Объем и плоскость
За свою практику я неоднократно сталкивалась с серьезной проблемой: когда у школьников спрашиваешь название фигуры и показываешь при этом куб или шар, то они говорят, что это квадрат и, соответственно, круг. То есть дети пользуются плоскостными терминами, несмотря на то, что видят объемные тела. И такое происходит повсеместно, а иногда похожие ошибки допускают даже взрослые.
Отталкиваясь от данной проблемы, я разработала авторскую методику «От объема к плоскости». Дети, которые занимаются по этой программе, уже в дошкольном возрасте знают, что такое призма, прекрасно представляют, как выглядят шар, куб, цилиндр, различают все плоскостные геометрические фигуры и не путают их с объемными.
Что это даёт? Прежде всего, данная методика позволяет сформировать пространственное восприятие и впоследствии — пространственное мышление. Благодаря этому ребенок может легко представить плоскую картинку в книге или на экране как объемную, визуально «разбить» сложную фигуру на более простые составляющие или, наоборот, составить из понятных геометрических тел более сложную фигуру.
Таким образом происходит развитие воображения, обретается способность к синтезу и анализу. Если заниматься этим с самых ранних лет, то в дальнейшем ребенку будет легко даваться обучение по таким предметам, как геометрия или черчение. Кроме того, развитое пространственное мышление — это неотъемлемая составляющая таких профессий, как инженер, программист, художник, архитектор или скульптор.
Я и сама занимаюсь созданием объемных скульптур из различных материалов и помогаю детям с помощью своей методики прийти к изображению объемов в искусстве. Практика показывает, что уже в начальной школе дети легко мастерят и строят первые фигуры, а самому простейшему изготовлению цилиндра из бумаги легко научить детей в четыре-пять лет.
Как проходит обучение
Моя методика основана на принципах фузионизма, то есть совместном изучении как объемных, так и плоских фигур. Причем сначала ребенок знакомится с объемными фигурами, а только потом с плоскими, которые мы рассматриваем как проекции объемных тел.
Занятия проходят в играх с наборами из различных фигур и предметов, которые мы по-разному составляем, что-то из них строим и конструируем. То есть прежде всего мы работаем с тем, что можно потрогать, рассмотреть со всех сторон. Например, это может быть обычный деревянный кубик. Сначала мы называем его форму, знакомимся с ней, а потом проговариваем, что сторона у него квадратная и постепенно переходим к работе в плоскости — рисуем квадраты на бумаге, делаем аппликации. Тем самым внимание ребенка переключается лишь на один ракурс этого кубика, и у него возникает понимание об объеме и плоскости и о том, как они связаны между собой и чем различаются.
При этом мы здесь ничего от детей не требуем, не заставляем заучивать и проговаривать сложные названия фигур — они запоминают всё сами в процессе тех же игр и упражнений, которые к этому располагают. Не менее важно то, что на занятиях происходит постоянная смена деятельности: только что мы строили — уже рисуем и наоборот. В непрерывном движении ребенку интереснее, он больше вовлекается, не станет капризничать, не захочет брать у мамы телефон, потому что постоянно рядом с ним появляются новые предметы, игрушки и фигуры, которые хочется рассматривать.
Эта методика позволяет при необходимости усложнять или упрощать занятия, делать их очень разнообразными. Учебный материал может отличаться как тематически и визуально, так и на ощупь, так как для детей характерно полимодальное восприятие.
Для изготовления демонстрационного рабочего материала я также использую собственные запатентованные прикладные техники по созданию декоративных изделий из ваты и объемных фигур из макулатуры. С их помощью можно создавать наглядные и счетные материалы, тренажеры по развитию не только пространственного восприятия, но и мелкой моторики и зрительно-моторной координации, а также поделки, костюмы, декорации к праздникам или театрализованным постановкам.
Простое и гениальное изобретение
За годы работы я довольно часто наблюдала неправильный захват пишущих средств детьми. Причем, согласно научным исследованиям, захват формируется в возрасте до пяти лет. И если пытаться править его в шесть лет и позже, то дети могут начать всячески этому сопротивляться и говорить, что им неудобно. Работать с данной проблемой педагогам всегда сложно. Поэтому я стала задумываться, как включить в свою работу с дошкольниками методы формирования правильного захвата. Чтобы это происходило вовремя, в возрасте с двух до пяти лет, без всяческого насилия и опять же через игру.
