Продолжая традиции
Традицию проведения конкурсов профессионального мастерства СУЭК возродила на своих предприятиях около двух десятилетий назад. Сегодня они — неотъемлемый атрибут празднования Дня шахтера.
Соревнования, как правило, стартуют за месяц-полтора до профессионального праздника. Сначала конкурсы проходят на каждом предприятии СУЭК, затем — на уровне края: за звание лучшего в различных профессиях борются представители Бородинского, Назаровского и Березовского разрезов. Машинисты роторных и одноковшовых экскаваторов, драглайнов, бульдозеров, локомотивов, водители автосамосвалов и другие — состязания охватывают более двадцати профессий.
А уже лучшие из лучших выезжают на межрегиональные соревнования, в этом году конкурсные площадки для «открытчиков» — тех, кто добывает уголь самым эффективным и безопасным открытым способом — разместятся в красноярском Бородино и в Хакасии.
На каждом этапе в обязательном порядке проверяют знания правил охраны труда, промышленной безопасности, также конкурсанты должны пройти практический комплекс заданий. Главная задача таких конкурсов — не только повысить уровень своих сотрудников, замотивировать их на развитие, но и укрепить культуру производства и корпоративный дух.
Точность — вежливость... профессионалов
Конечно, самые зрелищные — это состязания среди представителей основных профессий, управляющих гигантской горной техникой. Такие машины даже в повседневной работе вызывают восхищение, а когда за рычаги садятся асы, восторг от габаритов техники сменяется уважением к тем, кто не просто ежедневно дает стране угля, но и вкладывает в дело всю душу.
Роторные экскаваторы ЭР-1250 — не самые большие из занятых на добыче угля на красноярских предприятиях СУЭК. Тем не менее масштаб впечатляет. Их высота — 22 метра, длина — около 50 метров, диаметр ротора — 6,5 метров, масса — почти 700 тонн. Машиной одновременно управляют два машиниста — один отрабатывает ротором угольный пласт, второй грузит уголь в железнодорожные вагоны.
На конкурсе «дуэт» должен загрузить углем вагон, при этом соблюдая определенные условия — угольная «шапка» над вагоном должна быть ровной, без «просыпей» по бокам вагона, не должно быть недогрузов и перегрузов. Но настоящее удивление — когда под управлением виртуозов груз, подвешенный на стрелу ротора, попадает в обычное ведро — с высоты кабины машиниста оно выглядит совсем крошечным.
Много лет пальму первенства среди машинистов ЭР-1250 не только на красноярских предприятиях, но и во всей СУЭК удерживают отец и сын Ивановы с Бородинского разреза.
Отец Александр Иванов машинистом роторного экскаватора работает почти сорок лет: «У меня были хорошие учителя, они научили всем азам, и до сих пор я этими знаниями пользуюсь и совершенствуюсь».
Сын Дмитрий в профессии с 2014 года: «Нужно найти в жизни свое дело, которому хочется посвящать время, идти на работу с радостью. У меня получилось. Спустя годы особенно это понимаю. Мне очень интересно учиться, расти как специалисту. Возможно, стану в будущем бригадиром, как отец».
Грациозные бульдозеры
Карьерные самосвалы, бульдозеры уступают роторным экскаваторам в габаритах. Но управление ими — тоже особый вид мастерства. В руках профессионалов они не только вывозят кубометры вскрыши, ровняют отвалы или прокладывают трассы, но и «выписывают» ловкие зигзаги, за считаные секунды задним ходом въезжают в импровизированный гараж совсем чуть-чуть шире своих габаритов, забивают отвалом гвоздь, закрывают спичечный коробок и демонстрируют другие навыки.
Бульдозерист Березовского разреза Дмитрий Анисимов нынче опередил в краевых соревнованиях своих коллег из Назарово и Бородино, и на следующей неделе будет отстаивать честь «СУЭК-Красноярск» в финале профессионального конкурса в Хакасии.
«Это очень значимо, что такие соревнования проходят. Возможность есть и себя показать, и на других посмотреть, мастерство перенять», — говорит Дмитрий Анисимов, бульдозерист Березовского разреза.
Водитель самосвала Бородинского разреза Павел Онищенко — многократный победитель конкурсов профессионального мастерства. Уверен — при должных навыках и ответственном подходе управлять большегрузом не сложнее, чем велосипедом.
«Это не первые мои соревнования, и всегда занимаю призовые места. В моем деле, как и везде, нужен навык. Ну, и немного шахтерской удачи!» — делится секретами мастерства Павел Онищенко, машинист грузового автомобиля БелАЗ Бородинского разреза.
Важно каждое звено
Лучших в профессии выбирают не только среди тех, кто добывает, грузит и везет. Не менее важен труд тех, кто прокладывает железнодорожные пути, чтобы по ним двигались груженые углем составы, следит за надежностью электроснабжения производственных объектов и техники, за исправностью горных машин. Это монтеры пути, машинисты железнодорожных кранов, электрослесари, электрогазосварщики и многие-многие другие.
Михаил Масалов, электрогазосварщик Назаровского разреза, в профессии уже 32 года, пришел в нее по стопам отца, который тоже был сварщиком.
«В конкурсах профессионального мастерства участвую постоянно. Особых сложностей не испытываю — все как в обычной работе, только в конкурсе нужно все делать на скорость. Профессия сварщика интересная, монотонности нет, каждый раз что-нибудь новое», — рассказывает Михаил Масалов.
«Люди одной профессии встречаются, общаются между собой, смотрят друг на друга, друг у друга учатся. Ветераны-угольщики любят рассказывать про асов своего времени, которые ковшом спичечный коробок закрывали. Мы сегодня видим, что новое поколение горняков работает ничем не хуже, и среди них есть виртуозы своего дела. Так что ветераны могут быть спокойны, что традиции мастерства живут на предприятиях, а мы гордимся нашими сотрудниками!» — подытожил генеральный директор АО «СУЭК-Красноярск» Андрей Федоров.
Конкурсы профмастерства продлятся до конца августа. А в День шахтера, который отмечается в последнее воскресенье августа, победителям и призерам будут вручены заслуженные награды.
Интернет-газета Newslab