Главная
>
Статьи
>
Общество
>
«Порт пяти морей»: как ценой тысяч жизней строился канал имени Москвы

«Порт пяти морей»: как ценой тысяч жизней строился канал имени Москвы

02.10.2023
41
Северный речной вокзал Москвы

Идея прорыть канал между Волгой и Москвой-рекой принадлежит Петру I. Были даже определены три варианта трассы. Однако тогда реализовать идею не удалось, и только в 1844 году был построен небольшой участок от Истры до Сестры.

Следующий «подход» был сделан уже в советское время. Решение о строительстве было принято в 1931 году. Главной задачей, стоящей перед каналом Москва — Волга в XX веке, было снабжение постоянно растущего города водой, в которой он отчаянно нуждался. Дополнительно искусственная «река» с ее плотинами обеспечивала электричеством населенные пункты и способствовала созданию промышленных предприятий.

«Канал сокращает водный путь между морями и городами Советского Союза и открывает путь в Москву рыбе и нефти из Каспия, углю и металлу Донбасса, хлебу южных районов, лесным материалам и рыбным богатствам севера», — говорилось в листовке о строительстве канала.

Центром стройки стал город Дмитров. В качестве рабочей силы использовали заключенных, для которых в 1932 году создали Дмитровский лагерь (Дмитлаг). Сначала в нем было около 10,5 тыс. человек, а в 1935 году насчитывалось 192,2 тыс. человек. При этом в 1933 году на стройке умерло 16 % от списочного состава. Всего же с 14 сентября 1932 года по 31 января 1938-го в Дмитлаге умерло 22 842 человека.

Для сооружения канала имени Москвы потребовалось:

  • 35 тыс. тонн металлоконструкций;
  • 2,35 млн куб. м лесоматериалов;
  • 850 тыс. тонн цемента;
  • около 7 млн кубометров камня и гравия;
  • 110 млн штук кирпича.

На стройке работали:

  • 170 экскаваторов;
  • 1600 автомобилей;
  • 275 тракторов;
  • 150 паровозов и 225 мотовозов;
  • 2113 железнодорожных платформ;
  • 240 бетономешалок;
  • 1100 электровибраторов;
  • 5750 электромоторов.

Итогом этой титанической работы стал канал длиной — 128 км, шириной — от 45 до 85 м и глубиной — 5,5 м.

Он полностью закрыл проблему снабжения Москвы водой за счет водохранилища — Московского моря. 11 его шлюзов обеспечивают движение судов по каналу. Как и многие архитектурные творения сталинской эпохи, шлюзы канала имени Москвы — это не безликие гидросооружения. Каждое из них уникально по архитектуре, некоторые украшают скульптуры.

Кроме самого канала, строители возвели в Москве несколько зданий. Для руководства сотрудников канала построили «Дом наркомвода», а также два вокзала — Северный и Южный. В 2010 году Северный вокзал закрыли из-за аварийности. Реставрация завершилась лишь в 2021 году.

Материалы по теме
Речной вокзал Красноярска: от рассвета до заката
История здания, которое знавало и лучшие времена

Вокзал сохранил свое предназначение, хотя мог бы, как его красноярский собрат, стать каким-нибудь бизнес-центром. Люди свободно проходят внутрь, чтобы посетить небольшой зал, где рассказывается история канала, можно подняться на крышу или посетить ресторан. Выход на лестницу тоже свободный (и снова привет Красноярску с его платными услугами!), на ней постоянно фотографируются люди.

Вокруг вокзала разбит большой парк, в порядок привели набережную, сделав ее удобным местом для отдыха. В южной части набережной есть пляжная зона с подогреваемыми бассейнами.

Нужно понимать, что река для Москвы — это транспортная артерия. Незамерзающий на зиму поток круглогодично наполнен различными прогулочными и пассажирскими судами. Кстати, средняя стоимости туров от «Водохода» — около 50-60 тысяч рублей за 7 дней. Сравните с путешествием до Дудинки за миллион.

В 2023 году правительство запустило два маршрута водного «трамвая» на электрическом ходу. Они предназначены не для туристов, а для обычных москвичей, которые хотят объехать пробки. Проезд стоит 150 рублей.

Многие стройки прошлого, особенно сталинских времен, потрясают своими гигантскими масштабами. Канал имени Москвы стал одним из примеров созидания без оглядки на материальные затраты и человеческие судьбы.

Анна Кравченко специально для Newslab

За помощь в подготовке материала благодарим Комитет по туризму города Москвы, использовались исторические материалы сайта «Канал имени Москвы».

Рекомендуем почитать