Главная
>
Статьи
>
Культура
>
«Искусство железной дороги»: красноярские пути на полотнах известных художников

«Искусство железной дороги»: красноярские пути на полотнах известных художников

28.06.2024
4

Павел Пясецкий — «Великий Сибирский путь» (1894-1903 гг.)

Первые изображения железной дороги, пролегающей через Красноярск, появились на полотне Павла Пясецкого. Это большая работа длиной 942 метра, прозванная «километровой акварелью». Акварель написана в 1894-1903 годах по заказу Управления строительством Сибирской железной дороги. Создана она на базе многочисленных путевых эскизов и изображает виды Транссибирской магистрали от Самары до Владивостока.

Над работой Пясецкий трудился почти шесть лет, за нее ему заплатили 18500 рублей.

Картину показывали на всемирной выставке в Париже в 1900 году. Для демонстрации был построен специальный павильон с тремя вагонами, включающими салон, спальные места и столовую: посетители («пассажиры») заходили в вагоны, рассаживались по местам и просматривали панораму через окна. Специальные установки имитировали тряску вагонов и движение поезда. Движущаяся панорама состояла из нескольких двигавшихся картин.

В 2004 году РЖД и Эрмитаж договорились о реставрации картины. 30 октября 2007 года, к 170-летнему юбилею железных дорог России, в здании Витебского вокзала Санкт-Петербурга открылась выставка об истории и развитии железных дорог, на которой была представлена панорама Транссибирской железной дороги после реставрации.

Материалы по теме

Строительство «Великого Сибирского пути» — это рождение железной дороги в Сибири и Красноярске. Темпы строительства этой самой протяженной в мире магистрали кажутся поразительными даже сейчас, ведь в год по топям и болотам прокладывали по 740 километров пути.

Борис Белый — «Первооткрыватели трассы мужества»

«Трассой мужества» называется железная дорога на участке Абакан — Тайшет. Она проходит по территории Красноярского края, захватывая Хакасию и Иркутскую область. Этот сложнейший участок прокладывался в 1958–1965 годах, стройка была объявлена ударной комсомольской, сюда съезжались молодые люди со всего Советского Союза.

Исследовать Саяны в 1942 году отправилась группа, во главе которой был Александр Кошурников. Ему помогали техник Константин Стофато и инженер Алексей Журавлев. С группой после почти двух сотен километров пути произошла трагедия: их плот на стремительной реке затащило под лед и только одному Кошурникову удалось добраться до берега, но он замерз.

Этот подвиг вызвал интерес художника Бориса Белого. На полотне «Первооткрыватели трасы мужества» изображена вся экспедиция. Одного из персонажей картины — Константина Стофато — художник рисовал с себя. Размеры полотна внушительны — 170 на 220 сантиметров. Сам автор вдохновился на работу после книги Владимира Чивилихина «Серебряные рельсы».

«Тогда многих всколыхнула тема подвига Кошурникова, появлялись даже песни. И Бориса Белого она увлекла, он начал делать наброски. Картина получилась очень трагичной, цвет реки Казыр на ней свинцовый и показывает, как группу буквально сковало. Работа долго находилась в другом помещении и полотно кто-то порвал. Но сотрудники Курагинского музея эту картину нашли, отреставрировали, и теперь она хранится у них», — рассказала ведущий методист Подразделения по сохранению исторического наследия Красноярской железной дороги Наталья Исаева.

Андрей Поздеев — «Гудок» (40-е годы)

Сегодня многие знают Андрея Поздеева как авангардиста. Но на заре своего творчества он писал много натуралистичных работ, в том числе посвященных городу. Есть у автора и серия из 18 картин, посвящённых железнодорожной тематике. Ее обнаружили во время изучения работ из собрания коллекционера сибирского искусства Сергея Образцова.

Картины были написаны в конце 40-х годов. В цикл входит несколько портретов железнодорожников, ряд картин посвящён изображению различных технических устройств того времени. Например, ручной стрелочный перевод с флюгаркой, паровозная колонка, поезда.

Картины небольшого размера — примерно 30 на 20 сантиметров. Некоторые исследователи предполагают, что они могли стать частью большого полотна.

Позднее мотив железной дороги также появляется в творчестве Андрея Поздеева. В Абаканской картинной галерее есть работа «На станции», в частной коллекции в Красноярске имеется произведение под названием «Станция Красноярск». А в Красноярском художественном музее хранится картина 1960 года «Железнодорожные пути».

Борис Ряузов — «Железнодорожный вокзал Красноярск» (1981)

Борис Ряузов — один из известнейших красноярских художников. В 1960-80-х годах особенно сильно его интересовала тема города, а Красноярск в то время развивался очень динамично. Нередко сюжетами работ Ряузова становились городские пейзажи — порты, вокзалы, промышленные объекты. Попал во внимание художника и железнодорожный вокзал.

