Приоритет — за пешеходами
Все мы в первую очередь пешеходы. Поэтому в городе пешеходу должно быть максимально удобно. Важно сделать среду безбарьерной, потому что в пространстве пешехода передвигаются и маломобильные граждане. Оно должно быть удобным для всех от мала до велика: кто бегает, ходит с тростью, катит ребенка в коляске или едет в ней сам.
Следующий шаг — это сделать удобным переход проезжей части. Здесь я говорю не о двухуровневых пешеходных переходах — надземных или подземных — они как раз совсем неудобны и требуют серьезных капитальных вложений. Достаточно сделать короткими фазы светофоров: чтобы пешеходы не ждали по две минуты, пока загорится зеленый, и не старались успеть за 19-20 секунд. В утренний час пик переход дороги с ребенком через перекресток может занять более трех минут. Если на улице дождь, снег или ледяной ветер, ожидание становится невыносимым.
Такое отношение к пешеходу толкает его в автомобиль. Потому что порой на авто проделать смехотворную дистанцию в пару сотен метров получается легче, комфортнее и безопасней.
Удобная пересадка с одного вида транспорта на другой
В чистом виде строительство метро не решит никаких задач. Прежде всего, люди живут и работают не в станциях метро, а где-то подальше. До ближайшей к дому станции метро и от станции у работы нужно будет еще дойти, а иногда даже доехать до места назначения.
Есть такой термин «последняя миля». Популярность общественного транспорта во многом зависит от качества последней мили — качества пешеходного пространства от дома или офиса до остановки или станции.
Все станции метро должны быть интегрированы с остановками наземного общественного транспорта. Подход к остановкам в радиусе километра тоже должен быть безбарьерным и максимально ухоженным. В центре города это сделать совсем несложно, на периферии — чуть сложнее.
Ограничение скорости движения знаком «40» и организация единой системы платной парковки в центре
В городе необходимо создавать единое парковочное пространство. Многоуровневые парковки в одиночку никогда полностью не закроют весь спрос. В дополнение к ним нужны уличные парковки, потому что каждая решает свою задачу, и задачи эти разные. Но при этом парковка на улицах центра тоже должна стать платной и, более того, с прогрессирующим тарифом.
Что это значит и зачем? На улицах должны парковаться те, кто приезжает в центр по делам и ненадолго. Если каждый последующий час будет стоить дороже, люди не будут занимать эти места на весь день. Люди будут приезжать, например, в магазин, в банк, в ресторан или на почту, делать свои дела и уезжать. На парковке будет накладно стоять долго, и места будут освобождаться для других пользователей. Есть такой термин «оборачиваемость»: и там, где высокий спрос, нужна высокая оборачиваемость.
Нужно сохранить парковки на Мира и обустроить на поперечных улицах. И даже на Ленина и Маркса я бы вернул парковочные места, потому что сейчас это полностью транзитные улицы — бизнес страдает от отсутствия пешеходного трафика и возможности парковаться. Транзиту не место в центре.
А вот крупные подземные или надземные многоуровневые паркинги нужны как раз маятниковым мигрантам — тем, кто работает в центре и приезжает на весь день. И вот там тариф должен работать наоборот: дольше стоишь — ниже цена часа. А еще можно продавать абонементы, где цена часа будет приемлема для всех.
А главное — платные парковки нужно делать так, чтобы ими было удобно пользоваться. Все знают кейс с улицей Красной Армии, где парковкой не пользуются, потому что долго, неудобно, непонятно. Проще встать на аварийке в полосе движения. Но в целом муниципальные парковки (сначала Красгорпарк, затем УДиБ) вполне удобны, другой вопрос, что не везде уместны.
Парковки на площадях быть не должно
Но есть и места, где, я считаю, парковка неприемлема. Например, на площадях —Революции, Театральная. Машины девальвируют главные градостроительные ансамбли города, там их быть не должно.
Сейчас под Театральной площадью строится подземная парковка. И на площади Революции такая должна рано или поздно появиться. Это может казаться утопией, но еще несколько лет назад на площади перед БКЗ была огромная парковка, вся площадь была запаркована. Сейчас страшно представить, что эти машины туда вернутся. Все привыкли к красивому и удобному общественному пространству.
Приведение в порядок уличной рекламы, навигации и летних террас
Само прогулочное пространство в центре города должно стать более эстетичным. Надо, чтобы переходить пешком из точки А в точку Б было интересно, безопасно, удобно. Например, из центра до Копылова идти не так далеко, но идти неинтересно: скучный пейзаж, шум машин или собаки бродячие.
Наряду с главными необходимо привести в порядок поперечные улицы центра. Ширина проезжей части, тротуара, парковки, благоустройство — все это сейчас выглядит несистемно.
С визуальным образом улиц тоже нужно работать, и начинать именно в центре. К Универсиаде был сделан большой шаг вперед по приведению вывесок к общим требованиям. Но не все предприниматели еще понимают, что в дизайн, в рекламу нужно вкладываться, что сегодня прислушиваются не к тому, кто «орет» своими вывесками, а к тому, кто говорит грамотно и размеренно. Вся броская и кричащая реклама не привлекает, а отталкивает.
Велась активная работа — многое сделала Служба городовых, которая точечно работала с коммерсантами, объясняла им, помогала и требовала. Сейчас она в силу каких-то обстоятельств не так эффективно работает. А нужно продолжать ходить и объяснять людям, что от них хотят. Просто написать закон и опубликовать его в газете недостаточно, никто не понимает этот чиновничий канцелярский язык. Нужно по-русски говорить и иллюстрированные методички выпускать.
У нас сейчас исторический шанс — если создаем определенные неудобства для людей в связи с масштабной стройкой метро, то можем вообще все переосмыслить: направления движения транспорта, место и устройство остановок, ширину тротуара, инженерное обеспечение и многое другое. Тему транспорта и движения в центре необходимо перезагрузить комплексно — подземный транспорт, наземный транспорт, машины, пешеходная инфраструктура, парковки, эстетика улиц. И эти вопросы нужно решать, как комплексный проект, а не делить по отраслевому признаку.
Ознакомиться с полным перечнем изменений, которые предлагает Антон Шаталов, можно в его телеграм-канале.
Интернет-газета Newslab