в Красноярске. Станцию решили подчинить городскому общественному управлению. Руководил пунктом до 1919 года Николай Знаменский. За первые полгода своей работы станция приняла 593 человека, на дому помощь была оказана 190 больным.
В этот период, по данным статистиков, в Красноярске проживало 70 327 жителей, медицинскую помощь им оказывали 15 врачей и 45 лекпомов (фельдшеров) в 14 лечебных учреждениях, из которых было 9 больниц, 2 родильных дома и 8 амбулаторий.
До сентября 1922 года станция скорой помощи располагалась по улице Всесвятской, 40 (ныне ул. Красной Армии, 36). В 1935 году у нее появился собственный автомобиль для доставки врачей к больным. Это был ГАЗ-2А — легендарная «полуторка». В 1939 году скорая помощь заняла комнату на первом этаже городской больницы на улице Вейнбаума. Над ней, на втором этаже, располагалась неотложная хирургия. Затем начались переезды — в 1946 медики находились по адресу Карла Маркса, 50, в 1947 — на проспекте Сталина, 99 (госпиталь ветеранов войн на проспекте Мира), в 1953 году — на ул. Горького, 27 (Архиерейский дом). Лишь в 1955 году станция скорой помощи получила постоянную «прописку» на проспекте Сталина (Мира), 35.
В 1946 году в городе было уже 5 подстанций скорой помощи: одна находилась в Центральном районе, две — в Ленинском и две в Кировском районе. Пользовались они тремя грузовыми и одним легковым автомобилем. Снабжение топливом держалось на уровне 65-70 % от необходимого, поэтому до 20 дней в месяц транспорт простаивал из-за отсутствия бензина. При этом число вызовов за 1946 год составило 16 575. 6071 вызов врачам пришлось обслуживать пешком.
В конце 1954 года городские власти приняли неожиданное решение разделить скорую помощь на правобережную и левобережную. Две самостоятельные станции просуществовали до 1965 года. К этому времени в Красноярске уже работало 58 круглосуточных линейных бригад. Станции скорой и неотложной медицинской помощи была передана и неотложная помощь при поликлиниках.
В 1966 году появилась первая специализированная бригада — кардиореанимационная. Это позволило полностью исключить случаи смертей пациентов с инфарктом во время транспортировки. Но для эффективности работы кардиобригад потребовалось изменить работу диспетчеров. Еще через год в Красноярске создали отдельную реанимационную бригаду, а в 1969 году — неврологическую.
Привычный всем телефон «03» заработал в августе 1976 года, когда станция скорой медицинской помощи стала отделением открывшейся в городе БСМП. В 1994 году ее выделили в самостоятельное учреждение.
Столетие станция скорой медицинской помощи в Красноярске встретила с шестью подстанциями, расположенными в разных районах города и 95 бригадами, включая 19 специализированных. Ежегодно скорая помощь принимает более 400 тысяч вызовов.
Интернет-газета Newslab
По материалам архивов Красноярского края, сайта красноярской станции скорой медицинской помощи и краевой клинической больницы.