Главная
>
Статьи
>
Общество
>
«Московский блеск и российская нищета»: главные отличия общественного транспорта в столице и регионах

«Московский блеск и российская нищета»: главные отличия общественного транспорта в столице и регионах

30.01.2024
36
Такого метро, как в Москве, не увидит ни один город России

Средство передвижения или инструмент показухи?

Сразу скажем: «идеальная» транспортная система столицы тоже не без изъянов. Сделана ведь в России. А подходы и в Москве, и регионах одинаковые: чрезмерно выпячивать все достижения и активно замалчивать недостатки, даже если их давно обсуждают в соцсетях.

Еще в XX веке задачей московского транспорта было не только людей перевозить, но и пускать всем пыль в глаза. Подземные дворцы-станции с лепниной и статуями, а также прочие уникальные для своего времени транспортные сооружения были не менее важным идеологическим инструментом, чем сталинки-высотки. Они демонстрировали проклятым буржуям, как страна Советов может догнать и перегнать всю планету. О тех временах напоминают лишь изображения вождя мирового пролетариата на некоторых станциях. Но стремление пускать пыль в глаза неистребимо.

Современный столичный транспортный пиар порою напоминает социальные эксперименты над пассажирами. Особенно отличается метро. Там в последние годы стали пускать поезда-плакаты. Ну это когда не очень новый состав целиком обклеивают изнутри и снаружи постерами по поводу юбилея какой-нибудь крупной госкорпорации или еще чего-нибудь.

Я заметил, как некоторые люди специально пропускают такие вот поезда, дожидаясь нормальных. Ведь это еще повезет, если вам ехать куда-то целый час, глядя на фотографию милой собачки, которую предлагают взять из приюта, наведя телефон на QR-код. А если придется пялиться на изображение скальпеля или картин в стиле «вырви глаз»?

Помню, как однажды довелось ехать в поезде, рекламирующем юбилей театра им. Камбуровой. В темном-темном тоннеле несся поезд с серыми-серыми могильными стенами а-ля гранит... В общем, не хватало только траурного марша и пластиковых цветов, чтобы полностью почувствовать себя похороненным заживо.

Традиции поражать воображение сохранились и сегодня. На станции Большой кольцевой линии «Рижская» к открытию установили арт-объект — психоделический монитор.

Сейчас вот вновь запустили поезд «Акварель». Там часть сидений убрали, окна превратили в стены и устраивают вернисажи с настоящими картинами. Днем, когда подземкой пользуются лишь одинокие старушки, может это и мило. А в час-пик... я солидарен со многими москвичами: хочется, чтобы вернули сидения, да и в толпе не то, что картину целом не разглядишь, боишься, как бы рукавом пуховика не смазать хобот нарисованному слону или какую фиалку.

Креаклы-передвижники

Дурной пример заразителен: пассажиры тоже не отстают от транспортных креативщиков. Именно в метро, трамваях и прочих видах транспорта кого только не увидишь: и нищего, в наряде из пластиковых крышечек, и имперского солдата из фильма «Звездные войны», и Безумного шляпника из «Алисы в Стране чудес».

Кто-то едет на косплей, кто-то делает контент для блога, кто-то просто самовыражается. Московские СМИ даже постоянные рубрики завели про такое народное творчество. Вот только если транспортных креаторам за творческие изыскания ничего не бывает, то обычные граждане могут и штраф получить.

Как-то осенью один оригинал накрыл переносной стол прямо на станции, чтобы сделать предложение девушке, заснял все на видео. Позже ему пришлось отвечать на обвинения в хулиганстве и нарушение общественного порядка.

Но апофеозом стал декабрьский показ балета «Щелкунчик» на станции Маяковская в... 2 часа ночи. Сюжеты о такой щедрости Мосгортранса и Большого театра облетели все столичные СМИ, и только пользователи соцсетей задали справедливые вопросы. Во-первых, почему про эту акцию никто не сообщал заранее. Во-вторых, кто были те люди, которые попали на этот аттракцион. Утешило народных комментаторов только одно: вряд ли зрители насладились спектаклем. Потому что плясали на одном конце платформы у эскалаторов, а ряды стульев тянулись до другого.

Для кого и зачем эта показуха — вопрос риторический. С одной стороны, московский транспорт объективно не дотягивает до многих мировых аналогов. В том же Сингапуре я еще в 2020-м сам ездил на поездах без машинистов, в столице такое обещают запустить лишь в 2026 году.

С другой стороны, Москва обогнала всю Россию и даже Санкт-Петербург плетется позади по темпам и уровню модернизации транспорта. Что говорить о прочих городах-миллионниках. Тот же Красноярск свое злополучное метро строит уже лет как тридцать и никуда не ушел дальше очередных обещаний федеральных властей помочь и раздумий о том, что сделать с несколькими километрами уже прорытых тоннелей, да очередных судебных дел о нецелевом расходовании средств.

Московские эталоны...

