Маршрут: Красноярск — Сухобузимское — Атаманово — Хлоптуново — Кононово — Абакшино — Кекур — Сухобузимское — Красноярск
Время в пути: 1,5 суток
Примерный километраж: 250-300 км
Количество сделанных фото: тысячи
Сворачиваешь с Енисейского тракта и попадаешь в зимнюю сказку — белый снег, синее небо, молочный лед и тишина, изредка прерываемая ревом мотора, лаем собаки или гулом мерно качающихся на ветру деревьев. Людей на улицах не встретишь. Кажется, весь народ собрался на Енисее, замерзшие заливчики пестрят палатками, на берегах дымятся костры, да проносятся по «дымящейся» воде лодки с суровыми сельчанами. Если любите подледную рыбалку и отдых у реки, вам точно сюда — вся береговая полоса от Атаманово до Берега Таскино в вашем распоряжении. Ну, а мы двигаемся по маршруту.
Атаманово. Крапивинские руины
Бывший пионерлагерь «Таежный» мог бы стать для детского писателя Владислава Петровича мощным источником вдохновения при создании цикла про Великий Кристалл. Про этот «Сибирский Артек» Newslab уже писал, а зимой же сходство с «безлюдными пространствами» Крапивина становится еще сильнее.
Для осмотра доступна заброшенная часть «детской республики», на пике своей истории состоявшей из 11 лагерей: входная группа, металлические ворота стадиона и постамент памятника Мальчишу-Кибальчишу (сам Мальчиш был на месте еще в 2011-м году). Несколько резных деревянных корпусов сохранились — нынче там разместилась база отдыха.
К сожалению, полностью утрачена потрясающей красоты мозаика «Стена огня», созданная в 60-е годы Борисом Аксельродом из речной яшмовой и сердоликовой гальки. Закругленное панно размером 1,2и19 м с фигурками пионеров, смотрящих в огонь, «оживало» благодаря желобу с водой, бегущему по верхней кромке, — вода сочилась по камням мозаики, и в бликах от костра изображение будто двигалось.
Хлоптуново. Белые ходоки и дзен
Бывший колхоз «Красный вал» и совхоз «Первомайский» стоят на высоком берегу над протокой. Виды с яра открываются замечательные, и для любования ими каждый житель установил у своего дома лавочку.
Дорога к селу с обеих сторон «бежит» вдоль Енисея по красивому сосновому бору, где можно от души погулять на снегоступах или лесных лыжах. Дорога, кстати, появилась только в 60-х годах благодаря Василию Плотникову, директору Кононовской РЭБ флота (о ней чуть ниже). С неё можно спуститься на берег Енисея и, опять же, погрузиться в любование до полного отморожения конечностей. Места здесь настолько красивые, что уходить вообще не хочется.
Кононово. Корабли и статуи
До 1998-го в Кононово работала одна из ремонтно-эксплуатационных баз Енисейского флота. А здесь можно узнать, сколько всего на местном РЭБе было построено и достроено с 1947 года. Сегодня главной достопримечательностью села является то, что осталось от его былой славы — судостроительной и судоремонтной. Часть флота на ходу, имеется и . Для любителей колоритных заброшек — самое то.
На бурную жизнь заледеневшей акватории с яра взирают статуи, явно экспроприированные из «Таёжного» — Туристка и Пилот. Если проехать чуть дальше по берегу к переправе, можно застать рандомно работающий паром и посетить деревни на правом берегу Енисея — Усть-Кан и Большой Балчуг, зимой дорога к ним вполне проезжабельна.
А при большом желании и наличии дополнительной телогрейки, есть смысл попробовать уболтать какого-нибудь немногословного владельца моторки свозить вас к устью Кана. Оно того стоит, и само путешествие, и пейзажи стрелки.
Абакшино. Болота и журавли
Следующая точка на карте в зимний период особой эстетической ценности не имеет, но вы можете запланировать ее посещение на середину мая или конец августа.