Борис Ряузов запечатлел современное для тех годов здание вокзала. Оно было построено в начале 60-х — просторное, вместительное, с большими и светлыми залами. Вокзал возвели по проекту архитекторов К. И. Митина и Д. К. Волошина.

Сейчас внешний вид здания вокзала сохранился на фото: в 2004 году здесь провели реконструкцию, многое изменив.

Тойво Ряннель — «Ачинский вокзал» (1984)

Тема железной дороги особенно привлекала художников в 70-80 годы прошлого века. В Красноярском крае произошла электрификация железной дороги, и старые паровозы начали заменять современные электросоставы.

«Первые электровозы были французскими, их так и называли „француз“, они были очень красивыми. И конечно, это все вдохновляло авторов, которые стремились отобразить время, передать ту индустриализацию, которая происходила и в крае, и в стране», — рассказала Наталья Исаева.

Тойво Ряннель — самобытный художник Красноярского края. С середины 60-х он занимается темой преобразований в регионе, которые затрагивают, прежде всего, природу. Так появляются работы «Красноярское море», «Плотина Красноярской ГЭС», «Дивногорск. Набережная», триптих «Над Енисеем», позднее — «Саяно-Шушенская ГЭС», «Хантайская ГЭС», «Перекрытие Енисея».

Есть в работах у Тойво Ряннеля и изображение ачинского вокзала. Изначально станция Ачинск была деревянным строением.

«Раньше здание вокзала было деревянным. В уже в 80-е построили новый вокзал. Проект хоть и типовой, но для Ачинской ветки это заметное архитектурное обновление. Необходимость строительства нового здания обосновывалась просто: чем больше путей появлялось, тем больше становилось пассажиров. И старое деревянное здание просто не вмещало людей — многим приходилось ждать поезда на улице, что конечно вызывало жалобы», — рассказала Наталья Исаева.

Евгений Шепелевич — «Свежий снежок, станция Дивногорск» (1973)

Художник Евгений Шепелевич — уроженец Красноярского края.

В 1949 году окончил Красноярскую художественную школу им. В. И. Сурикова. Работал преподавателем Кемчугского детского дома в Козульском районе Красноярского края. Создавал в Кемчуге первую в Сибири сельскую картинную галерею. В 1960 году он отправился работать на Красноярскую ГЭС. С тех пор неоднократно в своих работах он запечатлевал этапы строительства ГЭС и Дивногорска.

Одну из картин Евгений Шепелевич посвятил железнодорожной станции Дивногорск. Первый груз по ветке из Красноярска в Дивногорск доставили в 1961 году.

На картине Шепелевича мы видим уже дорогу с двумя путями и слаженно организованным пассажирским сообщением. А в левой части картины даже виднеется здание дивногорской станции.

Анатолий Знак — «Победа. На дальний Восток» (конец 90-х)

Художник Анатолий Знак родился в 1939 году на станции Козулька Красноярского края в семье учительницы и железнодорожника. В Красноярске он получил основы изобразительного искусства в художественной школе им. В. И. Сурикова, а затем — учёба в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. В 1971 году он вернулся домой после окончания института.

Картина «Победа. На Дальний Восток» была начата в 90-е, над ней автор работал до конца жизни. Размеры ее внушительны — 2,2 на 3 метра, это последняя незавершенная картина Знака.

Сюжет картины — встреча эшелонов в 1945 году, которые шли с запада на восток. Сибиряки встречают на полустанке советских воинов-победителей и провожают их на Дальневосточный фронт.

Анатолий Знак изобразил здесь свои детские воспоминания, а на эскизе художник слева в углу изобразил и себя — маленького Толю на руках у дедушки.

В этом году дочь художника, подписала документ о передаче произведения своего отца в дар Красноярскому художественному музею имени В.И. Сурикова.

Алексей Терехов — «Красноярск»

Сегодня тема железной дороги привлекает больше фотографов, чем художников. Тем не менее, живописные работы всё же появляются. Так, у художника из Владивостока Алексея Терехова в 2016 году прошла выставка «Транссибирский экспресс. Владивосток-Москва». В число работ попал и Красноярск.

Художник изобразил перрон красноярской станции — безлюдный и тихий.

Узнать больше об истории железной дороги, строительстве путей, а также о том, кого она вдохновляла на творчество, можно в Музее Красноярской железной дороги на проспекте Мира, 101. Заходите и узнавайте новое!

Интернет-газета Newslab

Рекомендуем почитать