Большинство москвичей уже подзабыло, что такое смердящие черными выхлопными газами автобусы, холодные или слишком жаркие троллейбусы и трамваи.

По "Тройке" обещают в обозримом будущем и до Тулы довезти

Почти все линии железных дорог, по которым когда-то возили грузы на заводы, сейчас используются городскими электричками. А анекдот про то, что по карте «Тройка» на метро скоро и до Владивостока доедешь, постепенно становится былью. По крайней мере, до Тулы довезти в обозримом будущем точно обещают.

Столичный транспорт — чудо из чудес! — часто даже по расписанию ездит. А проблемы, надо признать, пытаются решать оперативно. Так, при длительных сбоях на линиях метро между станциями запускают бесплатные компенсационные автобусы. При плановых же изменениях для регулирования людских потоков успевают оформить указатели, информационные плакаты, объявления, которые звучат в метро не только из обычных колонок, но и из переносных громкоговорителей. Для сравнения: в Красноярске даже накануне Универсиады 2019 года, к которой готовились лет пять, умудрились «запороть» англоязычные таблички на остановках.

А еще водители московских электробусов не устраивают гонки с открытыми дверьми и не зажимают ими же пассажиров и их сумки. Долго недоумевал, как же всех водителей удалось так вышколить. Они чинно подъезжают к остановке, только тогда открывают двери, и только после того, как те закроются, трогаются с места. Оказалось, что нарушать правила вождения московским водителям мешает... специально установленная автоматика. Хочешь нарушить — не сможешь!

...и российская суровая реальность

Когда привыкаешь к такому, российские города действительно выглядят как дикие территории. Ведь впечатление в первую очередь портит именно транспорт. Бесконечное стояние в ожидании маршрутки раздражает знатно. Да и поездка в качестве «бревна» в пазике-«дрововозке» такое настроение только усиливает. Из-за резких контрастов некоторые мои сибирские знакомые из числа «поуехавших» в столицу, поклялись в Красноярске использовать только такси. Я пока более скептичен: такси тоже не дотягивает до столичных стандартов.

В столице такси — это действительно сервис: водитель подъезжает куда надо тебе, помогает в загрузке и выгрузке багажа, слушает адекватную музыку, не пристает с расспросами. В Сибири просто обескураживает, что ты часто платишь деньги... за великое одолжение, которое тебе нехотя делают. Это начинается уже в аэропорту. Многие таксисты любят встать черте-где за шлагбаумом (ибо нет настроения к выходу из терминала ехать), ленятся багажник открыть — «тебе надо, сам и откроешь». В общем обращаются с клиентом как со своим бедным родственником, который путешествует даром.

И, очевидно, все потому, что российские таксисты слишком сытые и никто не наступает им на пятки. Контрасты начинаются уже в ближайшем Замкадье. Это в Москве таксистам приходится конкурировать не только друг с другом, и с но Мосгортрансом. Например, мой знакомый из финансового министерства (но это не точно) то и дело летает в Сочи готовить какие-то встречи экономического профиля. Из своей квартиры на Тверской в аэропорт он предпочитает ездить... на ночных электробусах. Эти маршруты запустили несколько лет назад. А он — человек небедный.

А вот в Московской области — иная жизнь. После 22 часов на маршрутке можно уже никуда не уехать. Тысячу рублей могут содрать за поездку в соседний поселок в 5 километрах, тогда как в столице за эту сумму можно доехать с окраины в центр.

За эталоны надо платить. Молча

Вот только у всего есть цена и у московского транспортного комфорта тоже. Пассажиры это ощущают, наблюдая постоянное повышение стоимости поезда. Например, 3,5 года назад, когда я приехал в Москву, разовый билет по «Тройке» в центральной зоне стоил 40 рублей, сегодня — 54 (поездка из центра в пригород — 71 рубль). Конечно, мне выгоднее брать безлимитный билет на 30 дней, но и он подорожал заметно: с 2170 руб. в 2020-м до 2730 руб. в январе 2024-го.

И если в провинции каждое повышение тарифов сопровождается воем в соцсетях и сюжетами в СМИ на тему «опять обнаглела эта транспортная мафия», то в столице никакой шумихи нет. Во-первых, транспорт государственный, а во-вторых, московские СМИ (тоже государственные, других-то и нет) методично объясняют населению: хотите новые поезда, линии и станции? Тогда смиритесь с ценами.

После такого понятно, почему на рабочих окраинах люди предпочитают на наземном транспорте зайцами: в час-пик ни один контролер через толпу не пролезет. Также ясно, почему из электричек московских диаметров видно, как некоторые люди пролазят на станции сквозь какие-то дыры в ограждении и взбираются на платформы, рискую упасть прямо на рельсы. Не все москвичи олигархи, здесь и бедных полно, которые предпочтут 54 рубля потратить не на проезд, а на буханку хлеба.

Впрочем, изнанки московского транспортного цеха — отдельная история и о ней я расскажу в следующий раз.

Кирилл Зорин специально для Newslab,
фото из личного архива автора

Рекомендуем почитать