Так возникла идея создания детской печатки с оснасткой в виде треугольной пирамидки. Мы и раньше на своих занятиях использовали всевозможные печатки, которые помогают детям в рисовании геометрических фигур, но никак не в формировании захвата, поскольку их корпус для этого не предусмотрен. А печать-пирамидку можно взять только одним способом — тремя пальцами с помощью щипкового захвата, что правильно и естественно.
Кроме того, пирамидка дает ощущение того, что вот-вот печатка соскользнет, и тогда мышцы сжимаются сильнее, а рука быстрее привыкает к нужному положению. Также с ее помощью можно работать на точность, скоординированность действий кисти рук и глаз. Для этого следует попросить ребенка делать печати не хаотично, а в конкретной точке, внутри клеточек, на тонких полосках бумаги и т. д.
После регулярного применения такой печатки ребенок не будет понимать, почему он держит пишущие средства правильно — настолько это естественный процесс. Какие-то специальные корректирующие насадки на ручки, которые часто применяются уже в более старшем возрасте, ему точно не понадобятся. При этом сама печатка как инструмент профилактической работы настолько проста, что ее может сделать любой родитель самостоятельно, например из полимерной глины. Однако это единственный метод обучения правильному захвату без использования непосредственно ручки или карандаша, и он настолько уникален, что сама печатка-пирамидка, по сути, является инновационным полезным изобретением, которое можно запатентовать, над чем я сейчас и работаю.
Форум In’Hub
Работая над патентом, я узнала о форуме инноваторов In’Hub, который прошел впервые в 2022 году в Новосибирске. Мероприятие заинтересовало тем, что там как раз оказывалась юридическая и информационная поддержка в области патентного права, однако попасть туда в качестве участника можно было лишь на конкурсной основе. Я понимала, что моя печатка кажется очень простым изобретением, поэтому я рискнула позвонить организаторам, чтобы объяснить важность своей методики и своих подходов, и, к моему удивлению, мне удалось их вдохновить и попасть на форум.
Поскольку инициатором и организатором In’Hub выступает горно-металлургическая компания «Норникель», его специфика далека от того, что связано с образованием, и участников, представляющих эту сферу, на первом форуме было не так много. Но вместо того, чтобы стоять у стенда и ждать, заинтересуются ли посетители форума моей идеей, я решила устроить небольшое шоу.
Взяла газеты, муку, заварила клейстер и прямо на площадке за три дня сделала фигуру в виде человека-робота, которую назвала старик In’Hubыч по аналогии со стариком Хоттабычем. Тем самым я хотела показать, что при наличии развитого пространственного мышления и знания специфики геометрических тел можно совершенно легко творить и создавать, и это могут делать не только взрослые, но и дети.
В результате у меня получилось довольно успешно презентовать свои инструменты работы с дошкольниками и в целом методику «От объема к плоскости», за которые я была удостоена серебряной медали In’Hub наравне с опытными учеными, инженерами и разработчиками.
Однако о важности пространственного восприятия пока лишь много говорится, но не так много делается для его развития у детей дошкольного возраста. В федеральной образовательной программе приоритет отдается изучению плоских фигур. Объемные фигуры в детском саду, конечно, тоже изучаются, но гораздо позже и непоследовательно. Более того, есть теория, что объемные пространственные тела лишь усложняют восприятие для ребенка. Своей методикой я это оспариваю.
Простой пример: когда дети выходят на прогулку в детском саду, их часто просят найти предметы прямоугольной формы, имея в виду ближайшие дома и строения. То есть дети видят объемные формы, но у себя в голове должны соотнести их с плоскими фигурами. Вместо этого следовало бы попросить их найти предметы в форме четырехугольной призмы. Тогда сопоставление бы происходило с объемным эталоном. При этом я считаю, что восприятие ребенка позволяет ему представить вид здания не только сбоку, но и сверху или снизу.
В моей практике был пример, когда ученик дошкольного возраста, увидев у мамы колпачок от кондитерского шприца, сказал: «О, это же конус!». То есть восприятие объемных тел детьми и сопоставление их с любыми окружающими нас предметами происходит очень легко, если только этим заниматься.
Кристина Иванова специально для Newslab