В окрестностях села раскинулись два болота — Кононовское и Саратовское, последнее выделено в заказник и знаменито тем, что весной и в конце лета здесь собираются предотлетные стаи серого журавля. В отдельные дни можно наблюдать до тысячи особей этой грациозной птицы. Для бердвотчинга понадобятся лишь бинокль и терпение. Точка сборки находится над крохотным озерком у высотной отметки 155 на карте ниже.
Предлагаем поставить палатку и провести тут пару дней наедине с природой, правда, курлыканье тысяч журавлей, похожее на вопли дерущихся котов, может немного охладить вашу симпатию к птицам.
Само болото, оно же старое русло Енисея, очень живописно, особенно в утреннем тумане. Кстати, о птичках. Еще одни крикуны — выпи — одно время обитали в 15 км к северу, у села Павловщина. Есть мнение, что местная речка Бухало получила свое имя от переселенцев из Белоруссии, ведь бУхало по-белорусски — выпь.
Кекур. Минутка краеведения
От крошечного Кекура с населением около 200 человек и большим количеством развалюх, перемежающихся вполне добротными домами, особенно ничего не ждешь, а тут раз — и такое!
Поселок, основанный казаками Матониными, отобравшими землю у аринских князьков, а потом породнившихся с ними через браки своих сыновей с княжескими дочками, даже отмечен на «чертеже Сибири» Семена Ремезова под именем Матона. Потомки Матониных нажили состояние разбоем, а к середине 19 века треть купцов 1-й гильдии Енисейской губернии была из этого рода.
Переехав в Красноярск, они не оставили без присмотра Кекур, построив здесь церковь, жилые дома, ремесленное училище на 50 мест и школу. Здание последней как раз и выбивается из общего архитектурного ансамбля поселка, поражает туриста и служит памятью о Матониных.
А история, случившаяся в 1870-м на свадьбе дочери одного из купцов, почти целиком вошла в книгу «Угрюм-река». Помните, когда в подаренном невесте кулоне с бриллиантами один из гостей узнал украшение своей матери, убитой по дороге из Енисейска в Красноярск? Это всё было с кекурскими...
Сухобузимское. «Шайтан-арба»
Во дворе районного краеведческого музея с августа 2018-го года хранится удивительный экспонат. Это паровая машина, изготовленная в Англии, на заводе «Ричард Гаррет и сыновья» в городе Лейстон. Локомобиль обнаружили с третьей попытки в тайге на правом берегу Енисея красноярские краеведы-энтузиасты Владимир Черников и Дмитрий Семенов. Машина трудилась на одном из приисков, 4 из которых — на реке Кузеевой в конце 19 — начале 20 века принадлежали британским подданым. Возможно кто-то из них и привез в глухомань эту «шайтан-арбу».
В тайгу локомобиль тащили на санях, на их прогнившем остове находку и обнаружили. На спецтехнике подржавевшего свидетеля енисейской золотой лихорадки привезли в Сухобузимское и передали в музей, который по выходным, естественно, не работает. Но можно посмотреть из-за забора. Расписание работы музея на каникулах уточняйте тут.
Где жить и что есть
Конечно, при определенном старании весь маршрут можно осилить за день, но так неинтересно. Есть смысл переночевать в тепле и со всеми удобствами, а главное — с красивейшими видами на берегу Енисея.
В зимнее время на участке от Атаманово до Берега Таскино работают три базы отдыха, которые предлагают проживание как в многоместных домиках и коттеджах, так и в корпусах с отдельными номерами. В качестве бонусов отдыхающим предлагают мангалы, беседки, баню и бассейны с горячей водой под открытым небом. Где-то в программу даже включены завтраки. Базы легко обнаруживаются на Яндекс Картах.
Во всех населенных пунктах имеются продуктовые магазины. А на небольшом гастрономическом пятачке, что за 4,5 км до сворота с Енисейского тракта на Сухобузимское, есть прекрасное армянское кафе, названное в честь одной замечательной русской женщины. Там готовят лучший в мире борщ, который обязательно стоит попробовать. Нескучного вам путешествия!
Виктория Рефас специально для Newslab
Фото: Андрей Тонких