«Рататуй» по-красноярски
Появление крыс в продуктовых магазинах, располагающихся на первых этажах жилых домов — история частая и проблемная, причем как для хозяина торговой точки, так и для самих жильцов.
Так, буквально на днях в супермаркете «Красный Яр» на Красной Армии, 121 посетительница заметила грызуна на полке с курицей. В компании сообщили, что регулярно — один раз в месяц — проводят дератизацию во всех магазинах сети, а крыса могла забежать через открытые двери или ворота во время приема товара.
«Если персонал на месте подозревает, что в торговой точке завелся грызун, то оперативно предпринимаются меры, вызывается подрядчик, который проводит обработку магазина. В случае с гастрономом на Красной Армии, грызун был пойман в ночь после того, как был замечен», — прокомментировала Newslab представитель торговой сети Таисия Голубева.
Краевой Роспотребнадзор объявил торговой сети предостережение и посоветовал покупателям в аналогичных случаях обращаться к администратору магазина или сразу направлять жалобу им.
Экскременты под капотом
Newslab также пообщался с красноярцами, которые уже долгое время вынуждены терпеть соседство с грызунами. Так вышло, что много жалоб поступает в адрес УК «ЖСК». В частности, подобную проблему испытывают жильцы домов по адресу Республики, 32а, Корнеева, 48, 9 мая, 8 и Робеспьера, 25.
Как рассказала жительница дома на ул. Корнеева Алена Естремская, на обращения управляющая компания реагирует отпиской — «для дератизации с вами свяжется представитель подрядной организации». После этого, по словам женщины, никаких звонков так и не поступило, а крысы продолжают бегать.
О крысах, вольготно гуляющих во дворе, Newslab также рассказала жительница дома по адресу Робеспьера, 25. Откуда они взялись — неизвестно. Однако женщина предполагает, что вредителей могло завлечь содержимое овощехранилища, которое организовали владельцы местного магазина в одном из гаражей.
Обращение жительницы в краевой Стройнадзор результата не дало — ведомство заявило, что управляющая компания проводит ежемесячную дератизацию. Тем временем под капотом своей машины красноярка обнаружила «сухари, косточки и экскременты», а ремонт перегрызенной проводки, по словам женщины, «влетел в копеечку».
Красноярцы жалуются на то, что управляющая компания сообщает о проведении обработки, но уже на следующий день грызуны снова выходят на прогулку.
В «ЖСК» пояснили Newslab, что проводят ежемесячную дератизацию согласно регламенту. Для проведения дополнительных обработок собственники квартир должны подать заявку в УК.
«Живой уголок» у детского сада
Проблемным оказался и другой двор, который обслуживает УК «ЖСК». С грызунами вынуждены соседствовать жители дома по адресу Профсоюзов, 56, а вместе с ними — воспитанники детского сада, прямо у забора которого поставили мусорные баки. СанПиН запрещает ставить контейнеры ближе, чем в 20 метрах от таких учреждений, но управляющую компанию это не остановило.
«Крысы как у себя дома ходят», — так описали Newslab ситуацию возле детского сада «Ладушки» родители.
Поблизости, по словам очевидцев, регулярно встречаются целые крысиные семьи. Проблема неоднократно поднимается и в родительском чате детсада. Работники учреждения делают все возможное, чтобы дети не повстречались с грызунами, но вредители все равно пробираются на территорию.
Перенести баки управляющая компания, по словам родителей, отказывается. Однако, как пояснили в «ЖСК», на этом участке проводилась дератизация, а перенести мусорную площадку без разрешения районной администрации они не могут. Дело в том, что на собрании собственники захотели установить баки на муниципальной территории, чего сделать без согласия нельзя.
Родителям пообещали построить новую контейнерную площадку, но появится она только в августе-сентябре. В ожидании переноса контейнеров воспитанникам сада приходится играть по соседству с крысами.
О нарушениях УК «ЖСК» знают в Роспотребнадзоре. В июне организации было объявлено предостережение. Если ситуация не изменится — компания будет привлечена к ответственности.
Как бороться с грызунами?
Как уточнили Newslab в Роспотребнадзоре, содержание общего имущества, в том числе истребление грызунов в подвалах и дворах — ответственность управляющей компании.
По санитарным нормам профилактическая обработка должна проводиться раз в месяц. Если грызуны все равно поселились, эффективнее всего — собрать подписи жильцов и направить в управляющую компанию коллективную претензию.
Уничтожение насекомых или грызунов в своей квартире собственник жилого помещения осуществляет самостоятельно и за свой счет.
Если управляющая компания бездействует
Нужно направить управляющей компании претензию в двух экземплярах. В жалобе подробно опишите проблему и потребуйте принятия соответствующих мер, будь то уборка, дезинфекция или дератизация. На вашем экземпляре должны поставить отметку о принятии, второй экземпляр останется у компании.
Если изменений не последовало, вы вправе обратиться в региональные отделения Государственной жилищной инспекции или Управления Роспотребнадзора. Следует уточнить, что вы уже обращались в управляющую компанию, но меры приняты не были. Приложите копию вашего обращения в управляющую организацию.
Кроме того, жильцы имеют право обратиться в суд, если их требования продолжительное время игнорируются. Компания будет обязана выполнить дератизацию, возместить расходы, если жильцы травили крыс самостоятельно, и полностью возместить убытки.
Интернет-газета Newslab