Главная
>
Статьи
>
Культура
>
«Сейчас людям хочется любви»: галерист Павел Башмаков о спросе на искусство и выставке Кандинского в Красноярске

«Сейчас людям хочется любви»: галерист Павел Башмаков о спросе на искусство и выставке Кандинского в Красноярске

26.02.2024
6
Павел Башмаков
Источник: vk.com/bashmakov_gallery

О любви к истории и искусству

Коллекционированием я увлекался с детства. Но не просто собиранием чего-то, а коллекционированием с каким-то познавательным смыслом — к этому меня приучил отец. То есть, если это марки, то марки, например, с известными историческими личностями — а значит, необходимо изучать их биографии, знать, великий ли это полководец или именитый ученый, и что он открыл.

Любовь к истории, к искусству культивировалась с детства походами в художественные галереи, на выставки.

С течением времени это вылилось в то, что я окончил исторический факультет, позже еще и юридический. Далее какое-то время занимался, так сказать, наемным трудом. Но со временем появилась возможность заниматься чем-то и для души. И я начал привозить из Европы различные предметы, прежде всего, связанные с эпохой модерна, отчасти — с ар-деко, и некоторые из них, к моему удивлению, здесь, в России, неплохо продавались.

Что-то я покупал для своего дома, что-то привозил для продажи. Со временем это выросло в такой бизнес, что я смог позволить себе уволиться с работы и заниматься только им.

О первой выставке

Наступил момент, в котором нам с коллегами нужно было определяться, в какую сторону мы растем и развиваемся. Тогда мы разработали такой абстрактный проект — это дом с разными комнатами, по которым мы ходили и размышляли, а чего у нас нет. И вдруг меня осенило: а у нас все есть, только стены в этом доме голые, на эти стены надо что-то вешать.

Было два варианта: либо это живопись, но неизвестных художников, так как живопись известных стоит колоссальных денег, либо это оригинальная графика. Для меня этот выбор был сделан в пользу графики, потому что имя художника важнее, чем средство, которым исполнена работа.

В европейской традиции графика — это то, что появляется на носителе посредством оттиска. При этом носитель может быть абсолютно разный — бумага ручной выделки, кожа, пергамент, и оттиск, в свою очередь, делается с совершенно разных материалов — камень, офорт, дерево и так далее. В российской традиции это называется станковая графика.

Изначально я покупал работы для продажи — это были графические произведения искусства больших художников. Первой купленной серией была «Божественная комедия» Сальвадора Дали.

Я не планировал становиться галеристом, экспозиционером и так далее, но интерес к этому виду искусства только рос: что-то я приобретал для себя, что-то по-прежнему на продажу. Несмотря на то, что я придерживался французской школы, палитра авторов расширялась.

Со временем у меня появилась идея — как это можно показать людям. Я начал говорить об этом. А, как известно, когда разговоров становится больше, они переходят в плоскость дела.

И так получилось, что мои краснодарские знакомые сказали: а давай сделаем выставку у нас, в Краснодаре. Так состоялась моя первая выставка — около 10 лет назад. Это была выставка Сальвадора Дали. С точки зрения организации было много ошибок. Например, работы у нас съезжали, мы каждую ночь их поправляли.

Но главный вывод для нас — это то, что мы увидели колоссальный зрительский интерес и поймали ощущение того, что делаем интересное и красивое дело. И оно очень зацепило, а мой род деятельности поменялся в сторону выставочной деятельности.

Об интересах и вкусах

Я себя сейчас идентифицирую больше как просветитель. Галеристом я стал только полгода назад, потому что до этого собственной галереи у нас не было, ее создание — это большая отдельная тема.

Я продолжаю оставаться проводником между коллекционерами и произведениями искусства, мне нравится пополнять коллекции людей, увлеченных этой историей. Отчасти они позволяют утолять мой голод шопоголика (да, такие шопоголики тоже бывают!). Для себя мне купить что-то сложнее, потому что либо рынок не предлагает то, что мне нужно, либо цена слишком высока. Я для себя стараюсь этот вопрос решить переходом из количества в качество.

Интерес к искусству остается на высоком уровне, и это не подвержено серьезным изменениям. Конечно, влияют внешние обстоятельства — пандемия, например, или же некоторые политические потрясения, но, как я заметил, их воздействие — оно временное.

Да, после пандемии был взрыв внимания к искусству, к посещению выставок, музеев. Если говорить про авторов, то можно тоже заметить некоторые тенденции. Сейчас людям больше захотелось любви, и если раньше абсолютными лидерами по популярности были Дали и Кандинский, то сейчас их обогнал Марк Шагал.

Павел Башмаков на открытии выставки Марка Шагала
Источник: vk.com/bashmakov_gallery

Что касается зрительского интереса, то я всегда отмечаю, что выставка удачно проходит в том городе, который живой, в котором всё хорошо с экономикой, где есть много событий. А в стагнирующем городе, там, где слабо развито предпринимательство, культурная жизнь — даже при условии большого населения, спрос на выставки не очень высок.

О выставке Кандинского в Красноярске

«Цветозвуки» — это выставка художественного наследия Василия Кандинского, который является не только художником, но и теоретиком. Он является автором книг, обосновывающих беспредметность в искусстве, о влиянии музыки на цвет и наоборот. Кандинский был синестетиком, который «слышал» цвета и «видел» музыку различными цветами. И он верил, что людей можно научить синестезии. И мы привезли выставку, которая показывает историю формирования его идей.

Выставка разбита на три этапа творческой жизни Кандинского. Первый этап или «Период всадника» ознаменован тем, что он еще не отказался от предметной живописи, а оперирует в своих работах какими-то образами. В это время он находится под впечатлением от фольклора — как от русского, особенно северного, так и от немецкого.

Второй период — это полный отказ от предметности и в живописи, и в графике. Это период, когда он переезжает в Германию, преподает в Баухаусе, который как раз и ставил задачу синтеза искусств. Этот период называется «Период круга». Кандинский сам говорит, что круг — это наиболее сильная, мощная геометрическая фигура, которая «затмевает моего всадника».

Далее 1933 год — приход к власти нацистской идеологии и вынужденный переезд во Францию. Тогда же в творчестве Кандинского наступает последнее преобразование — период биоморфных структур или «Парижский период». На выставке мы проходим все три периода, и венчает ее наше видение синтеза музыки и цвета. Это мультимедийный зал, который создан по работам, представленным в экспозиции.

Выставка открыта в Красноярском художественном музее им. В. И. Сурикова на правом берегу (пр. имени газеты «Красноярский Рабочий», 68). Она будет работать до 26 мая.

Беседовала Валя Котляр специально для Newslab

Рекомендуем почитать